Развитие экспрессивной и импрессивной речи

Каждый речевой звук, который ребенок начинает воспри­нимать, выделять, дифференцировать от неречевых, а затем и от других речевых звуков, связывается с предметом, картинкой, действием, с конкретной ситуацией, становится их обозначени­ем. На начальных этапах работы для выработки условной свя­зи звучания и предмета выбираются слова-эквиваленты, зву­ковые комплексы паровоз, машина; рсамолет, рычащая собака; му — корова и т. д.) в одном из строго фиксированных значений, устанавливается и закрепляется связь звука или сочетаний звуков с предметом или его изоб­ражением.

После дифференциации некоторого количества звуков пе­реходят к различению слогов, опять-таки в связи с конкрет­ным предметом или действием, и простых слов со строгой предметной соотнесенностью. Наиболее легкими являются сочетания двух гласных, гласной и согласной — уа, ау, ам, со­гласной и гласной в открытом слоге ма, па, на, та и др. Про­водится дифференциация изолированных гласных, затем глас­ных в начале слов. В работе избегают трудных для слухового опознания звукосочетаний и слов (два-три согласных в соче­тании: кт, те, ств и т. д.). Слова, которые ребенок учится различать первыми, должны быть далекими, не похожими ни по смыслу, ни по структуре, ни по звучанию. Каждое слово при его восприятии получает двигательное, зрительное или тактильное подкрепление. Широко используются зрительный, зеркальный контроль, чтение с лица. Первые слова, восприни­маемые ребенком, произносятся с неизменной интонацией. Подчеркнутая интонация, опора на нее помогает ребенку ори­ентироваться в общении, интонационная окраска является ведущей опорой при определении смысла обращений к ребен­ку. Проводится планомерная работа по накоплению пассив­ного словаря, одновременно идет и развитие собственной речи.

По называнию ребенок показывает картинки, имитирует выполнение движений. Разучивается комплекс движений, которые ребенок постепенно привыкает выполнять сначала по заученному порядку при речевом сопровождении педаго­га, а позднее вразбивку по словесной инструкции: «Руки вверх, в стороны» и т. д.

На эмоционально-игровом фоне воспитывается интерес к звукам. Ребенок не только учится определять характер звука, показывая на соответствующий источник звучания, но и ло­кализовывать его в пространстве, определять место, где спря­тана звучащая игрушка. В играх ребенок постепенно приуча­ется различать силу, длительность и интенсивность звукового сигнала, избирательно реагируя на определенные звуки.

Связь между словом и пред­метом устанавливается при неоднократном совпадении слуховых и зрительных ощущений. Для превращения слова в понятие, для приобретения словом обобщающего значения важна не просто повторяемость, а выработка возможно большего числа условных связей, пре­имущественно двигательных. Ребенок в ходе предметно-практических действий должен овладеть умением выполнять с предметом по словесной инструкции как можно больше заданий.

По возможности раньше учат ребенка воспринимать сло­восочетания и фразы. Первые из них обычно бывают стан­дартизированными: слова произносятся в определенном по­рядке, с неизменной интонацией. Инструкции, с которыми обращаются к ребенку, носят обиходно-бытовой характер. Сначала он привыкает понимать только одного человека, а затем по мере нарастающих возможностей ребенка к этой работе привлекаются окружающие его взрослые.

Фраза понимается не сама по себе, а как часть более обще­го воздействия на нервную систему ребенка. Учитывается, что понимание фраз сначала только ситуационно, зависит от оп­ределенных деталей, поэтому и менять порядок слов, интона­цию при проговаривании фраз не рекомендуется.

Возможность восприятия развивается медленно, понимание становится возможным только после того, как оно будет под­готовлено со стороны зрительного и тактильно-вибрационного анализатора: ощущение голосовых складок при фонации, силы и направленности выдыхаемой воздушной струи и т. д.

Постепенно уточняются слуховые и двигательные дифференцировки, воспитывается понимание и собственная речь ре­бенка. Первыми исчезают акустические неточности, позднее изживаются ошибки собственной речи. Формирование собствен­ной речи становится возможным по мере развития фонемати­ческого восприятия, тонких акустических дифференцировок.

Основной акцент на протяжении всей работы делается на вос­питании у ребенка сознательного анализа и синтеза речи.

У ребенка формируется понимание логических, граммати­ческих и тематических групп слов. Ведется работа над пониманием постепенно усложняющих­ся фраз, детализированных заданий, инструкций, над созна­тельным анализом и синтезом состава собственной речи и речи окружающих. Ребенка учат дослушивать фразу до кон­ца, вникать в ее содержание, а не действовать импульсивно, по первому, часто ошибочному впечатлению. Понимание ребен­ком речи долгое время зависит от ситуации, контекста, его общего состояния, эмоциональной настроенности на занятие и от ряда других факторов. Речевой поток при работе сначала расчленяется, а затем проговаривается целостно.

От обобщений в работе идут с конкретизации: цвет — крас­ный, синий; вкус — кислый, сладкий и т. д. Выработка четких акустических дифференцировок (слушай-покажи) обеспечи­вает понимание грамматических конструкций, преодоление отчуждения смысла слов, различение близких по звучанию. При поиске ребенком правильной звуко-слоговой структуры слова идет сличение слышимого звукосочетания с тем этало­ном слова, который закреплен в упражнениях. Воспитывает­ся внимание к речи окружающих, контроль за своей речью, критическое отношение к ней.

В более легких случаях сенсорной неполноценности ребе­нок учится дифференцировать слова, близкие по звучанию, отличающиеся одной фонемой, слова с одинаковой ударнос­тью, с одинаковыми опорными звукосочетаниями, с разным Количеством слогов (слоговым размером), учится определять последовательность звуков в слове.

Слова и предложения закрепляются через их употребление ребенком в ходе создания соответствующих ситуаций обще­ния. Используются различные тренировочные упражнения, направленные на совершенствование восприятия и дифферен­циацию звуков на слух и в собственном проговаривании.

Постоянно проверяется, правильно ли ребенок понял слово, фразу, смысл прослушанного рассказа. С этой целью исполь­зуются различные картинки, графические схемы слов и пред­ложений, цветные фишки для закрепления структурного и звукового состава речи, с помощью символики иллюстрирует­ся изменение морфологического значения слова, структура предложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: