Особенности работы с детьми разного возраста

Обучение детей первого уровня речевого развития предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; фор­мирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.

Логопедические занятия с безречевыми детьми проводят­ся небольшими подгруппами (2—3 человека) в форме игро­вых ситуаций, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. При этом используются персонажи кукольного театра, заводные игрушки, теневой театр, фланелеграф и т. д.

Обучение детей второго уровня осуществляется преиму­щественно в дошкольных группах для детей с ОНР (с 4-лет­него возраста), в подготовительном классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи I отделения (с 6—7-летнего возраста). Коррекция речевого дефекта с одновременным ме­дикаментозным воздействием при показаниях может перио­дически проводиться на базе речевых стационаров, психонев­рологических санаториев (с 4—7 лет — дошкольное отделение, от 7—13 лет — школьное отделение).

Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада, с б—7 лет поступают в подготовительный или I класс школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети, которые могут быть условно отнесены к верхней гра­нице третьего уровня, при условии достаточной школьной подготовки обучаются в общеобразовательной школе с обяза­тельным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте.

Обучение и воспитание детей с ОНР школьного возраста осуществляется в специальных школах для детей с тяжелы­ми нарушениями речи.

Разработка содержания и методов обучения основывается на тщательном изучении закономерностей речевого развития уча­щихся (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, И. К. Колповская, Г. В. Чиркина, О. Е. Грибова и др.).

Системное нарушение всех компонентов речевой деятель­ности характеризуется следующими проявлениями.

• ограниченным словарным запасом;

• наличием многочисленных словесных замен;

• использованием слов в ограниченных речевых ситуа­циях без учета контекстуальных связей;

• устойчивым аграмматизмом;

• бедностью и стереотипностью синтаксического оформ­ления речи; использованием преимущественно простых рас­пространенных предложений с небольшим количеством чле­нов (3—4);

• нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобла­данием звуковых ошибок фонематического типа.

Особенности речевого развития учащихся I отделения оп­ределяют специфику обучения в школе. Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Со­держание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений рече­вого развития; организацию активной речевой практики; обу­чение письму, чтению; систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию; подготовку к дальнейшему ус­воению русского языка как предмета и других курсов в объе­ме неполной средней общеобразовательной школы.

Обучение письменной речи начинается с 3-го класса и ус­ловно делится на три этапа: 1 — вводный; 2 — этап созна­тельного усвоения грамматических действий и осознанного оперирования грамматическими единицами; 3 — этап фор­мирования автоматизированных умений.

Методика обучения письменной речи носит коррекционно-пропедевтический характер. В задачу методики наряду с обу­чением новому виду речевой деятельности и формированию навыка пользования грамматическими правилами построения письменного высказывания включается создание адекватных предпосылок для успешного их освоения, заключающееся в коррекции механизма порождения аграмматизма в письмен­ной речи

Литература

1. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Уманская, Т. М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учебное пособие / Т. М. Уманская. — Москва: Владос, 2015. — 296 с. — ISBN 978-5-691-02135-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96298 — Режим доступа: для авториз. пользователей. C.274-282

 

Перечень ресурсов информационно-аналитической сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

· http://www.pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека.

· http://pedagogicheskaya-biblioteka.ru - электронная педагогическая библиотека.

· http://www.IKPRAO.RU - официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.

· http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование».

· http://fatihovalf.ucoz.ru/publ - персональный сайт кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и дефектологии ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" Фатиховой Лидии Фаварисовны.

· http://www.festival.1september.ru – самый массовый открытый педагогический форум.

· http://www.shishkova.ru – персональный сайт дефектолога Маргариты Игоревны Шишковой.

· Кафедра специального (дефектологического) образования ГБОО ВО Республики Крым “КИПУ”http://defectolog.do.am/

· Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека»http://www.franko.crimea.ua/

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: