Обучение детей первого уровня речевого развития предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.
Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2—3 человека) в форме игровых ситуаций, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. При этом используются персонажи кукольного театра, заводные игрушки, теневой театр, фланелеграф и т. д.
Обучение детей второго уровня осуществляется преимущественно в дошкольных группах для детей с ОНР (с 4-летнего возраста), в подготовительном классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи I отделения (с 6—7-летнего возраста). Коррекция речевого дефекта с одновременным медикаментозным воздействием при показаниях может периодически проводиться на базе речевых стационаров, психоневрологических санаториев (с 4—7 лет — дошкольное отделение, от 7—13 лет — школьное отделение).
|
|
Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада, с б—7 лет поступают в подготовительный или I класс школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Дети, которые могут быть условно отнесены к верхней границе третьего уровня, при условии достаточной школьной подготовки обучаются в общеобразовательной школе с обязательным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте.
Обучение и воспитание детей с ОНР школьного возраста осуществляется в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Разработка содержания и методов обучения основывается на тщательном изучении закономерностей речевого развития учащихся (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, И. К. Колповская, Г. В. Чиркина, О. Е. Грибова и др.).
Системное нарушение всех компонентов речевой деятельности характеризуется следующими проявлениями.
• ограниченным словарным запасом;
• наличием многочисленных словесных замен;
• использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учета контекстуальных связей;
• устойчивым аграмматизмом;
• бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений с небольшим количеством членов (3—4);
• нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа.
|
|
Особенности речевого развития учащихся I отделения определяют специфику обучения в школе. Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений речевого развития; организацию активной речевой практики; обучение письму, чтению; систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию; подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета и других курсов в объеме неполной средней общеобразовательной школы.
Обучение письменной речи начинается с 3-го класса и условно делится на три этапа: 1 — вводный; 2 — этап сознательного усвоения грамматических действий и осознанного оперирования грамматическими единицами; 3 — этап формирования автоматизированных умений.
Методика обучения письменной речи носит коррекционно-пропедевтический характер. В задачу методики наряду с обучением новому виду речевой деятельности и формированию навыка пользования грамматическими правилами построения письменного высказывания включается создание адекватных предпосылок для успешного их освоения, заключающееся в коррекции механизма порождения аграмматизма в письменной речи
Литература
1. Китик, Е. Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е. Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624. — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Уманская, Т. М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учебное пособие / Т. М. Уманская. — Москва: Владос, 2015. — 296 с. — ISBN 978-5-691-02135-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96298 — Режим доступа: для авториз. пользователей. C.274-282
Перечень ресурсов информационно-аналитической сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
· http://www.pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека.
· http://pedagogicheskaya-biblioteka.ru - электронная педагогическая библиотека.
· http://www.IKPRAO.RU - официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.
· http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование».
· http://fatihovalf.ucoz.ru/publ - персональный сайт кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и дефектологии ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" Фатиховой Лидии Фаварисовны.
· http://www.festival.1september.ru – самый массовый открытый педагогический форум.
· http://www.shishkova.ru – персональный сайт дефектолога Маргариты Игоревны Шишковой.
· Кафедра специального (дефектологического) образования ГБОО ВО Республики Крым “КИПУ”http://defectolog.do.am/
· Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека»http://www.franko.crimea.ua/