Игра «Будь внимательным»

 

Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.

 

Ход игры

Воспитатель: Дети, я буду называть пары слов. Если вы услы­шите родственные слова, наклонитесь вперед, а если услышите не родственные слова, покачайте головой.

Сад - сажать,                пересаживать - палисадник,

садик — ссадина,            садоводство — рассада,

всадник саженец,       садочек — салат

 

Упражнение «Семья родственных слов»

Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного связного текста и запоминать их.Упражнять детей в пересказе с опорой на серию картин.

 

Оборудование: Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).

 

Ход упражнения

Чтение текста.

— Беседа по содержанию.

8

 

Семантический разбор незнакомых слов.

— Повторное чтение текста с установкой на выделение и за­поминание родственных слов. Ответы детей. За правильный ответ дети получают поощрительную фишку.

— Пересказ текста с опорой на серию сюжетных карти­нок.

Садоводство

Однажды весной Сеня Садовников с папой и мамой поехал в Бота­нический сад. Они ходили по садовым дорожкам вдоль палисадников, наблюдали за работой садовников. Садоводы сажали в землю зеленую рассаду, пересаживали молодые саженцы. У них было много садовых инструментов: лопата, грабли, тяпка и даже садовничий нож. На следующий день Сеня предложил ребятам в садике вместе посадить маленький садочек.

 

Упражнение «Солнышко»

 

Цель: Развивать зрительное восприятие, навыки звукобуквенно-го анализа и синтеза. Обогатить активный словарь родственными словами двух словообразовательных гнезд.

 

Оборудование: Пособие «солнышко», состоящее из главного слова САД и лучиков с «кусочками» слов.

 

Ход упражнения

 

Воспитатель: У слова САД вы­росло много лучиков —родственных слов. Угадайте их. Дети прикладывают лучи к солнышку и составляют слово из двух частей. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность. Слова:сад-ик, сад-овод, сад­овник, сад-ить, сад-ы, сад-очек.  

 

9

 

 

Подвижная игра

«В гости к родственникам»

Цель: Развивать умение находить и объяснять родственные слова.

Оборудование: Две карточки с главными словами САД, ДОЖДЬ, гнезда родственных слов для ведущих. Маленькие кар­точки двух групп с родственными словами.

 

 

 

 

Ход игры

Из детей выбирают двоих ведущих, которые берут себе большие карточки САД и ДОЖДЬ. Остальные дети получают маленькие кар­точки с родственными словами двух групп. Водящие называют свои слова и объясняют, что они ждут к себе в гости родственников.

По команде дети собираются вокруг водящих и объясняют, по­чему они приходятся им родственниками. Выигравшим считается та группа, которая быстрее собралась и правильно доказала свои родственные связи.

Педагог еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.

Примечание. Карточки со словами можно заменить картин­ками.

 

Ребусы

Цель: Формировать умение ориентироваться в звукобуквен-ном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвбльное внимание, логическое мышление.

Оборудование: Карточки-задания.

10

 

Ход упражнения

Инструкция: 1. Составь слово по первым звукам названий картинок.

(садик)

2. Прочитай слово, расположив буквы по высоте.

3.Прочитай слово (запиши), располагая буквы в соответствии с цифрам.

11

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow