Сущность и классификация инжиниринговых услуг

Продажа инжиниринговых услуг стала самостоятельной формой МТИС.

Понятие «инжиниринговые услуги» в нашей стране появились сравнительно недавно, впрочем как и все новые понятия, связанные с рыночными отношениями. Однако, говорить о том, что инжиниринговых услуг как таковых в период плановой экономики не было вообще тоже нельзя. Данные услуги оказывались как специализированными предприятиями и организациями (например, организациями по проектированию зданий и сооружений), так и предприятиями торговли в виде дополнительных услуг производственного и непроизводственного характера. Но особого внимания инжиниринговым услугам как дополнительному источнику прибыли не уделялось.

Значительно выросла роль инжиниринговых услуг в условиях становления рыночных отношений, обострения конкуренции и, соответственно всего, что с этим связано.

Развитие предпринимательства позволило развивать данный вид бизнесе, тем более что на него резко возрос спрос со стороны предприятий и и организаций, не имеющих возможность компетентно решать те или иные вопросы, связанные, например, с проведением маркетинговых исследованием, проектированием объектов и т. д.

Предприятия и организации, основным видом деятельности которых не являлось оказание инжиниринговых услуг, организовав их оказание у себя, значительно повысили свою конкурентоспособность на рынке.

 До настоящего времени в отечественной и зарубежной литературе не выработано единого определения инжиниринга. Предложим определение, данное Л. В. Осиповой и И. М. Синяевой:

Инжиниринг – оказание фирмой услуг консультационного характера, а также связанных с разработкой проектов строительства; составлением схем; поставками машин, оборудования и материалов; проведением опытно-конструкторских и изыскательских работ.

Инжиниринговые услуги – это выполнение комплекса операций по оказанию услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера, осуществляемого инженерно-консультационными, промышленными, строительными и другими коммерческими организациями.

Рынок инжиниринговых услуг в России развивается достаточно интенсивно, и взаимодействует практически со всеми со всеми видами деятельности и предприятиями различных отраслей. Особенно эта связь заметна с рынков строительства, производства машин и оборудования, недвижимости, торговли.

Инжиниринговые услуги как товар имеют ряд особенностей. Прежде всего результаты инжиниринга чаще всего воплощаются не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может иметь или не иметь материального носителя. Например, услуги по проектированию объекта имеют своим результатом строительство объекта 9полезный эффект),а материальным носителем их являются проект и техническая документация.

Инжиниринговые услуги в конечном счете связаны с подготовкой и обеспечением процессов производства и реализации, рассчитанных на промежуточное потребление материальных благ и услуг. Услуги непроизводственного характера в состав инжиниринга не входят. Например, проектные и другие работы по созданию проектов банков, предприятий торговли, планированию рынков, методов реализации продукции на рынках - это инжиниринговые услуги в отличии от работы банков, магазинах, на предприятиях, производящих товары.

Объектом купли-продажи в инжиниринге являются услуги, приспособленные к использованию в конкретных условиях и передаче в среднем доступных научно-технических, производственных, коммерческих и прочих знаний и опыта. Этов принципе воспроизводимые услуги, которые на рынке могут продаваться множеством продавцов.

Также до настоящего времени не выработана определенная классификация инжиниринговых услуг. Представим основные виды инжиниринговых услуг, наиболее активно развивающиеся в настоящее время в России.

Инжиниринговые услуги делятся на три группы:

1. Услуги по подготовке производства:

= предпроектные услуги;

= проектные;

= послепроектные.

К этим услугам относятся:

= социально - экономические исследования;

= изучение рынка;

= полевые исследования;

= топография (составление карт);

= составление планов, схем, технических спецификаций;

= подготовка контрольной документации;

= составление технико - экономического обоснования (бизнес - план).

2. Услуги по организации процесса производства и управления предприятие.

3. Услуги по обеспечению реализации продукции.

Инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилуч­шего экономического эффекта от вложения инвестиций в новый про­дукт и определение будущих перспективных направлений иннова­ционной деятельности. Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:

1) инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект мо­жет иметь материальный носитель в виде документации, черте­жей» планов, графиков и т.п. или не иметь такого носителя, например, обучение персонала, консультации и т.п.;

2) инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику. Коммерческая характеристика финансовой инновации воплощается прежде всего в ее брэнде;

3) инжиниринг инноваций в отличие от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, сто­имость которых определяется общественно необходимыми за­тратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов их реализации.

На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетает­ся с продажей ноу-хау. Это ведет к смешению понятий инжиниринго­вых услуг и обмена технологиями. В действительности инжинирин­говые услуги – это способ передачи новых технологических и других знаний, а сами услуги представляют собой товар, отличный от техно­логии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: