Характеристика мотивационной сферы

В психологических работах часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». В отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов.

Мотивационная сфера личности определяет поведение человека, его поведенческую активность, устремленную на достижение целей, которые объединены с удовлетворением человеческих потребностей.

Центральными характеристиками такой сферы личности выступают:

разнообразие мотивов;

множественный характер;

гибкий характер;

существование определенной иерархии;

структурированность;

устойчивый характер мотивов;

динамичность мотивов;

мотивационная сила.

С точки зрения развитости, ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности (Р. С. Немов, 1994).

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. К такому пониманию широты мотивационной сферы необходимо сделать ряд уточнений. Вряд ли можно напрямую связывать развитие мотивационной сферы человека с количеством имеющихся у него разнообразных потребностей, склонностей, интересов. Конечно, плохо, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только одним-двумя видами развлечений, аспектами профессиональной деятельности и т. п. (например, увлечение только футболом и то лишь в роли «болельщика»). Но вряд ли можно приветствовать и другую крайность, когда человек проявляет интерес (весьма поверхностный) ко всему, серьезно ничем не занимаясь.

Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности – по В. И. Ковалеву – составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания), которые он и многие другие авторы называют потенциальными мотивами. Следовательно, мотивационная сфера личности сама является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга. Широту мотивационной сферы не следует путать с широтой мотивационного поля, которое участвует в образовании актуального мотива.

Гибкость мотивационной сферы характеризуется, по Р. С. Немову, разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. То есть речь идет фактически о замещении одной цели другой.  

Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкост ь — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархизированность мотивационной сферы – это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие – подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие – реже.

Иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы. Иерархичность же мотивов является неизбежной, так как в каждой мотивационной структуре имеют место первостепенные, а также имеются и такие, которые имеют вторичное значение, и их удовлетворение не ставится человеком на психологическом уровне первоначальными. Каждая из потребностей ублаготворяется ступенчато, начиная с физиологических потребностей человека.

Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности – это, по существу, формирование самой личности, т. е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек.

Так же к важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся: множественность, структурность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.

Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов. Множественность отражает прежде всего развитость содержания мотивации, которая обеспечивает положительное устойчивое отношение к деятельности. Она предполагает наличие достаточного количества мотивов, измеряемых с помощью количественных и качественных показателей.

Структурность мотивации оценивается по наличию определенных ее видов исходя из желательности, а иногда и необходимости определенных видов мотивов.

Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, "присвоения", "принятия") потребности и мотива, по его интенсивности.

Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрение не исчезает при получении очередной благодарности; принятие руководством мнений и предложений подчиненных не ослабляет стремлений последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов. Динамичность определяется изменением силы и приоритетности мотивов, потому как в зависимости различных факторов меняется внутреннее отношение человека к своим потребностям -- какие-то побуждения начинают в свою очередь доминировать, а другие просто уходят на второй план.

Разнообразие мотивов -- это множество побуждений к действиям. Множественность объединена с численным повышением потребностей, а также способов и средств, нужных в целях удовлетворения данных нужд.

Гибкость мотивации обусловлена тем, что каждая личность может всевозможными способами удовлетворять человеческие потребности.

Наличие структуры мотивации необходима, потому что несколько потребностей можно соединить в единую мотивацию. Допустим, органические потребности состоят из целого ряда потребностей -- в еде, воде и так далее. Устойчивый характер мотива полагает продолжительное сохранение мотивов, которые не пропадают после удовлетворения определенных потребностей.

Мотивы могут только в установленной степени претерпевать изменения, и призывать в дальнейшем более совершенных способов нужных для своего удовлетворения. К примеру, материальные мотивы с течением времени могут быть удовлетворены все большим количеством денег и материальных благ.

 

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации.

Потребность – нужда, имеющая механизм удовлетворения; фундаментальная движущая сила; базовый тип отношений, который нужен индивиду для оптимального функционирования (Нюттен).

Потребность – конструкт, который обозначает внутреннюю психическую силу, которая организует все психические процессы – память, внимание, мышление, восприятие – и организует таким образом, чтобы достигнуть желаемого состояния. Потребности могут быть связаны как со стремлением к равновесию, так и – contra – с понятиями роста и развития.

Потребность – не реакция на стимул; потребность – результат взаимодействия в системе Индивид-Среда, т.е. появляется на стыке внутреннего состояния и внешнего давления среды. Потребность побуждает, но не направляет точно. Потребность сопровождается эмоциями.

 

Потребности организма (нужды)

 
не сознаваемые (не ощущаемые) осознаваемые (ощущаемые) биологические осознаваемые (понимаемые) социальные
 

Потребности личности

     

 

Мотив – конкретное проявление потребности.

Мотив – сам объект, побуждающий субъекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: