Глава 2. Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую 7 страница

Согласно статье 6 ВК поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Их использование осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством.

Конституционным Судом РФ в определениях от 28 июня 2018 г. N 1540-О и от 29 мая 2018 г. N 1203-О отмечено, что положения п. 4 ст. 1, ч. 1-3 ст. 5, ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 ВК, закрепляющие ряд понятий и видов водных объектов, определяющие органы, выступающие от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в водных отношениях, а также провозглашающие право собственности на водные объекты Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 ВК, находятся в общей системе правового регулирования водных отношений, приняты в развитие основных принципов водного законодательства, в частности принципа значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, при котором регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (п. 1 ст. 3 ВК).

Статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям отнесены:

- плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники;

- сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек;

- сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;

- устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (определения данных понятий приведены в ст. 2).

Таким образом, понятие гидротехнического сооружения в законе дано посредством перечисления их видов. Аналогичный подход к определению гидротехнического сооружения содержится также в нормативно-технической документации (см. Свод правил СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003", утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 623). Данный Свод правил определяет гидротехнические сооружения как:

- сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки;

- сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек;

- струенаправляющие и оградительные сооружения;

- сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;

- набережные, пирсы, причальные сооружения портов;

- сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов (п. 3.2).

Согласно п. 4.1 СП 58.13330.2012 гидротехнические сооружения подразделяются на постоянные и временные. К временным относятся сооружения, используемые только в период строительства и ремонта постоянных сооружений. Постоянные гидротехнические сооружения в зависимости от их назначения подразделяют на основные и второстепенные. К основным следует относить гидротехнические сооружения, повреждение или разрушение которых приводит к нарушению или прекращению нормальной работы электростанций; прекращению или уменьшению подачи воды для водоснабжения и орошения; затоплению и подтоплению защищаемой территории; прекращению или сокращению судоходства, деятельности речного и морского портов, судостроительных и судоремонтных предприятий; может привести к прекращению добычи или к выбросу нефти и газа из морских скважин, хранилищ, трубопроводов. К второстепенным относятся гидротехнические сооружения, разрушение или повреждение которых не влечет за собой указанных последствий.

Исчерпывающего перечня сооружений, являющихся гидротехническими, законодательство не дает, делая перечень открытым.

Вместе с тем вопрос об отнесении земель, занятых гидротехническими сооружениями, к землям водного фона не так однозначен на практике, как это может показаться исходя из приведенных положений закона.

 

Пример: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Алтайскому краю" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к администрации города Барнаула об обязании в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения принять в собственность муниципального образования плотину земляную с водосбросным сооружением, расположенную в 138 м к северо-западу от земельного участка по адресу: город Барнаул, село Гоньба, улица Речная, 7а. Иск мотивирован нахождением в федеральной собственности имущества, используемого для решения вопросов местного значения. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 сентября 2018 г. N Ф04-3652/2018 по делу N А03-14273/2017 удовлетворено требование об обязании принять в собственность муниципального образования плотину земляную с водосбросным сооружением, поскольку земляная плотина является частью автомобильной дороги и в силу прямого указания закона относится к объектам муниципальной собственности.

При рассмотрении дела судом установлено, что за Управлением мелиорации на праве оперативного управления закреплено сооружение - плотина земляная с водосбросным сооружением, которое является проезжей частью Гоньбинского тракта с асфальтовым покрытием. Установив, что спорный объект является проезжей частью Гоньбинского тракта с асфальтовым покрытием и не относится к акватории водного объекта, суд первой инстанции сделал правильный вывод о невозможности его нахождения в федеральной собственности и неисполненной Администрацией обязанности по принятию этого имущества в муниципальную собственность.

 

1.1. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи закрепляет возможность перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию в случае создания особо охраняемых природных территорий.

ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий определяются в ст. 94 ЗК. К ним относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся:

1) земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) земли природоохранного назначения;

3) земли рекреационного назначения;

4) земли историко-культурного назначения и иные особо ценные земли.

О порядке организации особо охраняемых природных территорий см. п. 6 комментария к ст. 2.

1.2. Пунктом 2 ч. 1 комментируемой статьи перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случае установления или изменения границ населенных пунктов.

Согласно ст. 83 ЗК землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. При этом границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

О процедурах согласования установления границы населенного пункта см. п. 5 комментария к ст. 11.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям важно отметить, что по существу правовой режим земель населенных пунктов реализуется через установление градостроительных регламентов, закрепляемых в правилах землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. Частью 1 ст. 36 ГрК установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Частью 6 указанной статьи установлено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Таким образом, вне зависимости от отнесения земель, покрытых поверхностными водами, к категории земель водного фонда либо к землям населенных пунктов градостроительный регламент для них не устанавливается, что означает невозможность изменения в правилах землепользования и застройки правового режима таких земель относительно режима, установленного водным законодательством.

1.3. Пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи допускает перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию в случае размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Об объектах государственного или муниципального значения и порядке определения отсутствия иных вариантов их размещения см. п. 6 комментария к ст. 11.

1.4. Пункт 4 ч. 1 комментируемой статьи предполагает возможность перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию в случае прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов. Это распространяется и на случаи, связанные с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности...", при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Заметим сразу, что обратное, то есть изменение русла рек и иные изменения местоположения водных объектов, когда участок суши покрывается водой, является основанием к переводу земель из иных категорий в земли водного фонда, согласно п. 3 ч. 2 комментируемой статьи.

Комментируемая норма сочетает два обстоятельства в качестве основания для изменения категории земель водного фонда:

- первое подразумевает естественный природный процесс изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов. Такой процесс может быть обусловлен антропогенным воздействием, но не находится с ним в причинной связи.

- второе презюмирует изменение местоположения водных объектов, его границ посредством создания искусственного земельного участка.

Разграничение естественного изменения характеристик водного объекта либо сознательного воздействия на них имеет юридическое значение.

 

Пример: доводы о естественности процесса изменения характеристик водного объекта были отклонены в постановлении от 13 июля 2015 г. по делу N А32-27320/2011 Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Кассационная инстанция указала, что доводы ответчика об отсутствии у спорных прудов гидравлической связи с иными поверхностными водными объектами, а также об изменении русла балки Коновалова не принимаются. Общество не учитывает, что создание прудов на территории природного водного объекта (водотока) путем возведения оградительных дамб, урегулирование гидравлической связи с иными водными объектами путем возведения водозаборных и водосбросных сооружений не может свидетельствовать о том, что поверхностный водный объект перестал существовать либо изменил русло.

Апелляционный суд с учетом разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления N 10/22, исследовал и оценил экспертные заключения в совокупности с иными представленными в дело доказательствами (ст. 71, ч. 3 ст. 86, ст. 89 АПК). При этом сведения о наличии гидротехнических сооружений (земляных дамб) и устройств для регулирования подачи и забора воды содержатся в экспертных заключениях от 31 июля 2013 г. и от 31 июля 2014 г.

 

Изложенные заключения позволяют констатировать, что комментируемая норма вопреки технике изложения содержит корреспонденцию к различным аспектам регулирования: природоохранному с одной стороны и законодательству об искусственных земельных участках как объектах капитального строительства - с другой.

Статья 3 ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности..." дает понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, и определяет его как сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.

Для создания искусственного земельного участка предоставление земельного участка, водного объекта или его части лицу, осуществляющему создание такого искусственного земельного участка, не требуется.

Весь процесс создания искусственных земельных участков (ИЗУ) условно можно разделить на следующие этапы:

1) принятие инициативы и подготовка проекта разрешения на создание ИЗУ;

2) согласование проекта разрешения на создание ИЗУ;

3) получение разрешения на создание ИЗУ;

4) заключение договора о создании ИЗУ;

5) проведение работ, необходимых для создания ИЗУ;

6) получение разрешения на ввод ИЗУ в эксплуатацию.

Таким образом, по существу регулирования искусственные земельные участки являются объектами капитального строительства.

Интересным и масштабным созданием искусственного земельного участка является проект "Морской фасад" по увеличению западной части Васильевского острова в г. Санкт-Петербурге. Особенностью его является поэтапность работ, одним из парадоксальных эффектов которой выступает нахождение на кадастровом учете искусственных земельных участков при их фактическом отсутствии. Публичный кадастровый ресурс одновременно предоставляет сведения о западной части Васильевского острова Санкт-Петербурга и как о части водного объекта (Финский залив), и как о кадастровых кварталах, имеющих в составе земельные участки. Ситуация усугубляется еще и отсутствием границ водного объекта, не установленных в законодательно определенном порядке.

 

Пример: по делу N А56-54787/2018 суды двух инстанций установили, что гидротехническое сооружение "Золоотвал в море" расположено на водном объекте акватории Невской губы Финского залива Балтийского моря, которая относится к внутренним морским водам; чаша золоотвала является частью акватории Невской губы Финского залива, отведенной огораживающей дамбой, и находится в собственности Российской Федерации; в государственном водном реестре отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование хозяйственному обществу (письмо Невско-Ладожского бассейнового водного Управления от 28 июня 2018 г. N Р11-44-3986); размещение в чаше золоотвала грунтов и строительных отходов производится в нарушение действующего законодательства.

Руководствуясь положениями ст. 3 и 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", п. 1 ч. 2 ст. 5, п. 1 ст. 6, ст. 11, 21, 39 ВК, суды отказали обществу в удовлетворении заявления.

Отменяя постановленные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суды, установив право собственности на чашу золоотвала за Российской Федерацией, не привели в судебных актах соответствующих доказательств. При этом судами не дана оценка доводу о том, что чаша золоотвала является конструктивным элементом объекта недвижимости "Золоотвал в море", собственность на который зарегистрирована за Обществом (см. постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2019 г. N Ф07-3730/2019 по делу N А56-54787/2018).

 

Особого внимания заслуживает и осознание правовой разницы между искусственным земельным участком и искусственным островом. Если первый представляет собой, как показано выше, объект капитального строительства*(39), то дефиниция искусственного острова находится в одном смысловом ряду с установками и сооружениями, по своей природе не являющимися объектами капитального строительства.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" для целей указанного закона под искусственными островами понимаются стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе.

Под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

Согласно пп. 2 и 3 Правил регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них, утв. постановлением Правительства от 25 июля 2015 г. N 760, искусственные острова, установки, сооружения и права на них подлежат регистрации в реестре искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них. Реестр ведется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в электронной форме.

Регистрация искусственных островов, установок, сооружений и прав на них осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании заявления о регистрации искусственных островов, установок, сооружений и прав на них по форме, утвержденной Минприроды, и необходимых для такой регистрации документов, предусмотренных п. 7 Правил, которые представляются лицами, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" право создавать, эксплуатировать, использовать искусственные острова, установки, сооружения.

Таким образом, рассматривая приведенные законоположения, следует сделать вывод о том, что искусственный земельный участок рассматривается в качестве земельного участка, то есть индивидуально определенной вещи гражданского оборота, а искусственный остров - в качестве части водного объекта, то есть природного элемента. В связи с этим при наличии определенного внешнего сходства между данными объектами разница в их правовом режиме чрезвычайно существенна.

Комментируемая норма предусматривает необходимость наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы для разрешения вопроса о переводе земель водного фонда в иные категории земель. При этом технико-юридический аспект изложения нормы таков, что позволяет формулировать суждение о необходимости положительного заключения ГЭЭ лишь в случае создания искусственных земельных участков. Однако ретроспективный контент-анализ нормы позволяет заключить, что положительное заключение ГЭЭ - суть элемент, необходимый для любого изменения категории земель водного фонда по основаниям изменения параметров водного объекта.

Вместе с тем ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" закреплен исчерпывающий перечень объектов ГЭЭ федерального уровня, среди которых сам по себе перевод земельного участка по основаниям изменения параметров водного объекта не приведен.

Подпунктом 7.3 ст. 11 указанного закона в качестве объекта федерального уровня ГЭЭ указана проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации.

Как приводилось выше, искусственный земельный участок - это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. ИЗУ может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.

В соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение определяется как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

С учетом правил получения разрешения на создание ИЗУ, ввода его в эксплуатацию, закрепленных ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности...", обоснованным является вывод об отнесении ИЗУ к объектам капитального строительства. После ввода в эксплуатацию ИЗУ становится объектом недвижимого имущества.

Данные особенности отличают искусственный земельный участок от искусственного острова, на создание которого также необходимо получение положительного заключения государственной экологической экспертизы. Однако искусственный остров понятийно определен только для целей Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ". Искусственные острова к объектам капитального строительства и после ввода в эксплуатацию к объектам недвижимости не относятся.

Интересным является то обстоятельство, что нарушение порядка создания, эксплуатации, использования, охраны и ликвидации созданных искусственных островов влечет наступление уголовной ответственности (ст. 253 УК), а нарушение правил возведения искусственных земельных участков - административную ответственность.

 

Пример: ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП за нарушение требований законодательства при строительстве объекта капитального строительства в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей.

Судом установлено, что данное общество осуществляло строительство на искусственном земельном участке судоспускового сооружения и достроечных набережных без получения положительного заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство, что подтверждено материалами административного дела и ОАО не отрицалось (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2015 г. по делу N А56-4091/2015).

 

2. Частью 1.1 комментируемой статьи зафиксировано правило о том, что ввод ИЗУ в эксплуатацию на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, является переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание ИЗУ.

Данная норма полностью корреспондирует положениям ст. 14 ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности...", согласно которой само разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию является переводом земель водного фонда в земли иных категорий и одновременно является установлением и (или) изменением предусмотренных документацией по планировке территории ИЗУ вида, видов разрешенного использования ИЗУ, а также основанием для внесения изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, генеральные планы городов федерального значения, схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов (если в соответствии с разрешением на создание ИЗУ предусмотрено его отнесение к землям населенных пунктов).

Это означает, что в этом случае не требуется:

- проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы;

- принятие решений о включении искусственных земельных участков в границы населенных пунктов до утверждения генеральных планов, схем территориального планирования.

Изменение категории, установление и (или) изменение вида, видов разрешенного использования ИЗУ осуществляются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Изложенное позволяет констатировать, что разрешение на ввод в эксплуатацию ИЗУ - это документ, создающий правовые последствия в регулировании как частноправовых, так и публичных отношений.

3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает закрытый перечень случаев, в которых разрешен перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда.

Таким образом, комментируемая статья формулирует не только условия для перевода рассматриваемых земель водного фонда в другую категорию, но и основания для включения других земель в рассматриваемую категорию.

3.1. Первым названо такое основание: если земли заняты водными объектами. Очевидна неточность использованной дефиниции, поскольку речь должна идти только о поверхностных водных объектах.

3.2. Вторым основанием приведено строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах. Само по себе строительство не является юридически значимым обстоятельством - к таким необходимо отнести либо выдачу разрешения на строительство, либо ввод в эксплуатацию.

Определение гидротехнических сооружений дано в ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Территорией гидротехнического сооружения указанная статья называет земельный участок и (или) акваторию в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством.

3.3. Третьим основанием выступает изменение русла рек, а также иное изменение местоположения водных объектов, очевидно происходящее вследствие естественных, природных процессов, а не вследствие хозяйственной и иной деятельности.

 

Статья 13. Особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель

1. Комментируемая статья, определяя особенности перевода земель запаса в другие категории, по существу устанавливает единственное требование: формирование земельного участка как обязательный этап перед изменением категории земель запаса.

Однако при этом нельзя забывать о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 комментируемого закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: