ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(2.5.2.4., 2.5.2.5.)

       Составители:

 

Яковлева Н.Н., к.п.н., заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО;

Афанасьева Е.А., к.п.н., доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО

Петрова Е.А., к.п.н., доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С 1 сентября 2016 года начнется реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ОВЗ (далее ФГОС НОО ОВЗ) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598) и федеральных государственных стандартов общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) (далее ФГОС ОО ОВЗ) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599) (далее Стандарты).

Стандарты включают в себя требования к:

1) структуре адаптированной основной образовательной программе (АООП) (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения АООП.

       Стандарт является основой для:

• разработки примерных АООП обучающихся с ОВЗ;

• разработки и реализации АООП обучающихся с ОВЗ;

• определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана;

• определения требований к результатам освоения АООП обучающимися с ОВЗ;

• разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;

• объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;

• проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации; разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.

ФГОС НОО ОВЗ ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)

Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

 

Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям

В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личност- ного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования; - признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности; - развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации; - разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО; - реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.   В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования; - признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной; развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации; - разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования; - реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.  
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ: - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; - формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности; - создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; - формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся. Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; - формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); - создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; - формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  
Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.   Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет.  
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей) Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и согласия родителей (законных представителей).

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

       Предметом регулирования ФГОС НОО ОВЗ являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

• глухих, слабослышащих, позднооглохших;

• слепых, слабовидящих;

• с тяжелыми нарушениями речи;

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• с задержкой психического развития,

• с расстройствами аутистического спектра,

• со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ).

       Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее АООП НОО ОВЗ) разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию

            ФГОС НОО ОВЗ предусматривает следующие варианты обучения для обучающихся с ОВЗ.

• Для глухих, позднооглохших, слепых, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ) обучающихся – четыре варианта;

• для слабослышащих, слабовидящих обучающихся – три варианта;

• для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического – два варианта.

       Первый вариант. Предполагает, что обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

       Второй вариант. Предполагает, что обучающиеся получат образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием нормально развивающихся сверстников в пролонгированные сроки.

       При этом сроки обучения могут быть следующие:

• Глухие – 1-5 или 1-6 лет;

• Слабослышащие – 1-е отделение – 1-4 года, 2-е отделение 1-5 лет;

• Слепые – 1-5 лет;

• Слабовидящие – 1-5 лет;

• ТНР – 1-4 года или 1-5 лет;

• ОДА – 1-5 лет;

• ЗПР – 1-5 лет;

• РАС - 1-5 или 1-6 лет

       Третий вариант. Предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.

       Четвертый вариант. Предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.

       Кроме того, надо понимать, что дети, обучающиеся по 3 и 4 вариантам, могут не иметь умственную отсталость первично, но освоить программу вместе со своими сверстниками не могут в силу психофизического дефекта.

       К основному содержанию  ФГОС предлагается 8 приложений, в которых отражено содержание целевого, содержательного и организационного разделов, которые ложатся в основу адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), адаптированных образовательных программ (АОП), специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

       ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )

       Предметом регулирования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются отношения в сфере образования обучающихся с легкой умственной отсталостью; с умеренной, тяжелой, глубокой УО и множественными нарушениями развития. Предусматривается два варианта обучения:

- первый вариант – для обучающихся с легкой умственной отсталостью;

- второй вариант – для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО и множественными нарушениями развития.

       К основному содержанию  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предлагается 2 приложения, в которых отражено содержание целевого, содержательного и организационного разделов, которые ложатся в основу адаптированных основных образовательных программ (АООП), адаптированных образовательных программ (АОП), специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

       В связи с внедрением Стандартов образовательным учреждениям, реализующим адаптированные образовательные программы и адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, предстоит подготовка к их реализации, и в дальнейшем, осуществление образовательного процесса.

       Целью данных методических рекомендаций является помощь образовательным организациям в решении некоторых организационных и методических вопросов.

       Согласно ФГОС стандарт включает в себя требования к структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения АООП. В пособии мы предложим рекомендации, которые раскрывают нормативно-правовое, организационно-педагогическое обеспечение реализации Стандартов и рекомендации к конструированию адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), адаптированных образовательных программ (АОП) и специальных индивидуальных образовательных программ (СИПР).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: