Формы организации физкультурно-оздоровительных услуг населению

Сектор физической культуры и спорта актуален в жизни современного общества, так как востребован населением, независимо от пола, возраста, социального уровня. Физкультурно-оздоровительные услуги имеют различные функциональные ориентиры, так как суть физического совершенствования человека подразумевает становление личности в ракурсе таких качеств как физическое состояние, эстетичность облика и становление нравственных установок, проведение свободного времени, профилактика гиподинамии и патологий, педагогическое воздействие на молодежь, реабилитационные и абилитационные мероприятия, общение и обмен опытом [4].

Как социальный феномен физическая культура развивалась в обществе и была призвана для удовлетворения отдельных потребностей его членов: коммуникация, досуг, двигательная активность, игровая деятельность, позволяющих индивиду самореализоваться в социуме, проявив активность и действуя на пользу собственному физическому и эмоциональному состоянию.

Актуальными в настоящее время форматами физической культуры являются:

¾ воспитание и подготовка индивида для совершенствования его физических качеств с прицелом на дальнейший ориентир (профессия, соревнования);

¾ восстановительные процедуры соматического и психо-эмоционального здоровья – реабилитационный сектор;

¾ рекреационные мероприятия – использование спортивно-физической нагрузки в процессе отдыха;

¾ нацеленность на достижения в профессиональном и олимпийском спорте [8].

Как следует из положений Федерального закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, под физической культурой подразумевают сектор культурных мероприятий, в ракурсе которого суммированы ценности, стандарты и компетенции, которыми социум оперирует для активизации физического и интеллектуального потенциала личности, оптимизации моторных навыков, ориентации на жизнь без вредных привычек, а также на адаптацию к социальной коммуникации и функциям за счет развивающих, подготавливающих и воспитывающих воздействий на сектор физических возможностей индивида [28].

Отметим, что физическая культура отражает отдельный ракурс культурных достижений человечества, и позволяет индивиду освоить, совершенствовать, поддержать и восстановить физические ресурсы личности в процессе самореализации потенциала интеллекта или физической составляющей, а также оптимизировать итоги физической деятельности, значимые для общества.

Культура физической и спортивной деятельности отражает направление в социальном секторе общественной жизни, где создается и проявляется активность индивидов, происходит развитие их потенциала, исходя из чего, можно судить о благополучии социума, его социально-экономической и культурной политики развития.

Ключевыми индикаторами параметров физической культуры в социальной среде рассматриваются такие критерии как показатели здоровья, физической развитости населения, а также уровень охвата спортивно-физической культурой таких отраслей как образовательный процесс, производственная деятельность и досуг, быт и домохозяйство [4].

Изучив положения ГОСТ Р 52025-2003 отметим, что определением физкультурно-оздоровительной услуги в современном законодательстве обозначают действия, предпринятые исполнителем по требованию заказчика, испытывающего потребность поддержать и укрепить здоровье, получить курс физических реабилитационных процедур, равно как и получить доступ к физкультурно-оздоровительным ресурсам или спортивно-досуговым мероприятиям.

При анализе отечественной литературы, описывающей характеристику сферы услуг в отрасли физической культуры и спорта в РФ, было сделано заключение, что к наиболее важным группам классификации физкультурно-спортивных услуг можно причислить услуги, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация услуг в сфере физической культуры и спорта

Автор Группы услуг Услуги

Золотов М.И.

а) учреждений культуры Образовательные а) учреждений культуры Образовательные
б) туристскоэкскурсионные Туристические и экскурсионные услуги б) туристскоэкскурсионные Туристические и экскурсионные услуги

Кузин В.В., Кутепов М.Е. (по содержанию потребностей)

в) услуги организаций по физической культуре и спорту Организация занятий личных и в группах ФКиС на ФСС. Услуги спортивных баз, спортивных клубов и т.д.; проведение туристических походов; культурно-зрелищные мероприятия; услуги пунктов проката
г) услуги санитарнокурортных и оздоровительных учреждений Оздоровительной и восстановительной направленности
д) услуги учреждений здравоохранения и социального обеспечения Услуги организаций и фирм по здравоохранению и социальному обеспечению
е) услуги дошкольных и школьных учреждений По воспитанию и социализации младшего поколения
ж) услуги учреждений государственного страхования и банков Услуги банков, страхования пенсий

Алешин В.В. (по предоставлению услуг в физкультурно-спортивном комплексе)

а) передача в аренду спортивных объектов Аренда полей, площадок, зало и кортов
б) групповые организованные и индивидуальные формы Групповые занятия или индивидуальные по разным видам спорта
в) спортивно-зрелищные услуги Спортивные состязания и культурные мероприятий
г) физкультурно-образовательные услуги Занятия в группах ОФП
д) услуги врачебно-физкультурного Консультационные, диагностические
е) материальные физкультурно-спортивные услуги Услуги по заточке коньков, прокат инвентаря
ж) культурно-зрелищные услуги Экскурсии по Музею спорта
з) сопутствующие услуги, предоставляемые стадионом Парковочные места, парковая зона

 

Полагаем, что в физкультурно-спортивной индустрии следует классифицировать услуги по конкретным градациям [2] исходя из:

1. мотивов стороны, оказывающей физкультурно-спортивные услуги;

2. мотивов, которыми руководствуются потребители;

3. формату потребности, которую предполагается удовлетворить;

4. сценария распределения фондов общества;

5. уровня значимости предоставляемых услуг.

Более детально можно разделить мотивацию в производственном секторе при оказании физкультурно-спортивного сервиса:

¾ с коммерческими целями – спектр услуг широк, а их предоставление приносит прибыль организации или предпринимателю;

¾ с некоммерческими ориентирами – реализация функций социально-значимой направленности, такие как популяризация спорта и физкультуры среди детей и подростков.

Ракурс мотивации, которым руководствуются потребители физкультурно-спортивных услуг, позволяет подразделить данную категорию на следующие классы [2]:

¾ для массового потребления - тренировки для коллективов и групп спортсменов;

¾ для индивидуального потребления - для отдельного спортсмена;

¾ для общественного пользования – для показательных выступлений, матчей, соревнований.

Исходя из потребности, возникающей у населения в связи с предоставляемой физкультурно-спортивной услугой, выделяют следующие типы сервиса [13]:

¾ физкультурно-спортивный – возможность заниматься и тренироваться спортом, ориентируясь на актуальные для потребителя цели, основу оплаты и формат организации (секция гимнастики при ДЮСШ, гимнастический кружок или занятия в частном спортивном центре);

¾ зрелищный – визит потребителя на массовые мероприятия, просмотр их трансляции – олимпиады, чемпионаты;

¾ консультационный – консантинг-сервис по индивидуальным вопросам, если возникают сложности с освоением техники спорта, комплекса лечебной физкультуры или реабилитационных мероприятий;

¾ образовательный – возможность накопить кадровый потенциал на уровне бакалавров и магистров, повышение квалификации и переориентация специалистов;

¾ факультативно-образовательный – освоение различных видов спорта в школах, секциях, специализированных спортивных интернатах;

¾ посреднический – разработка пакета документации, регламентирующего работу учреждений физкультуры и спорта, оформление договоров для команд и профессиональных спортсменов, условий соревнований и контроля за допингом;

¾ коммерческий – с привлечением спонсоров, реализацией билетов, получением прибыли.

Формат, согласно которому распределяются доступные для социума фонды потребления спортивных услуг, позволяет указать на:

¾ платную основу занятий – если тренировка происходит в частном учреждении;

¾ безвоздмездность занятий – если спорт и физическая культура доступны в государственном секторе культуры и образования [13].

Полагаем, что, исходя из значения, спортивные услуги логично классифицировать как:

1. приоритетные – тренировки и комплексы упражнений, имеющих научные обоснования и требующие активного участия индивида;

2. дополнительные – пассивная оптимизация здоровья и физического состояния за счет мануальной терапии, массажа, физиотерапевтических процедур;

3. сопутствующие – возможность использовать инфраструктурные объекты физкультурно-спортивного сооружения (душ, раздевалка, стоянка для авто, аренда инвентаря, спортивные коктейль-бары).

Законодатель чётко очертил классы и разряды оздоровительного и физкультурно-спортивного сервиса, изложив требования к таковым в диспозиции ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно- оздоровительные и спортивные. Общие требования», а также данный вопрос раскрыт в многочисленных научных работах [8].

На основании данных материалов появляется возможность детально ранжировать спектр сервиса, предлагаемого в настоящее время индустрией физкультуры и спорта:

1. позволяющие потребителям активно заниматься спортом и физической культурой, подразделяют на [9]:

¾ для спортсменов-профессионалов, для любительского спорта и для оптимизации спортивной формы потребителя;

¾ реабилитационного ракурса, позволяющие улучшить физические параметры организма;

2. позволяющие потребителям пассивно участвовать в большом и малом спорте – продажа билетов на матчи, турниры, подписка на каналы популярных тренеров и спортсменов, интервью и конференции с чемпионами, квалифицированным тренерским составом, а также реализация спортивной атрибутики, консультаций тренеров;

3. позволяющие потребителям оптимизировать состояние здоровья, повысить тонус организма благодаря услугам спортивно-оздоровительных учреждений и центров – консультации медиков и тренеров о физических нагрузках и питании, релаксационная физиотерапия, специализированные консультации физиотерапевтов лицам, восстанавливающимся после операций и травм, страдающих хроническими патологиями, а также сектор сервиса спортивного освидетельствования;

4. позволяющие потребителям пользоваться качественной спортивной инфраструктурой, одеждой, средствами защиты и инвентарем – различные виды благоустройства, ремонта, приобретения, изготовления, пошива, подгонки;

5. позволяющие потребителям тренироваться или заниматься спортом в комфортной среде, за счет работы спортивно-развлекательного сектора (кофе-автоматы, игровые автоматы для ставок на спорт), работа кафетериев, душевых, комнат детского досуга, услуги косметолога, парикмахера, массажиста [19];

6. позволяющие удовлетворить нужды потребителей, являющихся юридическими лицами нацелены на поддержку физкультурно-спортивной индустрии негосударственной формы собственности, среди которых наиболее актуальна аренда площадей для работы спортивных секций. Также высоко востребованы услуги рекламно-информационного ракурса, позволяющие знакомить потребителей со спортивным бизнес-проектом и продвигать спрос на его предложение. В подобном ракурсе реализуются презентационные и рекламные кампании, благодаря которым спортивные коллективы или спортсмены не только демонстрируют достижения и популяризируют спорт, а рекламируют продукцию, актуальную в среде спортивных фанатов.

На основании данных материалов систематизируем ранги сервиса, предлагаемого в настоящее время индустрией физкультуры и спорта потребителям в таблице 2.

  Группы услуг Виды услуг
I позволяющие активно заниматься спортом ¾ спортивные услуги; ¾  физкультурно-оздоровительные
II позволяющие пассивно участвовать в спортивных мероприятиях ¾ просмотр соревнований; ¾ организация встреч, участие в спортивных событиях; ¾ закупка инвентаря и экипировки
III позволяющие оптимизировать качественный уровень жизни ¾ консульт-сервис; ¾ рекреационные; ¾ реабилитационные; ¾ спортивно-оздоровительные
IV позволяющие содержать спортивный инвентарь, экипировку ¾ эксплуатационное сопровождение техники и аппаратуры; ¾ ремонт и наладка.
V позволяющие получить сопутствующий сервис ¾ обеспечение комфорта для потребителей спорта; ¾ сервис с ориентацией на спортивно-развлекательный ракурс; ¾ точки общественного питания, быта, рекреации
VI позволяющие взаимодействовать с юридическими лицами и оптимизировать ведение их бизнеса ¾ оптимизация среды для спортивного предпринимательства и ведения бизнеса; ¾ возможность арендовать спортивные сооружения; ¾ продвижение и презентация актуального предложения.

 

Предпримем попытку ранжировать сервис в отрасли «Физическая культура и спорт» по отдельным параметрам.

Ключевыми являются параметры, характеризующие типы:

1. стороны, выдвигающей предложение услуги;

2. итогового и промежуточного потребителя конкретной услуги;

3. как таковые физкультурно-спортивные и оздоровительные услуги.

Как спортивные услуги в настоящее время рассматривают организацию:

¾ занятий спортом и физической культурой;

¾ тренировок, мастер-классов, сборов;

¾ соревнований, турниров, матчей, показательных выступлений;

¾ доступ к стадионам, спортивным залам, площадкам и зонам потребителей и бизнеса;

¾ консультации и обучение технике физической активности и спорта;

¾ прочие варианты спортивных услуг.

Среди вариантов реализации спортивных тренировок и занятий физической культурой рассматривают следующие версии:

¾ физическая активность, направленная на развитие общей физической подготовки и оздоровление организма с повышением параметров физической подготовленности;

¾ коррекция плана под индивидуальный (групповой) ритм занятий спортом и физической культурой;

¾ создание атмосферы состязательности и непосредственно соревнований в коллективах, где занимаются спортом и физической культурой;

¾ реабилитация спортсменов и любителей после травм, операций, предоставление консультаций по методике освоения техники спорта;

¾ предоставление вариативных форм отдыха, учитывая специфику физкультурно-спортивного учреждения, в том числе работу в культурно-массовом и развлекательном секторе, включая формат безопасного активного отдыха, наличия страховки и медицинского сопровождения.

В настоящее время процесс организации и обеспечения занятий подразумевает следующие ориентиры в отношении посетителей спортивной секции или оздоровительного центра:

¾ научить корректно реализовать моторику, типичную для данного вида спорта, а также создать полноценные компетенции о правилах, принципах, стандартах спорта или сектора физической культуры;

¾ оптимизировать моторику, применив педагогические инструменты, до оптимального соответствия с видом спорта, который осваивает потребитель;

¾ использовать педагогические способы восполнения по каждому из параметров неудовлетворительной готовности заниматься спортом в тактике, технике, физическом состоянии;

¾ постоянно отслеживать состояние здоровья, параметры спортивной и физической подготовки лица, посещающего тренировки;

¾ предложить адекватный план-график тренировок, равно как и обозначить комплекс действий.

Ракурс доступности населению физкультурно-оздоровительной и спортивной сети и инфраструктуры охватывает:

¾ применять стадионы, залы, арены, центры, площадки сообразно функциональному предназначению;

¾ применять объекты для оздоровительных мероприятий и досуга;

¾ использовать инвентарь, технику и инфраструктуру;

¾ создать полноценные штаты персонала, который отвечает за режим комфортной и безопасной эксплуатации;

¾ расширить линейку инфраструктурного предложения.

В секторе мероприятий по предоставлению информационно-консультативного и образовательного сервиса требуется предоставить доступность потребителям продукта физкультурно-спортивной отрасли:

¾ донести общие данные через масс медиа, рекламные кампании, интернет ресурсы, социальные сети, о структурно-содержательных элементах спортивных услуг, а также о нормативах законодательной базы по отраслевым стандартам;

¾ консультировать в отношении занятий и тренировок, чтобы потребитель не пострадал от травм, ухудшений здоровья или несчастных случаев с летальным исходом;

¾ раскрывать вопросы в отношении диеты и режима питания спортсменов, добавления в рацион витаминов, биоактивных и минеральных комплексов;

¾ давать рекомендации о реабилитации после травм, операций, длительного перерыва в занятиях, а также по корректной сдаче антидопинга и тестирования;

¾ советовать и детализировать курс и план программы тренировок, а также стандартов ее применения с максимальной эффективностью;

¾ предоставить возможность расти профессионально потребителям, нацеленным на достижения в спорте и физической культуре [26].

Итак, исходя из освещенных выше моментов, рационально заключить о том, что физическая культура и спорт включены в современное социокультурное пространство России, и уже рассматриваются не только как неотъемлемый компонент государственной политики и экономической деятельности, но и как острая общественная потребность. С 2014 г. Российская Федерация эффективно реализует мероприятия Программы по развитию физической культуры и спорта, нацеливая граждан к активности в физкультурно-спортивной деятельности и предоставляя для продвижения отрасли оптимальные законодательные, политические, экономические и управленческие условия. К настоящему дню спорт и физическая культура приобретают статус приоритетов в социальном сознании, из-за чего позитивное воздействие на общество данного феномена постоянно растет.

 

 

1.3 Оценка качества физкультурно-оздоровительной работы

 

В положениях Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 гг.» раскрыты требования и ожидания в отношении скорейшего формирования условий, в которых население сможет активно и регулярно приступить к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, а механизм государственно-частного партнерства позволит развить инфраструктурные объекты для физической культуры и спорта, включая застройку новых стадионов, центров, площадок, бассейнов, дислоцированных в шаговой доступности от жилых кварталов [15].

Отметим, что именно строительство или реконструкция сооружений спортивного и физкультурно-оздоровительного предназначения позволяет насытить пространство России, испытывающей огромную потребность в плацдарме для эволюции современной массовой физической культуры и спорта. Но решение вопросов, стоящих на повестке дня в отношении инфраструктурной неполноценности сооружений для физкультурно-спортивной индустрии, выполняется еще недостаточно эффективно, что влечет существенные сложности с популяризацией здорового образа жизни как стандарта в современном обществе. Так, по Московской области, как следует из статистических отчетов за 2019 г., доступность плавательных бассейнов не превышала 12,6% из-за нехватки мощностей [21].

Настолько проблематичная ситуация вынуждает россиян, намеренных заниматься физическими упражнениями или тренироваться конкретным видом спорта, актуализировать ресурсы не только объектов спортивного предназначения, но и использовать потенциал инфраструктурного обустройства территории, находящийся в шаговой доступности, как ресурс физкультурно-оздоровительного ракурса. К таковым объектам относятся не только парки, скверы, пешеходные аллеи, зеленые зоны, но и физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые проекты, предложение сервиса в которых поступает от коммерческого сектора.

Исходя из того, что бизнес нацелен получить максимальную прибыль, уровень качества предлагаемого сервиса имеет огромное значение для потребителей и спроса на услуги предпринимателей у целевой аудитории.

Следовательно, возможность поднять прибыльность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы зависит от качественного уровня сервиса бизнеса физкультурно-спортивной отрасли. Как указывает государственный классификатор сервиса, оказание которого возможно потребителям, данная категория работ определена как категория «Услуги физической культуры и спорта».

Как указано в положениях Государственного стандарта «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», под термином «качество услуги» понимается сумма параметров предоставляемого сервиса, от которых зависит способность потребителя реализовать возникшую нужду, получив услугу и удовлетворив физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые цели [15].

Процесс оценки качества работы в секторе физкультурно-спортивного сервиса базируется на законодательных актах, нормах и стандартах, следу которым проведены теоретические научные изыскания и созданы рекомендации, в которых представлены методики оценки качества физкультурно-спортивной работы.

В публикации А.С. Акимова в перечне для подобной оценки сгруппированы следующие категории индикаторов:

¾ пользы и результата, получаемых потребителем;

¾ актуальности и современности технологий, мобильности и возможности изменить формат под запросы потребителя;

¾ отсутствия рисков для жизни и здоровья потребителя;

¾ гигиенические и микроклиматические параметры;

¾ уровень пребывания в заведении по комфорту, эргономике, эстетике;

¾ коммуникационная компетентность и доступность сотрудников;

¾ экономичность предложения;

¾ авторитетность и позитивность имиджа спортивного бизнеса;

¾ инфраструктурное сопровождение, как дополнительное, так и сопутствующее [1].

Полагаем, что рост эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной отрасли является следствием проработки деятельности и мероприятий спортивного бизнеса по подобному шаблону на предмет мониторинга критериев качества, чтобы оценить реальный уровень организации, притязания потребителей и состояние предложения у конкурентов.

Категория качества в физкультурно-спортивной отрасли не только трактуется, но и оценивается по различным критериям. Полагаем, что справедливо мнение О.Н. Степановой, изучившей феномен качества в ракурсе мировой и российской практики. Так, исследователь предлагает обратить внимание на формулировку Международной организации по стандартизации ISO (International Standard Organization), в публикациях которой указано о качестве как о сумме параметров выведенного перед потребителем предложения, которое нацелено на потребности как уже возникшие, так и прогнозируемые [23].

Как отмечает О.Н. Степанова, в процедуру рецензирования качества услуг требуется ввести количественный фактор, чтобы изучить предложение детально, хотя данный процесс в отношении услуги сложнее, чем при оценке товара. Так, рекомендовано оценить качество услуг по аналогии с объектами материального предложения, проводя аналитику каждого параметра услуги с нормативом или стандартом, присвоенным эталону.

Калькуляцию численных величин, характеризующих качество физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, О.Н.Степанова описывает как последовательность действий [24]:

1. подбор параметров качества, по которым будет оцениваться предложение;

2. распределить индексы веса по каждому качественному коэффициенту;

3. провести оценку отобранных величин;

4. определиться с эталоном как образца с максимально высокими показателями качества в отрасли;

5. сравнить объект аналитики с эталонным;

6. создать итоговую оценку анализируемых услуг;

7. создать резюме и подвести итоги.

Исходя из требований ГОСТа, регламентирующего физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые работы в Российской Федерации, определен ряд чётких требований к работам и сервису.

Сектор деятельности ФКиС подчиняется Государственным стандартам:

¾ ГОСТ Р 52024-2003 РФ «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»;

¾ ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей».

Указанные нормативы вступили в действие в июле 2003 г. На основании указанных государственных стандартов возможно ранжировать физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые работы, условия безопасности оказания, а также контрольно-надзорные решения.

Рассмотрим условия, которые выдвигаются к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в физкультурно-спортивной отрасли, не только государственные стандарты, но и запросы потребителей:

¾ мотивировать вести здоровый образ жизни;

¾ добиться безопасных и экологичных тренировок, занятий, процедур;

¾ разработать комплексы для разно-уровневой подготовки спортсменов – любители, профессионалы;

¾ гарантировать стабильную работу спортивного объекта для доступа к услугам;

¾ предоставить эргономичное, эстетичное и комфортабельное пространство для потребителя;

¾ повысить зрелищность мероприятий и работ;

¾ обеспечить безупречную этику тренеров, инструкторов, консультантов, диетологов, прочего персонала;

¾ создать адекватную информационную поддержку.

Так, в настоящее время особое внимание уделяется такому параметру качества физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы как эргономичность, исходя из которого, резюмируется факт соответствия обстановки, инвентаря, экипировки, микроклимата потребностям клиента в ракурсе гигиены, совпадению с анатомией, физиологией, массе и росту потребителя. Именно возможность пользоваться эргономичным оборудованием гарантирует комфорт, высокие показатели достижений в спорте и физической культуре, восстановлении здоровья. Кроме того, отдельно предполагается участок физкультурно-спортивного сооружения, адаптированный под специфику обслуживания мало-мобильных граждан.

Не менее важно контролировать микроклиматические характеристики сооружения: температурный фактор, уровень влажности и освещенности, вентиляционные решения, чтобы не отклоняться от стандартов ГОСТ.

Мониторинг качества и безопасности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной отрасли контролируется:

¾ визуально – осмотр стадионов, бассейнов, залов, площадок, а также размещенного на них инвентаря и техники;

¾ аналитически – сверка сертификатов, аттестатов, паспортов, разрешений на работу учреждения, оборудование, технику и кадровый ресурс, медицинский мониторинг потребителей на предмет готовности приступить к тренировке или занятию;

¾ экспериментально – применение измерительно-испытательных приборов для характеристики техники, устройств, экипировки, инвентаря, средств оказания первой помощи, которые положено иметь на конкретном физкультурно-оздоровительном или спортивно-массовом объекте;

¾ экспертно – изучить мнение тренерского и преподавательского состава, имеющего значительный опыт работы, об уровне комфорта, безопасности, качества сервиса, а затем оценить итоги;

¾ непосредственно – опросить, анкетировать потребителей, включая телекоммуникационные ресурсы, о предложении, а затем изучить потребительскую позицию комплексно [25].

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: