Методы и организация исследования

 

Проблема повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной отрасли решалась в настоящей работе за счет применения следующих вариантов научного инструментария:

1. аналитика литературных источников;

2. педагогический эксперимент;

3. мониторинг;

4. анкетирование и тесты;

5. математико-статистические приемы.

Аналитика и систематизация данных в литературных источниках позволяет суммировать актуальные точки зрения в научном сообществе физкультурно-спортивной отрасли в отношении подъема эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Опираясь на литературу, были созданы методические рекомендации использования фитнеса как физкультурно-оздоровительной методики для спортивно-массовой работы для девушек как целевой аудитории потребителей.

Показатели здоровья определялись по разработкам Л.Г. Апанасенко (1993 г.), создавшего методику для комплексной оценки индекса здоровья индивида в количественном выражении (баллы).

Были выполнены замеры следующих параметров:

1. роста;

2. массы клиента;

3. максимальный объем выдоха после наиболее полного вдоха;

4. силу сжатия кисти;

5. пульс в спокойном состоянии;

6. уровень артериального давления по наиболее низким показателям;

7. интервал нормализации пульса по факту выполнения нагрузки - 20 приседаний за полминуты, по пробе Руфье.

По каждой из участниц выборки проведена оценка показателей соматического здоровья, используя методику Апанасенко.

Калькуляция проводилась подстановкой в формулы:

1. мониторинг весоростового соотношения: данные, полученные при взвешивании клиентки в граммах, делятся на длину тела, в сантиметровом эквиваленте, а полученный индекс оценивается по табличным значениям и обозначается числом набранных баллов;

2. изучается работа респираторной системы – объем максимально возможного выхода при наибольшем вдохе, обозначенный в мл, делится на вес в килограммовом выражении, полученный индекс сопоставляется со значениями в таблице и вычисляется оценка в баллах;

3. число сокращений сердца в минуту перемножается с систолическим давлением, разделив произведение на 100, а величину сопоставляют с табличными величинами и оценивают в баллах;

4. проводится замер пульса перед нагрузкой на протяжении 10 секунд, затем требуется присесть 20 раз за 30 секунд и тут же приступить к замерам пульса: 10 секунд замеров – 10 секунд без измерений до стабилизации пульса до исходных показателей. Промежуток, за который пульс стабилизировался до уровня, зафиксированного перед нагрузкой, сопоставляется с таблицей и обозначается баллом;

5. силу сжатия динамометра кистью необходимо разделить на вес в килограммовом эквиваленте и умножить на 100, а затем присвоить величине балл по значениям таблицы;

6. индекс здоровья в балловом эквиваленте рассчитывается в итоге суммирования полученных выше значений в баллах, а затем сопоставляется с табличным значением.

Методические рекомендации Апанасенко содержат несколько рангов здоровья и классифицируют индексы как:

1. здоровье имеет показатели выше среднего – набрано свыше 14 баллов, и позволяет указать, что патологии отсутствуют или клинически не выражены. Обычно отслеживается у лиц, практикующих занятия физкультурой и спортом регулярно, с высоким уровнем аэробных нагрузок;

2. показатели здоровья стабильно превышают порог рисков – набрано 12-14 баллов, что отражает высокую функциональность организма;

3. здоровье, баллы которого оценены суммой 7-11 единиц, относится к группе риска, однако патологии еще не перешли в хроническую форму;

4. если индекс здоровья набрал сумму ниже 3 баллов, то тренировки и физические нагрузки запрещены до итогов медицинского обследования.

Прежде всего, следует понимать, что патология может не проявляться клинически, из-за чего показатели некоторое время могут быть стабильны, однако впоследствии ухудшиться.

В настоящем исследовании изучение проводилось по итогам изучения параметров физического развития до старта педагогического эксперимента и в его финале, исходя из показателей выполнения отдельных тестовых проб:

1. мониторинг координации в статике по адаптированной методике Ромберга: стопы выставлены на одной прямой, носок упирается в пятку, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, а тренер просит удержать позу как можно дольше, а полученный результат фиксируется по секундомеру [7, 16];

2. проба «Планка» позволяет оценить силу: исходная позиция - упор лежа на предплечьях так, чтобы корпус, голова и нижние конечности формировали прямую, в живот был подобран. По секундомеру фиксируется интервал, на протяжении которого удерживалась поза без касаний пола или прогибов;

3. тест «шестиугольник» дает понимание о развитости координации: на полу изображается многогранник с шестью углами, равновеликими сторонами 40см. В центр фигуры ставится тестируемый, носками точно перпендикулярно к грани. Команда «Старт» сигнализирует о необходимости совершить цикл прыжков и возвратов в центр фигуры, пройдя 3 круга по часовой стрелке, а после стабилизации пульса – против хода стрелки часов. Оценивается интервал, за который выполнено 3 круга, а если совершена ошибка – тест начинают вновь;

4. проба «Мост» позволяет оценить гибкость связочного аппарата, когда выполняется глубокий наклон, ладони расположены параллельно полу, и фиксируется зазор до поверхности опоры;

5. проба «Наклон вперед из положения стоя» - тестируемый становится на лавку или куб к градуированной шкалой и выполняет наклон до максимально возможного уровня и удерживает его до записи результата: как в значении «+» - если не перейдена нулевая отметка, так и «-», если выполнен глубокий наклон [3, 17];

6. проба «Шпагат» отражает подвижность тазобедренных суставов и имеет три версии – левый, правый, продольный. Требуется с упором на кисти в пол развести ноги до максимума, чтобы коснуться тазом опорной поверхности.

Инструментарий математической статистики подразумевал калькуляцию среднего арифметического (χ), а также уровня отклонений по среднему квадратическому (δ). Изучение уровня достоверности калькуляции выполнялись с использованием t-критерия Стьюдента, оперируя табличными данными величиной не менее 5% достоверности. База для калькуляции и расчеты в ней проводились на базе офисного пакета «MS Excel 2016».

В настоящем исследовании полигоном для эксперимента стал спортивный клуб «Гранд GW Fitness».

Так, изучение литературных источников и систематизация основ и концепций физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с точки зрения педагогов и психологов были реализованы в сентябре-декабре 2019 г. Кроме того, были созданы авторские методические рекомендации, по которым оптимально вести тренировки по различным видам спорта и физической культуры. Также был обозначен целевой и функциональный компонент исследования, объектно-предметную сторону, равно как и гипотеза исследовательской работы.

В январе-марте 2020 г. реализован эксперимент в естественных условиях по формирующему сценарию, собрана информация, выполнена обработка экспериментальных сведений, а также резюмированы итоги, умозаключения об исследовании, рекомендации по усовершенствованию методики.

Эксперимент был проведен в двух группах потребителей физкультурно-оздоровительных услуг – по 15 девушек в возрасте 18-20 лет:

¾ опытная группа №1 – посещающие курс «аэробика-калланетика»,

¾ опытная группа №2 – посещающие курс «латина-йога».

В общем, число участниц эксперимента составило 30 лиц.

Исследование предполагало, что эксперимент станет инструментом достоверного определения продуктивной методики физкультурно-оздоровительного ракурса, а также позволит тестировать потребителей услуг и сопоставить итоги эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ООО ХХХ.

Завершающей стадией исследования являлся апрель-май 2020 г., на протяжении которых автор настоящей работы приступил к финалу и выполнил правки результатов и полученных выводов, оформил работу по стандартам квалификационного уровня бакалавра, сформулировал план, опорные материалы и тезисы защиты.

При сопоставлении первичных показателей и итоговых величин удалось выявить формат физкультурно-оздоровительной методики с максимальной эффективностью. Исходя систематизации и аналитики информации, собранной в ходе эксперимента, удалось подвести итоги проведенной работы, сделать выводы и изложить конкретные рекомендации для повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы при работе с девушками 18-20 лет.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: