…31 августа.
…Завтра, в этот праздничный светлый день, я проведу с моими первоклассниками только один, но зато самый главный урок – урок обучения чтению.
Моя задача – неназойливо дать детям повод задуматься о том, что их радость и даже, пожалуй, счастье на ближайшие дни и годы в их собственных руках… Я же хочу и буду им в обустройстве этого счастья только помогать, потому что, как бы мне ни хотелось, я ни за кого из них не могу ничему научиться: научиться всему, что нам надо будет делать, они смогут только сами…
Исходя из такой позиции, а также имея в виду, что многие из моих первоклассников любят сказки, я возьму в качестве основного учебного материала книгу В. Берестова «Мастер Птица».
Вот она: (рис.)
Эта книга позволит мне поставить в равные условия тех, кто читать умеет и не умеет, т. к. название сказки, которую я затем им прочитаю вслух, не совпадает с названием книги, в которой детям эту сказку придется отыскивать самостоятельно. Значит, одно умение раскодировать текст (заглавие книги) не подскажет ребенку ответа. Любому ребенку, чтобы отыскивать знакомую сказку в незнакомой книге, надо будет думать над книгой. А думать всегда трудно, зато интересно, если знаешь, над чем и о чем думать. И в этом случае умение читать скорее будет мешать ребенку, чем помогать: ведь читать и не думать легче, чем думать и пытаться понять связи между тем, что написано, что нарисовано и тем, что себе представляешь…
Кроме книги, мне надо продумать упражнения, которые неумеющих читать будут нацеливать на обучение технике чтения, а у умеющих читать - ее совершенствовать.
Домашнего задания конечно я не задам никакого, но продумат ь рекомендации к самостоятельной работе с детской книгой, т. е. подсказать детям, что и как они могут попробовать сделать сами дома, на глазах у взрослых, чтобы убедиться в полезности и продуктивности уже первого дня обучения для себя лично, - я должна. Тогда реакция детей на мою рекомендацию и будет той обратной связью между мною и детьми, которая покажет мне, в чем я права, в чем нет, и насколько эффективно я провела урок
.
Конспект–сценарий урока обучения чтению по книге В. Берестова «Мастер Птица». 1 класс. 1 сентября.
Для урока необходимы: Подвижная (разрезная) азбука, карточки, книга В. Берестова «Мастер Птица», звуковая запись соловьиного пения (звукозапись «Голоса птиц в природе») и картинки с изображением соловья и аиста.
Ход урока
1 часть урока: Аналитико-синтетическая работа со звуками, буквами, слогами, словами – 10-15 минут
-Дети,- говорю я,- вы пришли в школу, чтобы научиться читать. А что люди читают? (Книги, газеты, журналы…)
-Очень хорошо! Молодцы! А что обязательно надо знать, чтобы читать книгу? (Буквы…)
-Да! Надо обязательно знать буквы, уметь составлять из них слоги, слова, предложения и читать их или те слова и предложения, которые уже составил кто-то другой. Давайте попробуем почитать! Для начала прочитаем эти буквы (выставляю гласные: А, О., Ы, У, Э,). Дети индивидуально – по желанию –и хором их читают. Одобряю детей и сообщаю им, что эти буквы – гласные.
-Теперь давайте попробуем прочитать слово, - говорю я и демонстрирую картинку с изображением аиста:
-Кто это? (Птица, аист, журавль…)
-Эту птицу зовут «аист». Скажем это слово хором: «аист».
-Повторим, отчетливо выделим каждый звук: а-а-и-и-и-с-с-с-т.
-Сколько звуков в этом слове? (Много…5, 4, 3..)
-Еще раз повторим слово. Хорошо его слышим? Сколько же в нем звуков? (4). А прочитать его сможем? Где мы его увидим?.. Чтобы прочитать его, нам надо или его найти там, где оно записано, или сначала записать его буквами. И то и другое на первых порах нелегко, но записать и прочитать все-таки полегче. Давайте попробуем.
-Сначала разделим это слово на части, слоги. Кто-нибудь умеет это сделать? Нет? Тогда слушайте, как это сделаю я: А – ИСТ (произношу слово по слогам).
-Повторите вместе со мной слово аист по слогам: А-ИСТ.
-Теперь только первый слог: А – (дети повторяют хором вслед за мной).
-Второй слог:- ИСТ.
-Еще раз по слогам, хором: А – ИСТ.
-Молодцы, ребята! Теперь давайте записывать звуки в слове аист. Но пока писать мы не умеем, будем обозначать звуки карточками. Главное – не пропустить какой-нибудь звук или не добавить лишнего.
-Итак, говорим хором, по слогам слово: А- ИСТ
-Только первый слог: А-А-А-!..
-Сколько звуков? (Один)
-Сколько карточек надо? (Одну).
-Ставим!
-Какой это слог? (А).
-Какой слог остался? (-ИСТ)
-Сколько звуков? Считаем: и-и-и-и-с-с-с т (Три).
-Сколько нужно карточек? (Три).
-Сколько всего у нас карточек выставлено? (Четыре).
-А сколько звуков в слове АИСТ, проверим на слух (Четыре).
-Молодцы, ребята! Кто из вас уже догадался, как заменить карточки буквами? Какой буквой можно заменить первую карточку, чтобы обозначить звук А? (Буквой А..).
-Верно, молодцы! А кто найдет ее в нашей кассе букв? (Карточка заменяется буквой А).
-Прочтите первый слог – А -.
-Какой второй звук в слове АИСТ? (И).
-А кто уже знает, какой буквой мы обозначим второй звук И в слове АИСТ?
-Молодцы! Вы правильно догадались! Буквой И! Замените этой буквой вторую карточку. Продолжим заменять карточки буквами во втором слоге.
-Поднимите руку те, кто знает, какой буквой обозначим следующий звук – С-С-С-С-? (Дети снова находят нужную букву и заменяют ею третью карточку)
-А последний звук? (Т)
Повторяются те же действия.
-Хорошо! Вот теперь прочтем все слово АИСТ. (Сначала медленно, по слогам А- ИСТ, затем все слово целиком (.АИСТ).
Слышите, как мы выделяем голосом первый звук? А-ист… Первый звук (он здесь и слог!) – ударный, на него падает ударение. Давайте прочитаем слово аист еще раз – все вместе, а потом по очереди – и послушаем, научились ли мы читать это слово правильно, с ударением (дети читают по желанию).
* часть урока - работа с детской книгой (20-25 минут)