Беседа 1: С чего начинается подготовка к обучению чтению?
Из дневника учительницы А.
… 25 мая
На будущий год я поведу 1 класс. До начала занятий надо непременно узнать, насколько мои будущие первоклассники готовы к обучению чтению…
Конечно, проще всего сделать это, когда я буду записывать детей в школу. В это время я смогу спокойно поговорить с каждым ребенком: узнать, хочет ли он учиться? Что его привлекает в школе? Знает ли он буквы (сколько, какие)? Пробовал ли читать книги? Кто ему в этом помогал и помогает? Какие книги у него есть дома? Помнит ли он их? Умеет ли назвать?Где и как они у него размещаются? Кто и как за ними следит?
Такого рода беседа – ни в коем случае не экзамен для ребенка. Это скорее экзамен для меня: умею ли я расположить к себе будущего ученика и в то же время, вызываю ли к себе уважение (серьезно ли, доверительно ли он со мной говорит). О каких индивидуальных особенностях ребенка я догадаюсь в процессе нашей беседы? О чем спрошу его маму(бабушку, папу, словом, того, кто приведет ребенка в школу), отпустив будущего первоклассника посмотреть выставку книг в Уголке чтения.
|
|
Эту выставку мне надо непременно подготовить для будущих первоклассников к моменту собеседования. Она поможет мне воочию убедиться, насколько данный ребенок готов к обучению чтению. Если он проявит равнодушие к выставке, то что бы он ни говорил, я пойму, что к обучению чтению он не готов. Если же он проявит интерес хотя бы к какой-то книге и сможет самостоятельно позаниматься с книгой в течение 2-5 минут (полистать, посмотреть картинки, о чем-то подумать и т. п.), то это хороший знак.
Кстати, а не начать ли мне беседу с будущим первоклассником именно после того, как он увидит Уголок чтения и познакомится с ним сам, а я за ним понаблюдаю. В этом случае и для меня и для него беседа о книгах, о чтении, о его кругозоре и предпочтениях, о знании букв и способности прочитать хотя бы самое короткое слово приобретет простоту и естественность.
Решено! Остановлюсь на этом варианте.
… Итак, метод, т. е. путь, наиболее надежно обнаруживающий уровень читательской подготовки каждого ребенка, я выбрала. А какие условия надо создать, чтобы этим методом эффективно и легко воспользоваться?
Первое условие – детские книги в Уголке чтения. Вопрос: сколько книг и какие именно книги я выставлю там?
Книг должно быть не более 5-7 (иначе ребенок растеряется от их обилия), но они должны разносторонне представить ребенку возможный круг чтения, а мне - помочь всесторонне проверить его как читателя. Поэтому я выберу книги в типовом оформлении, т. е. такие, где надписи на обложке напечатаны крупным, четким шрифтом, причем картинка и надписи соответствуют друг другу, например,
|
|
рис. рис. рис. рис. рис. рис. рис.
Итак, на моей выставке есть стихи и проза, книги о людях, о животных, о машинах и вещах (т. е. из разных областей жизни, с которыми ребенок встречался), тонкие и толстые, обычные и необычные, т.е. книжки=игрушки.
Если среди этих книг нет ни одной, которая ребенка заинтересует, то они либо напомнят ему о каких-либо других, его любимых книгах, либо помогут мне убедиться в том, что ребенок книгу=объект из мира других материальных объектов пока не выделяет, т. е. к обучению чтению почти не готов.
Теперь мне надо выбрать для себя такую позицию, т. е. сесть так, чтобы, разговаривая с сопровождающим ребенка взрослым, знакомясь с бытом, интересами семьи, я могла без всякого напряжения слушать взрослого и наблюдать за действиями ребенка в Уголке чтения и вовремя позвать его к себе для нашей с ним беседы.
Условие второе – схема записи ответов ребенка, которая не потребует от меня больших усилий и в то же время даст возможность составить о классе в целом как коллективе будущих читателей объективное, подтвержденное конкретными фактами представление.
Форма такой записи, я думаю, должна быть следующей:
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Уровни читательской подготовки на 1 сентября | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Акулов Саша | + | +Гласные М,С,Ш | СГ | + | «Про репку» | - | Про диназавров |
2 | Баранова Лена | + | + все | СГ+СЛ | + | Сказки Пушкина,Буратино | + | стихи и о зверях |
3 | Бураков Юра | - | - | - | - | Репка | - | - |
Расшифровка формы записей:
Проявляет ли ребенок интерес к книгам? (+ = да; - = нет)
Знает ли буквы? (+=знает;- =не знает. Если знает отдельные буквы, записываю их в графе 2; но перепроверяю, находит ли ребенок эти буквы в тексте).
Читает ли предложения, текст? (+ = да; - = нет; читает слоги =СГ; читает слова = СЛ; читает слоги и слова = СГ+ СЛ; б= читает по буквам).
Есть ли дома детские книги? (+ = да; - = нет).
Помнит ли их? Что именно помнит? (Записываю названия как он говорит).
Читают ли ему дома вслух? Кто читает?
Есть ли какие-то читательские предпочтения? (Что любит читать? Или о чем?) – снова записываю то, что ребенок говорит.
Заполнив схему таким образом, я смогу учесть все неожиданности и негативные реакции детей и безупречно подготовиться к первому уроку чтения.
Вывод: полный анализ записи (а у меня в первом классе будут 23 ученика) показал, что пока всех моих учеников можно разделить на три группы: а) дети, которые знают буквы и пробовали читать(5); б) дети, которые ничего не знают, не умеют и не очень-то хотят учиться читать(8); в) дети, которые почти ничего не знают, но вместе со мной книгу рассматривают с интересом и проявляют интерес к обучению(12).
Теперь моя задача построить первый урок обучения чтению так, чтобы все первоклассники в течение урока были заняты посильным делом и чтобы у всех, хоть не надолго, появилось желание учиться читать.
* * *
Вопросы и задания к изложенному выше:
Задание 1.
Проверьте себя – можете ли вы пересказать по памяти содержание этого параграфа. Согласны ли вы, что начинать подготовку к обучению чтению надо с проверки уровня готовности к обучению будущих учеников? Чем вы мотивируете свой ответ? Какие условия надо для этого создать? А как?..
Беседа 2: В чем особенность первого для детей урока чтения?