-Ребятки! Про аиста мы говорили с вами не случайно. Не случайно и читали слово «аист». Вы работали хорошо. И я сейчас прочитаю вам сказку про аиста и соловья. Но сначала скажите, знаете ли вы, умеет ли аист петь? (Ответы).
-Вам надо знать, что аист, к сожалению, петь не умеет; аист только стучит своим костяным клювом вот так (с помощью двух костяных предметов имитирую нужный звук).
-А кто так поет, послушайте-ка и определите!
Включаю звукозапись – соловьиное пение и через полминуты-минуту, выключив ее, повторяю вопрос.
Выслушав и уточнив ответы, показываю детям соловья (картинку, свистульку, чучело и т. п.) и спрашиваю, кто это? (Соловей). А чье пение нравится больше: аиста или соловья?
- Послушайте теперь сказку о том, как учился петь соловей и как это делал аист.
Выразительное чтение и перечитывание сказки учителем (название не читается)
…Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья проверить, так ли это.
|
|
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
-Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
-Надо делать вот так.
-Все ясно!- обрадовался аист.- Это и есть музыка?- и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется научиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом. Да еще хвалится и учит других птиц:
-Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.
Сказка читается дважды. Закончив чтение в первый раз, спрашиваю детей, кто им приятен, мил и кто неприятен: аист или соловей. Ответы предполагаются краткие и не мотивируются. Затем предлагаю: «А теперь послушайте сказку еще раз, постарайтесь представить все, что происходит, и понять, чем мил соловей и почему неприятен аист (перечитывается вся сказка или отрывки из сказки, рисующие поведение птиц).
3. Воссоздание содержательного опыта и образов сказки. Вопросы и задания после повторного чтения:
-Чем вам мил соловей? (Приветливый, скромный …).
|
|
-Чем неприятен аист? (Невежливый, хвастливый, нетерпеливый…).
-Кто сможет показать, как вел себя аист? (Дети по желанию разыгрывают первую сценку=эпизод. Роль мудреца играю я).
-А как вел себя соловей? (Воспроизводится вторая сценка).
-Ребятки! Почему же аист так и не научился петь, а соловей научился? Послушайте еще раз, как он поет! (Снова включается звукозапись). Хорошо поет! Правда?!. Что же помогло ему научиться петь,стать мастером?
А что помешало научиться петь аисту?..
Задумайтесь над тем, что рассказала сказка: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!..» (Никаких других сентенций делать не следует).
Рассматривание книги: Берестов. Мастер Птица. (см. БМШ)
1. А теперь снова посмотрите на меня. Что у меня в руках? (Книга). Я взяла ее со стола. На столе много книг. А вам надо узнать, есть ли в этой книге та сказка, которую вы слушали. Называется наша сказка «Аист и соловей», а рассказал ее нам писатель Берестов.
2. -Как же нам догадаться, есть в этой книжке сказка Берестова «Аист и соловей» или ее здесь нет? (название произведения повторяется умышленно).
3. -Посмотрите на обложку этой книжки. (Провожу рукой по первой странице обложки). Где здесь рисунки? Покажите. Что нарисовано? Назовите. (Рис.)
4. А эти птицы из нашей сказки?
5. Почему вы так считаете?
6. Не могут ли нам помочь надписи на обложке?.. Где надписи? Кто покажет? Молодцы! (На обложке выделяются надписи, они показываются и я одновременно их объясняю: «Это фамилия писателя, это заглавие книги» и т.д.).
7. Заглавие книги написано крупно, - продолжаю я. Посмотрите на первое слово в заглавии. Какие гласные буквы вы знаете? (Ответы). Кто может прочитать все слово? (Если дети не смогут, читаю я, а дети повторяют за мной хором. Так же рассматривается второе слово. Устанавливается, что в заглавии книги два слова-«Мастер Птица»,- а в заглавии прослушанной сказки -«Аист и соловей» - три слова; значит заглавия разные. Но книга эта про птицу, которую называют м а с т е р.А в «нашей» сказке была птица= мастер? Кто?.. Итак, и «наша» сказка и эта книга – про птиц: аиста и соловья,соловей- у нас – мастер, а значит в этой книге может быть «наша» сказка - про птиц: аиста и соловья=мастера. (Дети могут еще раз назвать и показать все, что подтверждает их догадку).
8. Посмотрим теперь на фамилию писателя, -продолжаю я. -Вдруг и она нам поможет? Она написана мелко. Я наберу ее крупно на наборном полотне. Кто знает первую букву в этой фамилии, поднимите руки, но не читайте. Это гласная? (Нет).Это не гласная, и читать ее можно только с гласной. Кто сможет? Читайте вместе со мной (Бе-ре-стов). А «нашу» сказку кто рассказал? (Берестов). Значит он и книгу написал, и сказку «Аист и соловей» рассказал. Эта сказка здесь может быть? (Да).
9. Что надо сделать, чтобы убедиться, что сказка здесь есть или что ее здесь нет? (Найти нашу сказку в книге. Надо книгу перелистать и т. п.).
10. Давайте рассмотрим всю книжку и будем искать «нашу» сказку по картинкам и заглавию (Под моим руководством дети находят прочитанную сказку, узнают и называют героев, эпизод сказки на иллюстрации. В заглавии «Аист и соловей» прочитывают хором два первых слова, а третье – вместе с кем-то из читающих первоклассников или за мной). (Рис.)
В заключение учитель знакомит детей с уголком чтения, ставит туда книгу Берестова «Мастер Птица», которую читали и рассматривали на уроке.1[4]