Из дневника учительницы А

…2 октября

Наш разговор о приемах, реализующих методический замысел учителя, естественно перерос в разговор об условиях, которые учитель обязан создать в классе для того, чтобы процесс обучения чтению проходил эффективно. Запишу то, о чем говорили и о чем договорились…Вкратце…

Наконец-то, мы все поняли, что, если никакими другими способами, кроме личного непосредственного восприятия книг и деятельности с ними (их чтения=рассматривания) ни взрослый, ни тем более ребенок стать читателем не может, то обязательные условия эффективного обучения чтению в начальных классах – это создание учителем при взаимодействии с детьми доступного учащимся книжного окружения и организация повседневной непосредственной деятельности учащихся с детскими книгами из доступного круга чтения – как на уроках, так и во внеурочное время.

Этот тезис я, а теперь и мои коллеги, приняли как аксиому, как заповедь учителя=профессионала, который хочет формировать учащихся=читателей, а не перекладывать эту задачу на родителей, соседей и благоприятные обстоятельства, которые складываются для детей далеко не всегда.

Чтобы превратить эту аксиому в закон, в каждом классе необходим Уголок чтения.

Что такое Уголок внеклассного чтения и как его организовать?

Уголок внеклассного чтения – это специально отведенное в классе место, оборудованное так, чтобы первоклассники с первых шагов привыкали к упорядоченному книжному окружению и вырабатывали умение пользоваться им: обращаться к книгам в соответствии с личными возможностями и потребностями, соблюдая при этом все известные им читательские нормы.

Основная норма для первоклассника – чувствовать себя в Уголке чтения хозяином, знать, где какие книги находятся, что можно делать в Уголке чтения и чего нельзя.

М о ж н о: 1) подходить к книгам в Уголке чтения, если хочется, в любое свободное от уроков время (в частности, на перемене); 2) брать в руки любую книгу, которая интересна, рассматривать ее, читать, листать, но потом ставить на место; 3) приносить в класс и выставлять в Уголке чтения в определенном месте любую книгу, принесенную из дома; 4) выставлять и вывешивать в Уголке чтения на свободном месте любую поделку или рисунок в связи с прочитанным; 5) брать свою книгу (рисунок, поделку) домой, когда считаешь нужным.

Н е л ь з я: 1) брать домой без разрешения чужую книгу (поделку, рисунок); 2) шуметь, толкаться, вырывать из рук товарищей книги и т.п., словом, мешать другим ребятам – таким же полноправным хозяевам Уголка; 3) брать книги грязными руками.

В соответствии с указанным нормами, содержанием и задачами обучения определяются структура Уголка чтения и его оборудование. В Уголке чтения должны быть:

Полки для книг, размещенные так, чтобы ребенок 6-7 лет легко доставал книги с каждой из них. Полок должно быть три: а) для книги (или двух книг во втором полугодии), которая читалась и рассматривалась на комбинированном уроке; б) для книг, которые по желанию принесены учащимися «о том же» из домашней библиотечки; в) для книг, которые принесены учащимися в класс, но не соответствуют теме прошедшего урока (любимые книги и те, которые оставлены детьми для классной библиотечки с предыдущих уроков, и т. п.).

На подготовительном этапе обучения чтению расстановка книг на последней, нижней полке свободная: дети перебирают их и систематизируют, как хотят, т. е. по любому признаку (по теме, по размеру, выделяя только сказки и т.п.). К концу этапа все книги на этой полке должны быть расставлены по темам чтения (о Родине, о героях и подвигах, о разных людях, в том числе и о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, о вещах и машинах, сказки, сборник стихов). Расстановку книг по темам и изготовление разделителей осуществляют под руководством учителя сами первоклассники. Они же поддерживают порядок на книжных полках в Уголке чтения, следят, чтобы книги были аккуратно расставлены.

Стол, чтобы класть книгу и рассматривать, читать ее индивидуально или вместе с друзьями.

Стенд, где вывешиваются рекомендательные задания, а также рисунки учащихся в связи с прочитанным, выставляются поделки.

С Уголком чтения первоклассники знакомятся после первого комбинированного урока чтения, и он функционирует в течение всего учебного года (Рис.)

Учителя начальных классов, проявляя творчество, создают самые разнообразные по форме Уголки чтения. Но в любом случае не рекомендуется размещать Уголок чтения у двери: практика показывает, что при этом в классе создается сутолока, дети мешают друг другу и взрослым, формирование привычки отключаться при работе с книгой от окружающей обстановки у них затормаживается.

Однако плохо, если Уголок чтения в классе организован «для красоты» (полки размещены слишком высоко, порядок в расстановке книг непонятен детям, книги трогать запрещается – а и такое бывает!) или, если, напротив, учитель не рассматривает деятельность учащихся в Уголке чтения как органическую часть обучения и пускает ее на самотек: формированию учащихся=читателей наносится огромный вред. Книги «для интереса», равно как и заброшенные, забытые, случайные книги, к которым все равнодушны, - жалкое и страшное зрелище. И в том и в другом случае можно сразу же определить, что программа обучения чтению не выполняется или реализуется формально. Абсолютно прав В. А. Сухомлинский, утверждающий: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг, нужных доля всестороннего развития человека, для ее богатой духовной жизни, или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа; в школе может многого не хватать, во многом мы можем быть бедны и скромны, но, если у нас есть книги, нужные для того, чтобы перед нами всегда было открыто окно в мир, это уже школа» (Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа.-М.,1979.-С.57).

Обсуждая функцию и состав Уголка чтения и классной библиотеки, мы пришли к выводу, что в современной школе– это, пожалуй, единственное условие, без которого обучать чтению детей нельзя, если, конечно, имеется в виду не простое раскодирование текста, а чтение=общение в круге доступных книг. Все остальные условия, освященные традицией и временем, облегчают работу учителя по обучению детей чтению, разнообразят читательскую деятельность учащихся, формируя у них способность к переносу приобретаемых умений на новый учебный материал в новые условия. Их в классе следует создавать, но не обязательно все, а в зависимости от того, насколько они предпочтительны для учителя, т. е. в какой мере он владеет ими, чтобы разнообразить процесс обучения, но не затягивать его, используя пособие ради пособия…

Мы пришли к выводу, что для работы с первоклассниками, учителю надо овладеть умением пользоваться на уроках чтения следующими видами пособий:

1.Азбука в картинках - пособие помогает детям запомнить букву с опорой на предметную картинку.

2.Набор предметных картинок для проведения логических упражнений. Логические упражнения проводятся на каждом уроке обучения грамоте, причем постоянно меняется их содержание и структура. Названное пособие обеспечивает разнообразие логических упражнений.

3.Таблицы по обучению грамоте (Автор: Л. К. Назарова) – это учебное пособие используется при работе с «Азбукой» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. В таблицы включены сюжетные и предметные картинки для работы по слого-звуковому анализу слов, схемы-модели, группы слов и связные тексты, позволяющие варьировать учебный материал.

4.Разрезные слоги для классной работы (Авторы: А. В. Кеменова, В. А. Кирюшкин, М.Д. Шевелева) – разрезные слоги предназначены для организации упражнений в составлении слоговых таблиц, в классификации слогов, в составлении и чтении слов и предложений. Цель работы – вооружить первоклассников позиционным принципом чтения, сущность которого заключается в том, что при чтении учитывается позиция букв по отношению к соседним буквам.

5.Лента букв – один из существенных структурных компонентов «Азбуки». Она выполняется как отдельное наглядное пособие, помещается над доской и используется с целью повторения и обобщения изученных букв (Шанько Т. М. «Лента букв и работа с ней», журнал «Начальная школа»,1986,№8,с.45)

6.Фланелеграф (или магнитная доска) – пособие позволяющее быстро прикрепить для фронтальной работы слоги, слова и видоизменять их, заменяя отдельные буквы и части слов.

7.Виды разнообразных букв - из бумаги, пластмассы, с наждачным покрытием, вырезанными из дерева и т.п..

Перечисленные пособия – это тот минимум дидактических средств, который облегчает процесс обучения чтению и учителю, и детям, если учитель по-настоящему владеет этими средствами и передает свой опыт учащимся. Вообще надо сказать, что при овладении дидактическими пособиями каждый учитель, если захочет, может пройти три ступени совершенствования к полноценному методическому мастерству:

Ступень первая. Учитель осваивает существующее стандартное пособие в точном соответствии с его целевым назначением. Именно в этом аспекте он находит место применению этого пособия на определенном уроке, но только в том случае, если использование пособия экономит время и силы как того, кто обучает, так и тех, кто обучается.

Ступень вторая. Учитель, овладев пособием по его прямому назначению, используя свой опыт и наблюдения за процессом работы с пособием, расширяет поле его применения. Например, создает к Азбуке в картинках дополнительный набор картинок с изображением разных предметов и объектов, названия которых начинаются с данной буквы или включают данную букву во все слоги, составляющие слово.

Опыт показывает, что учителю достаточно приготовить по 4-5 таких картинок к нескольким листам азбуки в картинках, как класс, подражая учителю, составит целую картотеку слов=картинок на все буквы русского алфавита. Такая картотека весьма положительно повлияет и на развитие речи учащихся, и на их грамотность. А если к тому же учитель наладит в Уголке чтения работу по узнаванию новых слов, например, путем разгадывания загадок, кроссвордов и т.п., по запоминанию и отысканию слов=названий к тем или иным новым картинкам, то это будет развивать филологические способности, чувство слова у учащихся в целом и снимет эффект «Эллочки-людоедки», когда ограниченность словарного запаса мешает детям и осознать читаемое, и выразить собственные мысли.

Ступень третья. Учитель не только совершенствует применение существующих дидактических пособий, расширяя сферу их использования на уроках, но и изобретает необходимые ему в соответствии с его личными особенностями и задатками новые дидактические пособия сам. Например, имевшие широкое и весьма положительное применение в 70-е годы ХХ века таблицы по внеклассному чтению, как известно, впервые были задуманы и изобретены учительницей 733 школы г. Москвы Марией Кирилловной Камшечко.

Что представляют собой эти таблицы и зачем они понадобились учительнице?

Серии настенных таблиц по внеклассному чтению «В мире книг» были рассчитаны на организацию группового и массового видов читательской деятельности учащихся во внеурочное время, в группах продленного дня. В сущности, каждая таблица организовывала или закрепляла формируемые у детей качества читателя: тип правильной читательской деятельности в доступном круге чтения или в любой книге, осознанность, правильность, беглость чтения текста, развивала читательский кругозор за счет отобранного и представленного на иллюстрациях фонда лучших детских книг, которых может и не быть в конкретном книжном окружении того или иного ребенка, но о существовании которых он непременно должен знать, чтобы узнать их «в лицо» при встрече или найти и прочитать при случае вместе с друзьями. Таблицы приучали детей соблюдать элементарные читательские правила, многократно обращаться к прочитанному, обсуждать и обдумывать его с очень разных сторон, разыгрывать, инсценировать, превращать в литературные игры, кроссворды, классифицировать и систематизировать доступные детские книги по разным признакам. В конечном итоге все задания и вопросы, обращенные к юным читателям с таблиц (а каждая таблица активно использовалась классом в течение недели – от одного урока внеклассного чтения до следующего), как показал опыт их применения, весьма благотворно влияли на общее и литературное развитие детей и готовили их к восприятию особого предмета – литературы в средних и старших классах.

Ниже приводятся образцы этих таблиц, уже обработанных специалистами. Вглядитесь в них и вдумайтесь. Хотелось бы вам иметь такие таблицы? Комплекты этих таблиц для каждого класса на все 35 учебных недель издавались и переиздавались в 70-80-е годы ХХ века. Их можно даже найти в школах, которые были озабочены правильным формированием учащихся=читателей. (Рис.)

А если в вашем распоряжении их нет, вы можете, используя методические пособия к урокам внеклассного чтения, разработать подобные настенные пособия самостоятельно и сделать их с помощью родителей.

Словом, помните, что как и владение методическими приемами, так и использование наглядных дидактических средств при обучении чтению - это и способ совершенствования методического мастерства учителя, и его показатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: