Вопросы и задания к беседе 7

Запомнили ли вы условие, без которого при любой индивидуальной одаренности учитель не сможет научить детей чтению=общению? Сформулируйте его.

Что мешает современной массовой школе быть Ш К О Л О Й? В каком случае наличие книг в классе – позор для учителя? Расскажите, как должно быть организовано книжное окружение первоклассников, чтобы оно обучало и воспитывало.

Перечислите дидактические пособия, которая учительница А. рекомендует иметь в 1 классе к урокам чтения. Охарактеризуйте каждое из них. Вспомните и назовите три ступени мастерства учителя в их использовании. Наконец, - по желанию – продолжите свое самообразование и обратитесь к заданиям «Методического практикума» №

Беседа 8. Как ввести детей в новый этап читательской деятельности?

Из дневника учительницы А.

…25 августа

…Через несколько дней прозвенит первый звонок, и я снова встречусь со своими учениками. За лето они подросли, поумнели. Уже сейчас некоторые звонят мне, спрашивают, что надо сделать, чтобы учебный год начался интересно. Думаю, что самое интересное, сближающее нас в новом учебном году – это новые книги, с которыми мы теперь встретимся и будем учиться читать «как взрослые». Пожалуй, первый урок чтения я так и назову: «Новый учебный год – новые книги».

Тему урока крупно напишу на доске. Приготовлю выставку книг. То и другое позволит мне сразу включить детей в самостоятельную читательскую деятельность и отказаться от привычных разговоров, якобы объединяющих класс воспоминаниями о лете, а на самом деле лишь бесполезно расходующими драгоценное учительское время и расхолаживающие детей, пришедших учиться, вместо того, чтобы концентрировать их внимание на том, что самое интересное в школе- это учеба, а не разговоры по любому поводу.

Уже в прошлом году мои ребятки не только одолели грамоту, но вместе со мной, под моим наблюдением прочитали вслух сказку Чуковского «Доктор Айболит» (по Гью-Лофтингу) и в процессе чтения поняли основной принцип читательской деятельности: читать – значит слушать и слышать собеседника, написавшего литературное произведение, запоминать, представлять и переживать то, о чем он говорит и главное – все время д у м а т ь над темой, смыслом беседы, размышлять о том опыте, который заложен в книге ее автором и вызывает у тебя, читателя, какие-то свои мысли.

Сейчас эту работу надо продолжать, усложнив ее с учетом уровня готовности к читательской деятельности, который должен был сохраниться у моих учеников к 1 сентября 2-го года обучения несмотря на летние каникулы, отведенные им, конечно же, прежде всего для отдыха, а не для закрепления знаний, как все еще иногда думают некоторые из моих коллег. Разумеется, мне очень хочется надеяться, что летом мои ученики иногда брали в руки книги, что–то читая или перечитывая. Но это сугубо их личное дело, хотя для меня отношение учащихся к книге и миру книг - показатель эффективности моего учительского труда по формированию их как читателей. Я непременно проверю количественные и качественные характеристики этого показателя в моем классе, но не на уроке чтения, а сначала на уроке русского языка, письменно, предложив детям несколько конкретных вопросов, отражающих их участие в читательской деятельности летом, их остаточные читательские знания и отношение к чтению.

Вопросы думаю задать такие:

1.Где ты провел лето? (На доске к этому вопросу в качестве ответов предложу такие словосочетания: «В городе. В деревне. В лагере. Дома. У родных. На море, В санатории. У бабушки». Пусть выберут и грамотно спишут тот ответ, который им покажется наиболее приемлемым).

2.Читал ли ты книги? (Да. Нет.)

3.Читал ли журналы? (Да. Нет. Рассматривал).

4.Скалько раз брал в руки книги или журналы?(Два. Три, Пять. Иногда. Каждый день.)

5.Что из прочитанного помнишь? Назови.

6.О чем хочешь читать в ближайшее время? (Назови тему или книгу).

7.Какую книгу мечтаешь получить в подарок?

Эта работа, которую дети выполнят на листочках на первом уроке русского языка, во-первых, позволит им отчитаться перед собой в полезности летнего времяпрепровождения, потому что я в заключение работы непременно дам им образец личного ответа на все эти вопросы, но предупрежу детей об этом перед ее началом.

Во-вторых, учащиеся поупражняются в осмысленном чтении рукописного текста и в умении письменно отвечать на вопросы, коротко и понятно.

В-третьих, у меня появляется возможность использовать полученные ответы для обучения детей рассказыванию о прочитанном летом – на занятиях по развитию речи, а может быть даже для того, чтобы заложить основы классного журнала «Советую прочитать!» или классной стенгазеты с тем же названием. А на уроках чтения мы будем читать, читать и читать.

Однако, структура урока, где мы будем встречаться с новой детской книгой, теперь обязательно усложнится: ведь мне надо строить обучение так, чтобы не делать за детей то, чему я их уже учила, а лишь совершенствовать их в этих умениях, добавляя к ним новые умения и новые виды читательской деятельности.

В связи с этим в нашем расписании вместо комбинированных уроков чтения появятся уроки внеклассного чтения, рассчитанные на полный учебный час. А проводиться они будут как и прежде – один раз в неделю.

Конспект-сценарий первого из таких уроков (а именно с него я начну обучение второклассников чтению, поскольку они уже усвоили, что я учу их читать книги по выбору) будет следующим:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: