-О ком мы прочитали? Назовите всех.
- Покажите, кто из них где на этой иллюстрации. (Раскрываю книгу на стр. 29 и показываю классу картинку.)
-Как вы думаете, о чем говорят сестры в момент, изображенный на картинке? (Дети должны обратить внимание на то, что Наташа в пальто и грозит сестре пальцем, а сестра ее, Вера, уже спустила ноги с дивана и краснеет от стыда…)
-Почему же Вера покраснела от стыда? (Потому что она лентяйка.)
- Что же означает такое необычное слово, которое, вероятно, и вы еще не встречали в книгах? Прочитайте его. (Показываю карточку со словом «байбак» или записываю его на доске. Дети объясняют прямое и переносное значение этого слова, т.к. знают его, если внимательно меня слушали: объяснения даны в тексте рассказа).
-Как вы думаете, зачем я прочитала вам этот рассказ? (Ну, во-первых, чтобы вы посмеялись; во-вторых, чтобы вспомнили, что лень к добру не приводит, и не удивлялись впоследствии, что, если поленитесь, то вас ждут неприятности; в-третьих, для того, чтобы вы узнали новое слово и не забывали: значение незнакомых слов надо сразу же проверять по словарю или спрашивать у учителя.)
|
|
Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать.
- Теперь давайте проверим, не разучились ли вы читать?
И далее я могу поступить по-разному:
а) если я найду в библиотеке сборник «Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи» (1/3 за 1995 г.) в нужном количестве как, «коллективку», то могу, раздав сборники детям, попросить их найти по оглавлению тему №14, прочитать ее название, а затем самостоятельно познакомиться с рассказом Н. Гернет «Слова – беглецы»;
-Случилась удивительная история, - сказала учительница первоклассникам. – Из рассказа сбежали слова! Их надо обязательно вернуть на место.
Первоклассники записали рассказ и слова, которые из него убежали.
А слова были вот какие: КЛЯКСА, МОРКОВКА, ЩЕНОК, МОЛОТОК, ЯИЧНИЦА, КОШКА, НАТАША, КАША, МАМА.
-Хорошенько подумайте, - посоветовала учительница, - как расставить слова по местам.
-А чего тут думать! – закричал Сережа.
Он вписал в рассказ все слова подряд и поднял руку:
-У меня готово!
-Прочитай, что у тебя получилось, - сказала учительница.
И Сережа прочитал:
-Славик съел большую аппетитную КЛЯКСУ. Миша посадил в тетради МОРКОВКУ. Папа прибивал полку ЩЕНКОМ. МОЛОТОК визжал и вилял хвостиком. Потом пришла с работы ЯИЧНИЦА и стала готовить обед. КОШКА шипела на сковородке. В кастрюле пыхтела НАТАША. КАША кашляла, и ее уложили в постель. МАМА фыркала и выгибала спину.
Все ребята засмеялись и закричали:
-Не так! Не так!
А как надо было? Ну-ка подумай!
б) если этого сборника в нужном количестве нет, я изготовлю с помощью родителей или своих выпускников, которые учатся в средней школе, книжку-самоделку: Н. Гернет. «Слова – беглецы», а на доске заранее запишу эти слова и текст из 8 коротких предложений в том виде, как записал его Сережа.
|
|
В том и другом случае класс рассматривает незнакомую книжку - самоделку или раздел №14 из сборника «Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи», индивидуально (вариант «А») или вместе со мной (вариант «Б») прочитывает новый рассказ или его части (в варианте «Б» – с доски: сначала слова, а затем текст, составленный Сережей).
5.Выявление и оценка качества самостоятельного чтения=рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе.
Когда дети отсмеялись, я попрошу их переделать рассказ так, чтобы каждое слово попало на предопределенное ему место.
-Можно ли книгу с этим рассказом поставить на нашу выставку? (Вариант «А».) А почему?
Или:
-В какой из сборников, стоящих у доски, лучше поместить наш рассказ? (Конечно, в сборник «Умел ошибиться, умей и поправиться». – вариант «Б»)
- В чем главная ошибка Сережи?
-Что же основное в умении читать? (Ответ: Умение думать над тем, что ты читаешь и что при этом понимаешь.)
- Чем похожи первый и второй рассказы? (Во-первых, тем, что овладев грамотой, ни Вера, ни Сережа в отличие от Наташи, так и не научились д у м а т ь над прочитанным; а во-вторых, тем, что каждое слово обязательно выражает какой-то определенный смысл, и непонимание смысла слова или неуместное его употребление обессмысливает весь текст. Читая книгу, это надо постоянно иметь в виду, т. е. озвучивать текст внимательно, правильно, вслушиваясь в слова, разграничивать слова известные и неизвестные, задумываться над словоупотреблением в контексте).