Из дневника учительницы А

 

…27 августа

Уроки внеклассного чтения, которые на начальном этапе обучения я буду проводить теперь еженедельно, конечно же, способствуют формированию у детей и техники чтения (я всегда предлагаю тому, кто сомневается, подсчитать, сколько времени на этих уроках дети действуют с книгами и читают их совершенно самостоятельно, а я только наблюдаю и оцениваю их деятельность, объясняя мотивы своих оценок). Нетрудно убедиться, что на этих уроках мы постоянно работаем и над развитием речи учащихся: над ее выразительностью, над расширением и обогащением словаря, над правильностью словоупотребления и введением в обиход речи новых, доступных детям синтаксических конструкций. Но главное для уроков внеклассного чтения – это формирование читательского кругозора учащихся, а точнее – его расширение, упорядочение и накопление литературных ассоциаций. Однако я всегда помню, что отработка техники чтения и особенно способности самостоятельно думать над тем, что читаешь, и оценивать прочитанное по справедливости, т. е. критически относясь прежде всего к себе как читателю («Если голова и книга приходят к столкновению и слышен звук пустого тела,- всегда ли виновата книга» Г. Лихтенберг) – это дело, которое требует значительно больше времени, чем осмысленное и индивидуальное накопление читательского кругозора. Поэтому, как и в 1 классе, на всех остальных уроках чтения, запланированных на неделю, я отработаю с детьми умения, необходимые для правильного, беглого, выразительного озвучивания печатного и письменного текста («чужой речи») и обдумывания его смысла на максимально доступном каждому ребенку уровне. В этом случае беседа=рассуждение о прочитанном становится приемом, совершенствующим и умение слышать голос собеседника=книги, и умение осмыслять сказанное, переживать его, и литературные ассоциации, способности, развитие детей, т. к. каждому ребенку приходится, аргументируя свое мнение, сопоставлять прочитанное произведение с уже известными, апеллировать к непроизвольно возникающим и уже накопленным литературным образам и т.п. Словом, эти уроки для меня есть собственно обучающие уроки чтению как виду речевой деятельности, в то время как уроки внеклассного чтения – это способ контроля за тем, чему мы научились за неделю, как читатели, и показатель того, насколько хорошо мы это сделали.

Имея все сказанное в виду, свой первый урок обучения чтению как виду речевой деятельности, или так называемого классного чтения, я построю так.

Учебный материал для урока: Родная речь. Учебник для нач.шк.В 3 кн. Кн.1. Ч.1 / Сост. М. В. Голованова и др. 2-е изд.-М: Просвещение,1999.-224с.:ил.

Второклассники получают новые для них учебные книги (их раздают учащиеся, которые сидят на последних партах в каждом ряду), и класс сразу приступает к работе. Задание, определяющее, что надо делать, заранее записано мной на доске, дети должны его самостоятельно прочитать, понять и выполнить:

Рассмотрите книгу. Приготовьтесь о ней рассказать.

Я наблюдаю, как дети прочитали, поняли и выполняют задание. Время на знакомство с новой книгой – 3-5минут.

Ответ, которого я ожидаю:

-Книга называется «Родная речь». Перед нами 1 книга и ее 1 часть. Буквы на переплете необычные, красивые. На рисунке – лето, а может осень: много желтого цвета. Мальчик сказочный. Внизу раскрытая книга, как подсолнечник. Наверное, мы должны подумать, что книга добрая, веселая, в ней много страниц. На корешке название - «Родная речь» - напечатано обычным шрифтом.

На форзаце веселые русские девочки и мальчики. Они нарисованы группами. Лица довольные. Каждая группа что-то делает. И под рисунком рукописным шрифтом написаны пословицы и изречения…

Прошу детей эти пословицы самостоятельно прочитать и обдумать дома, а сейчас рассказать, что же они найдут в книге.

Дети открывают содержание (оглавление) и рассказывают мне, что в этой книге 4 части. Название каждой части выделено голубым цветом.

Прошу прочитать эти названия вслух, хором, по моему знаку. Дети читают:

Устное творчество русского народа.

Русские писатели.

Люблю природу русскую.

Писатели – детям.

Спрашиваю, с какой части им хотелось бы начать чтение и почему. Подвожу к мысли или просто предлагаю, что лучше всего начать с раздела «Писатели – детям».

Снова пользуемся оглавлением и хором прочитываем имена, отчества, фамилии писателей, которые представлены в этом разделе. Выделяем тех, кто нам уже известен. Очень быстро вспоминаем, какие произведения этих писателей помним. Затем прошу детей про себя прочитать, какие произведения включены в этот раздел, отметить знакомые и самостоятельно открыть книгу там, где помещено произведение, которое сегодня будем учиться читать. Название произведения записано мной по всем правилам на доске:

Гайдар.
Совесть.

 

Дети открывают книгу на странице 147. Видят, что произведение достаточно объемное; о его содержании мы можем пока догадаться только по заглавию –«Совесть» (пытаемся определить сущность этого понятия) и по иллюстрации, где нарисованы дети, собака и осенний лес.

Поскольку по этим данным достоверно предугадать, о чем нам хочет рассказать автор, трудно, я предлагаю детям прочитать записанные на доске слова и задуматься над ними, сопоставив их с заглавием текста и иллюстрацией к нему в книге.

Слова на доске:

Карнаухова

готов – готовила – приготовила – не приготовила

болтается- не занимается делом, попусту проводит время

краду- украду- украдкой

гулять - прогульщик

хмурый - нахмурилась

ткнул – наткнулась

вера – верить - доверчивый

вложить – положить – закладка – заложить - заложенный

шутить - подшутить

счастье - несчастье

добрый – душа - добродушный

шмыгнул – вышмыгнул

Каждый ряд слов дети читают сначала глазами и полушепотом, потом чуть громче, стараясь плавно сливать слоги, и, наконец, громко и плавно - целыми словами. Значение того или иного слова объясняется вслух только в том случае, если кто-то из детей поднимет руку и попросит уточнить смысл прочитанного. К отдельным словам после их прочтения ставлю вопросы я сама. Дети отвечают с места – по желанию, иногда сразу несколько человек. Например:

-Карнаухова.

-Это что?

-Фамилия.

После того, как все слова прочитаны, а заглавие и иллюстрация известны, дети по желанию высказывают предположения о возможном содержании рассказа. Самого слабого прошу ответить, есть ли на картинке Карнаухова и показать, где она.

Вместо физминутки, поскольку перед чтением длинного текста второклассникам надо передохнуть, а кроме того, наладить дыхание, чтобы не делать вынужденных и необоснованных пауз при чтении длинных предложений, мы проводим дыхательную гимнастику: пользуясь скороговоркой («Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»), 2-3 раза пробуем на одном дыхании насчитать как можно больше Егорок.

Отдохнув, возвращаемся к рассказу Гайдара «Совесть» и читаем его вслух – от начала до конца. Дети читают по вызову. Вызывая их в этот раз, я руководствуюсь уровнем сформированности у ребенка техники чтения. Поэтому Наташа В. прочитает у меня заглавие «Совесть» и затем – в последнем абзаце – предложение «Нет!». Володя Р. и Катя Д. –сильные ученики – зададут темп чтения 2-мя первыми абзацами, а потом текст рассказа будут читать по очереди остальные второклассники.

Некоторые сложные предложения в тексте я разделю на простые, чтобы в чтении рассказа участвовал каждый второклассник.

Прежде чем начать беседу=рассуждение о прочитанном, предлагаю второклассникам выделить то, о чем они сумели догадаться, приступая к чтению рассказа, и о чем догадаться никак не могли.

Выслушав свободные высказывания детей и внеся в них необходимые коррективы, если будут явные ошибки, поставлю перед ними ряд вопросов:

-Что мы прочитали? (Рассказ).

-Кто действовал в рассказе? (Нина Карнаухова, малыш, собака, птицы).

-Как вы оцениваете детей: они хорошие, плохие или обычные? Нравятся вам или нет? Чем? Отчего? (подкрепляя ответы, дети пользуются выборочным чтением текста, т.к. без этого совершенно невозможно доказать, например, что Нина озорница, но не злобная, а добрая, с большим чувством юмора; что она уже начинает ощущать себя взрослой и пытается подражать взрослым, по крайней мере, в словесных реакциях на те или иные детские промахи; что малыш не просто смешной и добродушный (новое слово вводим в активный словарь), но и глупенький: ему еще предстоит научиться сначала оценивать свои поступки, а потом действовать, т. е. либо не ходить одному в школу, а найти себе попутчиков, либо вырабатывать в себе необходимую для жизни привычку справляться со страхом, чтобы не терять цели…)

В результате класс должен понять, что и Нина и малыш – обыкновенные дети, у каждого из которых есть свои недостатки и свои достоинства. В частности, второклассникам должно нравиться, что ни Нина, ни малыш не обвиняют в своих неудачах собаку, хотя и не доросли до того, чтобы сразу предъявить нравственный счет себе. Малыш вообще еще об этом не задумывался, а Нина чувствует свое несовершенство как личность пока лишь интуитивно, оттого и плачет. Но она хороший человек, потому что ей стыдно за то, что она в данной ситуации оказалась хуже, чем могла и хотела бы быть … А это в с е г д а и в с е м горько и обидно!..

Если дети покажут такой уровень освоения рассказа, я переведу беседу=рассуждение в беседу=дискуссию.

Центральный вопрос беседы=дискуссии – зачем про историю с малышом и Ниной вам, детям, рассказал писатель Гайдар? Ведь он рассказал-то вам! Раздел так и называется «Писатели – детям»!..

Ответ на этот вопрос я могу отложить до следующего урока, если увижу, что учащимся надо еще и еще раз перечитать рассказ дома, чтобы понять его по-настоящему. В этом случае я вывешу плакатик с главным вопросом в Уголке чтения: пусть подумают, поспорят, решат…

Если же мои ученики проявят себя в самом лучшем смысле как читатели, то на уроке останется время, чтобы ответить на этот вопрос всем вместе и понять: дети потому и дети, что они многого не знают и не умеют. Но любые дети, если они хотят вырасти хорошими людьми, должны уже сейчас, с детства, приучаться обдумывать свои поступки и оценивать их прежде, чем что-то делать. Иначе придется плакать от стыда и горя за то, что ты оказался хуже, чем мог бы и должен был бы быть.

Частным, но весьма важным для установки на запоминание и осмысление роли каждого слова в контексте, а также проверки того, есть ли у моих детей в этом отношении хоть какие-то заделы (Ведь это первый урок! Прошло целое лето!), я считаю постановку перед учащимися вопроса о том, когда, где, почему и зачем автор упоминает в этом рассказе о птицах. «Может быть, - спрошу я детей, - это совсем не важная деталь текста, лишняя деталь?».

Я буду очень рада, если дети хотя бы точно воспроизведут, где, когда и как Гайдар говорит об этих самых птицах. Это будет уже победой. А потом мы перечитаем нужное место – про себя и вслух, пытаясь голосом, интонацией, мимикой выразить интуитивно скрывающийся там ответ, после чего я помогу детям понять и сформулировать его: гармония в окружающем мире должна была помочь каждому из участников этой истории почувствовать гармонию с самим собой, а она подчеркнула, что внутренняя красота уничтожена, разрушена – и не кем-то, не чьей-то злой волей, а самим ребенком, в данном случае Ниной.

И еще один важный вывод. Его подскажу классу я: конечно, прочитав рассказ, нам хочется надеяться, что слезы помогут Нине понять, что любой человек – даже ребенок – всегда сам отвечает за свои поступки и прежде всего перед собой – п е р е д с в о е й с о в е с т ь ю. Но, к сожалению, слезами совсем не всегда можно исправить следствия своих дурных поступков и дел. И об этом тоже надо знать и помнить всегда. «Вот что говорит нам, а точнее, вам, детям, мудрый писатель Гайдар, - скажу я детям. - Вот о чем он вас предупреждает. И теперь это уже только ваше дело – помнить про это предупреждение или забыть о нем: ответ зависит от того, какими вы хотите стать…».

Домашнее задание: научиться бегло, правильно и выразительно читать весь рассказ. Попробовать представить себя Ниной или малышом, или рассказчиком и вместе с товарищами разыграть в классе сцену встречи малыша и Нины. Лучше, если слова малыша и Нины будут выучены наизусть, а не прочитаны по книге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: