Из дневника учительницы А

….5 января

… Каждый раз, когда я готовлюсь продемонстрировать моим молодым коллегам своеобразие основного этапа обучения чтению в начальных классах и показать, как это своеобразие может помочь учителю в решении учебно-воспитательных задач, оживить его, придать новый импульс учащимся в деле формирования их личных читательских интересов и умений, я все больше и больше убеждаюсь, что основным двигателем или тормозом на пути решения всех задач становится в это время сам учитель…

Это ему, если он не поймет и не примет рекомендаций методической науки, прежде всего ему, станет скучно и неинтересно на уроках чтения, потому что, работая по старинке, он либо никуда не ведет детей, делая вид, что обучает их читать, либо ставит перед ними такие цели (я имею в виду собственно литературоведение), которые для них абсолютно непосильны и учат детей только болтать о том, смысла чего они не понимают. Если же учитель понял и принял идею формирования в массовой школе не литератора, а именно квалифицированного читателя, который выбирает для себя и читает не ниже доступного ему уровня те литературные произведения, которые его занимают, то и учитель и дети ясно видят все, что им следует преодолеть, чему научиться на основном этапе обучения чтению, и потому энергично берутся за то, чтобы достичь цели.

Я на основном этапе обучения учу своих детей именно этому – умению ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь уже приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне. И каждый раз, похвалив детей за усердие, я показываю им, как еще ограничены их читательские знания и умения и сколько интересного и полезного могут дать им собеседники-=книги, если дети постараются увеличивать и совершенствовать свои читательские знания и умения, обращаясь к каждой новой книге.

В связи с этим и для меня, и для детей нет вопроса о том, что мы делаем на уроках чтения на основном этапе обучения: мы читаем книги, причем книги разные по всем параметрам. И каждая хорошо прочитанная книга убеждает нас в том, что, потрудившись над ней, мы стали умнее и еще чуть-чуть продвинулись в читательском искусстве.

Заметить свое продвижение в общем и литературном развитии детям помогает то, что в это время я провожу с ними не отдельные уроки, а серии уроков или по освоению книг, представляющих творчество того или иного писателя, или по осознанию разновидности каких-то значимых для детей литературных произведений, в чем-то сходных и в чем-то различных.

В первый период основного этапа обучения чтению я сосредоточиваю внимание детей на умении вчитаться в текст произведения, запоминать его, как можно чаще (но по желанию) заучивать отрывки из прочитанного наизусть и формирую у детей привычку читать любые по объему произведения способом изучающего чтения.

Вот первый цикл уроков, которые я демонстрирую желающим осмыслить и оценить мой опыт. Его я провожу сразу после летних каникул.

Тема: Б. В. Заходер и его книги (основной учебный материал из БМШ 1,96).

Урок 1.Знакомство с одноименной книгой Б. Заходера и чтение сказки «Ма-Тари-Кари».

Ход урока

Поскольку мы переходим к новому этапу обучения чтению, я сразу же скажу детям о том, что они уже многое знают и умеют как читатели и потому уроки обучения чтению у нас будут проходить иначе, чем всегда: теперь каждую неделю мы будем читать книгу, в которой собраны разного рода произведения одного и того же писателя. Часть этих произведений мы прочитаем вслух, в классе, а те, что не прочитаем, любой ученик может прочитать сам дома, и я очень надеюсь, что в нашем классе не будет учеников, которые этого не сделают.

 Затем мои помощники раздадут всем названную выше новую для детей книгу.

Задача учащихся: не раскрывая книги, внимательно вглядываясь в обложку, постараться определить, какие произведения могут быть собраны под такой обложкой.

Для справок и раздумий я предложу детям на доске такие группы слов:

грустные                  сказки                                                          в стихах

веселые                     истории                                                      в прозе

фантастические        разговоры (диалоги) или рассуждения

безобидные

беззлобные

смешные

страшные

комические

о разных недостатках и слабостях

Я попрошу детей внимательно прочитать все три столбика слов и, прежде чем отвечать мне, постараться вспомнить те произведения Б. В. Заходера, которые мы с ними уже прочитали.

Думаю, что мой класс справится с задачей и дети, сопоставив то, что они видят, и то, что смогли прочитать на обложке, детально объяснят мне, что под такой обложкой могут быть – скорее всего- комические, фантастические сказки и истории в стихах и в прозе о разных недостатках и слабостях, которые встречаются в этом мире.

Подтвердят они мне свои предположения и тем, что именно такие сказки и истории Заходер им уже рассказывал им прежде – «Волчья песня» в прозе, «Птичья школа» в стихах, «Никто» в стихах, «Серая звездочка» в прозе. Эти произведения знают все, кто не пропускал уроков чтения на подготовительном и начальном этапах обучения.

3.Похвалив детей, я предложу им, просмотрев книгу, сначала подтвердить или опровергнуть свое предположение, а затем сказать, как они смогут быстро определить, сколько таких, как они думают, произведений предлагается им в данной книжке и новы они для детей или нет. Таким образом, дети еще раз убедятся, что в книге именно комические произведения Заходера - в стихах и в прозе и что все они новы: мы их прежде не читали. А обратившись к оглавлению, дети подтвердят, что таких произведений здесь 11 и из них по крайней мере 2 – это сказки: в одно из заглавий слово «сказка» включено («Сказка про ежик»), а во втором оно дано в подзаголовке («Волчок. Сказка в стихах»). Термин «подзаголовок» я запишу на доске, и мы это слово несколько раз прочитаем индивидуально и хором, вникнув в его смысл.

4. Далее я предложу детям найти в книжке то произведение, эпизод из которого изображен на обложке, и приготовиться его читать вслух.

5.Чтение сказки «Ма-Тари-Кари» вслух по абзацам.

Сначала мы прочитываем вслух, с доски заглавие, где поставлено ударение: Ма- Тари- Кари. Смысл заглавия не объясняем. Напротив, я обращаю внимание детей, что смысл этого удивительного слова им надо будет понять из контекста. По первому абзацу устанавливаем, что читать будем именно сказку (приметы: жил-был.. и слово Крокодил с большой буквы).

Второй и третий абзацы дают мне материал и обязывает меня привлечь внимание детей к тому, чтобы сразу же выделять из читаемого текста факты исобытия, требующие комментариев, т.к. они нам либо совсем не знакомы, либо наши знания о них очень поверхностны. Я имею в виду Крокодила с Невского проспекта, т.е. из одноименной стихотворной сказки Чуковского. Я ничего не буду объяснять детям. Мне надо лишь, чтобы они сами зафиксировали для себя, что персонаж из этого произведения знаком им совершенно недостаточно. Но ведь для Заходера он значим, иначе Заходер не стал бы о нем упоминать? Чем он значим для Заходера? Чего не поймем мы, если не будем представлять этот персонаж так же хорошо, как и автор нашей сказки? Как упоминание этого персонажа Заходером связано с ним самим, с его жизнью?..

На эти и подобные вопросы я предложу детям ответить самостоятельно в свободное от уроков время, а сами вопросы и книгу со сказкой Чуковского «Крокодил» выставлю в Уголке чтения, и мы продолжим освоение сказки «Ма-Тари-Кари», как я говорила, по абзацам, поскольку в целом ее характер дети уже представляют. В процессе чтения мы обратим внимание на слова страшно, страшный. Установим, что это слово в русском языке одинаково хорошо передает и ужас, который внушает объект, характеризуемый этим словом, и превосходную степень какого-то качество у данного объекта. Однако последнее значение – это скорее не норма, а литературный прием, подчеркивающий комичность ситуации из сказки: «страшно коротенькие лапы». Думать так о себе - это не просто смешно, а претенциозно со стороны Крокодила, который привык всегда быть исключительным – всем всегда внушать ужас. Поэтому он не может допустить, чтобы хоть что-то в нем было обычным. Однако эта претензия и вызывает у читателя усмешку или смех, но означающий не веселье, не радость, а желание скрыть неловкость за Крокодила, проявившего глупость.

Несколько раз прочитаем мы и картину, которой Заходер передает зубную боль, которую испытывает Крокодил: «…казалось, что болят все зубы сразу. Потому что в зубе и кололо, и ныло, и словно буравом сверлило, и вдобавок стреляло!». Остальные слова и словосочетания типа не находил себе места, хныкал и т.п. дети будут с моей помощью комментировать по ходу чтения.

Если сочту нужным, я попутно с чтением буду выписывать их на доску, чтобы в конце урока помочь моим ученикам убедиться, как обогатило их речь внимательное чтение сказки Заходера.

Что же касается нравственно-эстетического опыта, заложенного в сказке, то он очевиден и находится как бы на поверхности, но пока только для меня, учителя. Детям его надо помочь представить и осознать, т.к. в противном случае, они не смогут в дальнейшем прочувствовать ни «Емшан» Майкова, ни «Воздушный корабль» Лермонтова, ни «Песнь о вещем Олеге» Пушкина да и многое другое.

В чем я вижу этот нравственно-эстетический опыт? Конечно же прежде всего в противостоянии добра и зла, как в любой сказке. Но здесь это противостояние обретает социально-значимые и жизненно узнаваемые черты, т.е. демонстрирует нам тот самый «урок», без которого никому не дано стать человеком. Ведь аллегорический вопрос, надо ли сочувствовать к р о к о д и л у и права ли птичка Ма-Тари-Кари, сострадая, помогая ему и возмущаясь безразличием и даже злорадством окружающих, - это главный жизненный вопрос для каждого из нас. Вот почему в процессе беседы=дискуссии и беседы=рассуждения я сделаю все для того, чтобы мои дети восприняли великую правду своих предков: убежденность в том, что только сочувствие, сострадание к беде другого, милосердие, желание и умение вовремя помочь ему, независимо от того, каков он и является основой мироздания, т.к. это и есть духовность. Напротив, бесчувствие, безразличие, равнодушие и злорадство – это антидуховность, это величайший грех, поскольку он порождает только зло, и ничего другого породить не может. А милосердие, сострадание и сочувствие, умение и желание помочь даже к р о к о д и л у – пусть не надолго, пусть на минуточку, но могут сподвигнуть и его на первое в его жизни доброе дело и доброе слово. В этом суть сказки…

Если будет время, я попрошу детей вспомнить, где, когда они встречались уже с этим главным заветом – обязательно делать добро, спешить делать добро, имея в виду уже прочитанные нами произведения. Думаю, что они вспомнят и рассказ В. Осеевой «Плохо» (диалог о том, что плохо и стыдно ничего не делать тогда, когда в твоей помощи кто-то нуждается, пусть даже котенок), и сказку В. Сутеева «Палочка-выручалочка», и «Мальчика-Огонька» Э. Киселевой и т. д. и т.п.

Если времени не остается, я вывешу этот вопрос на стенде в Уголке чтения и попрошу детей ответить на него(по желанию). Тут же я вывешу плакат со словами

сочувствие                                                                    бесчувствие

сострадание                                                                   безразличие

милосердие                                                                    равнодушие

                                                                                         злорадство

                                           добро зло

Заставив детей задуматься о сложной философии жизни, я таким образом помогу им в дальнейшем не только умом, но и сердцем воспринять мудрость жизни так коротко и прекрасно выраженную Ю. Фучиком: «Не бойся друзей: самое большее, что они могут – это предать тебя. Не бойся врагов: самое большее, что они могут – это убить тебя. Бойся равнодушных: это с их молчаливого согласия совершаются на свете все подлости, предательства и убийства».

6. В качестве домашнего задания я предложу учащимся научиться читать сказку настолько бегло и выразительно, чтобы на следующем уроке каждый, кого явызову читать к столу, мог получить за чтение текста сказки оценку «5». Кроме того, я посоветую детям подумать над вопросом, в чем и насколько фантастична написанная Заходером сказка. А чтобы думать и отвечать было легче, я выставлю в Уголке чтения книгу И. Акимушкина «Крокодилья зубочистка», где есть, подчеркну я, какое-то одно произведение (какое?), которое прямо отвечает на мой вопрос. Наконец, я напомню, что они смогут получить мою похвалу и отличную оценку, прочитав коллективно или индивидуально во внеурочное время и сказку Чуковского «Крокодил», чтобы ответить на вопросы из Уголка чтения. Таким образом, я сразу обеспечу детям выбор произведения для самостоятельного чтения и тем самым разбужу их читательскую инициативу, помогу каждому задуматься о своих предпочтениях, а значит и о себе самом.

7. В следующий раз, - скажу я детям, - на уроке чтения мы сначала минут 15-20 отведем на проверку домашнего задания, а оставшееся время посвятим освоению того произведения, в названии которого есть слово «сказка».

Примечание:

Я вообще считаю, что на основном этапе обучения, работая с книгой в классе и дома, приучаясь бегло читать текст произведения вслух и про себя, дети должны знать программу каждого урока уже накануне его проведения. Я убедилась, что такой подход к освоению читательской культуры на уроках чтения сам по себе мобилизует учащихся на серьезную целенаправленную работу с книгой и текстом, а меня избавляет от необходимости выдумывать какие-то «педагогические фокусы», как называл их А. С. Макаренко, вместо того, чтобы систематично учить детей тому, чему нужно, и помогать им видеть в тексте то, чего они без меня не увидят.

Дальнейшее планирование уроков чтения по книге, взятой мною сейчас в качестве основного учебного материала на 1-ую учебную неделю, таково:

№ п\п Основной учебный материал Дополнительный учебный материал Рекомендации на дом
2 Б. Заходер.»Сказка про ежик» Б. Заходер. «Серая звездочка» Заучивайте «Сказку про ежик» наизусть(обязательно первые три строфы, остальные по желанию) и приготовьтесь читать сказку «Серая звездочка» на оценку
3 Заходер. «Песенки Винни Пуха» и «Загадочный шум» Книга Милна «Винни Пух и все-все –все» (решение задачи: может ли эта книга стоять на книжной выставке Заходера?) Беглое чтение или заучивание наизусть стихотворения Заходера «Загадочный шум» или других песенок Винни Пуха – по выбору. Подумать и решить, что очень любит Заходер? (для меня важно – «играть словами и в слова»)
4 Заходер «Грушевое семечко» Китайские народные сказки, которые мы уже знаем, или сказки, в которых присутствие духа и сообразительность спасают героев Самостоятельное чтение и обдумывание произведений Заходера, которые не прочитали в классе; участие в составлении и выставки книг Заходера, которых мы еще не видели
5 Все книги Заходера из доступного детям круга чтения, представленные на нашей выставке Книги других авторов, которые Б. Заходер перевел для нас, читателей Читать и перечитывать то, что понравилось или что не успели,но хотели прочитать. Взять на заметку (записать на карточку) то, что не хочешь забыть (образец записи книг и произведений дан в Уголке чтения).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: