Задание 5 Достань ключик

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула — большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, затем говорит: "Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик".

Оценка действий ребенка: принятие и понимание заданного решения задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

Оценка в баллах:

1 балл — не принимает задание;

2 балла — принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать
неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения
("Не знаю");

3 балла — принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане,
но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому
перечисляет объекты, изображенные на картинке;

4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображен­
ную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех
изображенных предметов и решает задачу в наглядно-образном плане.

ЗАДАНИЕ б Счет.

Задание направлено на выявление у ребенка количественных представлений.

Оборудование: 15 плоских палочек.

Проведение обследования: перед ребенком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладет одну палочку себе на ладонь, на глазах ребенка берет еще одну палочку и кладет ее на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребенка спрашивают: "Сколько там?" Затем кладут еще одну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: "Сколько там?", т.е. проверяют счетные представления в пределах трех. При затруднениях проводится обучение. Если ребенок не справляется с выбором определенного количества по слову, то предлагают выбор — один, два, три по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трех по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.

Оценка в баллах:

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла — задание принимает, но нет представлений о количестве;

 

3 балла — задание принимает, есть элементарное представление о количестве,
дифференцирует "много — один", выделяет из множества один-два, но не выполняет
счетных операций по представлению;

4 балла — задание принимает, есть представление о качестве; выполняет счетные
операции по представлению.

ЗАДАНИЕ 7 Конструирование.

Задание направлено на выявление умения ребенка создавать конструкции из пяти элементов по образцу, обучаемость.

Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят построить по показу.

Опенка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

Оценка в баллах:

1 балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения
пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит;

3 балла — принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не
может, но после показа может перейти к самостоятельному выполнению задачи;

4 балла — принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

ЗАДАНИЕ 8 Рисование (дом, дерево, человек),

Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

Оценка в баллах:

1балл — действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастер по
назначению;

2балла — принимает задание, использует фломастер по назначению, рисование на
уровне черкания;

3балла — принимает задание, рисунок на уровне предпосылок к предметному
рисунку;

4балла - принимает задание, имеются предметные рисунки.

ЗАДАНИЕ 9 Игра.

Проверяется интерес ребенка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).

Оборудование: игровой утолок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо.

Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, а тем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу, и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком.

Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках. Оценка в баллах:

1 балл - не включается в игру со взрослыми;

2 балла - включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет
процессуальные действия с игрушками;

3 балла - включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с
игрушками;

4 балла - включается в игру, может организовать сюжетную игру.

ЗАДАНИЕ 10 Цветные кубики.

Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета).

Оборудование: цветные кубики семи цветов: два красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых).

Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: "Покажи, где красный, синий, зеленый". Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет два-три раза: "Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый.

Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату. Оценка в баллах:

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может
выделить цвет по слову-названию;

3 балла — принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить но слову
два-три цвета, но не называет;

4 балла — принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все
или почти все предложенные цвета.





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: