Задание 2 Группировка картинок по способу действия

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними которых можно действовать, с другими — нельзя.

Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной — чайник с ручкой, на другой — чайник без ручки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением часов без стрелок, спрашивает: "Куда его надо положить?" — и сам кладет под изображение чайника без ручки. Картинку с изображением часов со стрелками кладут под изображение чайника с ручкой. После этого ребенку дают но одной картинке, вперемешку, чтобы он не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие втором, т.е. выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.

Оценка действий ребенка: принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане.

Оценка в баллах:

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует
неадекватно;

2 балла - - задание принимает, раскладывает картинки без учета
основного принципа;

3 балла - - задание принимает, раскладывает картинки с учетом
основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом
плане;

4 балла — задание принимает, раскладывает картинки с учетом
основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих
высказываниях.

ЗАДАНИЕ 3 Счет.

Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане, т.е. уровень развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования:

первый вариант: взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыв их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки показывает ребенку это количество и спрашивает: "Сколько там осталось палочек?" После ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: "Сколько там палочек?";

второй вариант: если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: "В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные — синие. Сколько там было синнх карандашей?" При затруднениях проводится обучение.

Обучение:

первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырех, а если ребенок затрудняется, то и до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается);

второй вариант: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребенку решить задачу, используя палочки. Если ребенок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: "У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?"

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи. Оценка в баллах:

1балл — действует с папочками, не ориентируясь на задание;

2балла — принимает задание, но количественные представления сформированы на
самом элементарном уровне — может выделить только в пределах трех из множества,
счетные операции по представлению не выполняет;

3балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах
пяти — действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет
счетные операции по представлению в пределах трех, задачу решить не может;

4балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах
пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает
предложенные задачи.













ЗАДАНИЕ 4 Найди время годя.

Задание направлено на выяснение уровня сформированное™ представлений о временах года, т.е. уровня наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года (карточки № 47,48,49, 50).

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: "Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима". В случаях затруднения проводится обучение.

Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года — лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: "Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Оценка в баллах:

1 балл — не понимает цели, перекладывает картинки;

2 балла — принимает задание, но не соотносит изображение времен года
с их названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после
обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета;

3 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения только
двух времен года с их названиями (зима и лето);

4 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения всех
времен года с их названиями.





ЗАДАНИЕ 5 Дорисуй.

Задание направлено на выяснение уровня развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали два круга, цветные фломастеры.

Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков. Оценка в баллах:

1балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

2балла — принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать
свои предметы либо чиркает;

3балла — принимает задание, понимает его условия, может нарисовать только один
предмет либо оба одинаковых;

4балла — принимает задание, понимает его условия, рисует два разных предмета.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: