Задание направлено на понимание последовательности событий, изображенных на картинке, т.е. уровень сформированное™ наглядно-образно го мышления.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательности действий.
Проведение обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку; "Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано". В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.
Оценка в баллах:
1 балл — не понимает задание, действует неадекватно инструкции;
2 балла - - задание понимает, раскладывает картинки без учета
последовательности событий, изображенных на каргинке, воспринимает
каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет;
|
|
3 балла — принимает задание, раскладывает картинки, путая действия,
но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить
связный рассказ о данном событии не может;
4 балла — принимает задание, раскладывает картинки в определенной
последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ
об этом.
ЗАДАНИЕ 7 Рисование (дом, дерево, человек).
Оценка действий ребенка: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков — основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках. Оценка в баллах:
1 балл — не принимает задание, карандаш или фломастер и не использует по
назначению;
2 балла — принимает задачу, рисует только элементы этих предметов, рисует одним
карандашом все предметы;
3 балла — принимает задачу, рисует основные части заданных предметов, опуская
основные детали (человека рисует без шеи);
4 балла — принимает задание, с интересом его выполняет, задает вопросы> рассказывает, что будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выражение представлен пол.
ЗАДАНИЕ 8 Группировка картинок по количественному признаку.
Задание направлено на выявление уровня развития наглядного и логического мышления.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов различных по количеству: 1-я пара (на одной — много огурцов, на другой — один огурец); 2-я пара (на одной - много яблок, на другой — одно) и т.д.
|
|
Проведение обследования: перед ребенком кладут пару картинок, на которых изображены: на одной —- три огурца, на другой — один. Ребенку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит; "Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много огурцов) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд". Затем ребенку дают по одной картинке вперемешку и в ход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он складывал в один ряд, а какие — в другой.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребенком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане. Оценка в баллах:
1 балл — не принимает и не понимает задание;
2 балла — принимает задание, но условия задачи не понимает, раскла
дывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну
сторону, то в другую;
3 балла — принимает задание, понимает условие задач, раскладывает
картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в
конечном итоге выделяет основной принцип группировки -- признак коли
чественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип
не может;
4 балла -- принимает и понимает условие задания, группирует по
существенному признаку, в речевом плане формулирует этот принцип.
ЗАДАНИЕ 9 Анализ слова.
Задание направлено на выявление умения ребенка принимать новые познавательные задачи, связанные с учебной деятельностью.
Проведение обследования: взрослый говорит ребенку: «Я тебе назову слово, а ты посчитай, сколько там звуков". Называет слово "дом" и спрашивает:"Сколько там звуков?» После этого называет слова "стена", "хвост" и спрашивает: "Какой звук второй? Назови третий, первый, четвертый, пятый звуки.
Обучение: если ребенок не может сказать, сколько звуков в слове "дом", взрослый медленно произносит каждый звук считает их: "Д — один звук, о — два, м —• три. В этом слове —- три звука. А теперь посчитай, сколько звуков в слове кот". Другие слова в этих случаях для анализа не предлагаются.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение анализировать слова, обучаемость.
Оценка в баллах:
1 балл — не принимает задание или не понимает условия задачи;
2 балла — принимает задание, но не может выполнить анализ слова, после обучения
не может определить место звука в слове;
3 балла — принимает зздание, понимает его условие, однако самостоятельно
проанализировать слово не может; после обучения выполняет анализ слова из трех звуков;
4 балла — принимает задание, понимает условие задачи, самостоятельно может
проанализировать слова и определить место звука в слове из пяти-шести звуков.