Глава I. Эстетика смерти, ее проявления в творчестве группы My Сhemical Romance

Институт современного искусства

Кафедра Истории и теории музыки и музыкального исполнительства

ЭСТЕТИКА СМЕРТИ И СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ

В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ АЛЬБОМАХ ГРУППЫ MY CHEMICAL ROMANCE

РЕФЕРАТ

 

 

Исполнитель:

Идрисова Евгения Александровна

 

Допущена к защите:                                           «___» ______________ 2014 года   Заведующая кафедрой Истории и теории музыки и музыкального исполнительства, кандидат искусствоведения, профессор Е.Н.Куриленко       Руководитель - Заведующая кафедрой Истории и теории музыки и музыкального исполнительства, кандидат искусствоведения, профессор Е.Н.Куриленко  

 

 

Москва, 2014



О г л а в л е н и е

Введение

Глава I. Эстетика смерти, ее проявления в творчестве группы My Сhemical Romance

Глава II Формирование взглядов Джерарда Уэя и остальных участников группы

Глава III. Альбомы и «The Black Parade» – «почти рок-опера»

Заключение

Список использованной литературы.

Приложение

 



Введение.

Актуальность темы исследования. На протяжении всего периода существования группы My Chemical Romance[1] (2001–2012) их творчество вызывало неоднозначную реакцию у общества. Виной тому служила не столько сама музыка, сколько чересчур мрачный, на первый взгляд, имидж участников коллектива.

Будучи неприемлимым для людей, имеющих более консервативное воспитание и попросту непонятным для тех, кто не стремился проанализировать смысловую нагрузку песен, принесших группе тысячи поклонников по всем миру, их образ был поводом не только для неверной классификации их музыкального творчества, неверной трактовки посланий, заключенных в концепции их альбомов, но он также привел к ряду незаслуженных обвинений в различного рода пропаганде, отраженных в европейской и американской прессе. Так, например, ошибочное причисление группы к так называемому культу «эмо»[2], весной 2008 года вылилось в скандальное упоминание My Chemical Romance в британском таблоиде “The Sun”[3].

Статья была посвящена тринадцатилетней Ханне Бонд, покончившей жизнь самоубийством. Автор статьи, Джеймс Кленч, связывал смерть девочки с тем, что она была поклонницей My Chemical Romance и говорил о группе как о представителях выдуманного им же самим течения групп-приверженцев «культа суицида». Он также утверждал, что “The Black Parade”[4] - это кодовое название места, куда фанаты эмо, по их убеждению, попадают после смерти”[5].

Получившие широкое распространение абсурдные утверждения, не подкрепленные ни вескими аргументами, ни фактами, не могли не отразиться на общей тенденции судить музыкантов My Chemical Romance исключительно по внешнему виду. Не вдаваясь в содержание их музыкальных произведений их ставили в один ряд с исполнителями-современниками, в чьей музыке на самом деле могла содержаться пропаганда того же суицида, и чей имидж не диктовался какими-либо сложными концепциями, насыщенными эстетикой смерти. Явный факт массового недопонимания творчества группы побудил автора данного текста к попытке внести ясность в историю и идеологическую нагрузку музыкального творчества данного коллектива.

С одной стороны, такое смятение общественности и недопонимание по отношению к этому музыкальному коллективу вполне объяснимо. Сценические костюмы и грим группы чаще всего включают в себя элементы, говорящие о потустороннем мире или о смерти, пережитой героем песни/альбома. Внешне они выглядят так, словно на них надеты костюмы для празднования Хэллоуина[6] с той разницей, что они никогда их не снимают. Врядли найдется хотя бы одна композиция, в тексте которой не употреблялось бы слово «смерть», «мертвый», «трагедия» и их производные. В своей работе, посвященной отношению к жизни и смерти у молодежи, Шутова Л.В. писала: «В современном обществе не принято говорить о смерти, это считается дурным тоном”[7]. Не согласиться с ее словами сложно. Смерть пугает людей, по определению несет в своем понятии негатив. Видеть подростков, увлекающихся группой, эстетика творчества которой так или иначе, бесспорно, завязана на смерти - по меньшей мере странно и, тем более, нежелательно для их родителей.

Тем не менее, на протяжении многих веков смерть и трагедия находила свое отражение в различных видах искусства и во всех культурах цивилизаций мира. В отношении вышеизложенного справедливым будет задать вопрос «почему?».

Актуальность этой работы связана с низкой степенью изученности данного явления современной музыки, а также, с высокой популярностью группы в мире на настоящий момент.

Цель работы – анализ творчества группы My Chemical Romance и причин её привлекательности среди молодежи.

Для достижения вышеобозначенной цели автор работы решал следующие задачи:

Ø анализ причин появления в мировой культуре и искусстве произведений, в основе которых - эстетика смерти и концепция трагедии;

Ø рассмотрение влияния феномена смерти на развитие личности;

Ø изучение причин создания, формирования и развития группы My Chemical Romance;

Ø изучение процессов создания концепций студийных альбомов группы и их эстетики;

Ø анализ наиболее ярких музыкальных композиций группы.

В процессе написания данной работы автор опирался на различные исследования в области философии (Матяш Д.В.), психологии (Шутова Л.В., Баканова А.А. и др.), филологии (Новикова П.А.), культурологии (Власова Г.Б. и др.), социологии (Ковальчук И.В. и др.). А также были изучены труды зарубежных авторов, посвященные музыкальной среде изучаемого периода (Wein, Gary R., Moore, Allan F. и др.). В работе так же широко использована информация из переодических изданий США и Великобритании, видеоматериалы и интервью с участниками коллектива. Полный список источников и литературы, использованных для создания данной работы приведен в конце реферата.

Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы, Приложения.



Глава I.  Эстетика смерти, ее проявления в творчестве группы My Сhemical Romance

“So come one, come all to this tragic affair” [8]

The End, MCR

С этих слов начинается вводная песня альбома My Chemical Romance, The Black Parade. Прилагательное «трагический», звучащее в первой же строке первой же песни на пластинке, говорит само за себя. Пожалуй, это квинтесенция всего того, что представляли из себя My Chemical Romance в концептуальном плане. Трагедия личная, трагедия глобальная. Трагедии вымышленные и реальные трагедии, выраженные через вымышленные. Трагедия, отраженная в полных убедительного отчаяния песнях, уравновешивается музыкальными произведениями, в которых самоирония и черный юмор берут над горечью верх, оставляя пространство для настолько же убедительно внушаемой слушателю надежды. Для того, чтобы понимать, почему концепции трагедии, смерти и страдания занимают практически весь объем того, что когда-либо было создано участниками коллектива, необходимо понимать: эта группа началась с трагедии.

Конечно же, обращение к мрачным сторонам жизни в искусстве, а в частности, к смерти и различным трагедийным событиям человеческого бытия – далеко не новое явление. Отношение к произведениям разных видов мирового искусства, в той или иной мере имеющим мрачную, тяжелую тематику, может быть, безусловно, у каждого человека свое. Каждый в праве сделать выбор в пользу других легких или комедийных жанров, ведь смерть и страдания живых существ на экране или, к примеру, страницах литературного произведения, всегда вызывают в первую очередь не столько сострадание, сколько страх и отвращение. В древние времена такие великие умы как Платон и Аристотель придерживались противоположных взглядов на эту проблему. Так, Платон считал, что страдания человечества не стоит приумножать, наблюдая их, например, на сцене театра. В противовес ему Аристотель говорил следующее: “Это катарсическое воздействие — очищение души зрителя посредством страха и сострадания, порождаемых трагическим действием”[9]. Наверняка обьективно на фоне этих мнений одно: трагедия в жизни или произведении искусства обеспечивает конраст, без которого противоположное по психологическому воздейтвию событие (если речь идет о реальной жизни) или произведение искусства (картина, спектакль, кинофильм, литературное или музыкальное произведение) не будет восприниматься достаточно ярко.

Рассуждая о драматизме в различных видах искусства, Олег Кривцун писал: «Принцип контраста, противоречивости, отличает не только свойства художественной формы, но и присущ, как известно, объективному миру, отличает процессы человеческого мышления, чувственности, восприятия, деятельности. Наиболее адекватное восприятие рождается через сопоставление, столкновение, взаимодействие противоположных начал и их оценку. "Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие", - точно заметил Ф.М.Достоевский””[10].

Потребность в контрасте обеспечивает сама природа. Практически любое понятие нуждается в антониме, для того, чтобы иметь реальную значимость и, в принципе, существовать. Без понятия «большой» не было бы противоположного ему «маленький» и – наоборот. Без «вверх» не было бы «вниз», без «светло» не было бы «темно» и так далее. Наконец, без понятия о «смерти» трудно судить о «жизни», а это именно то, что нас интерсует в контексте темы данной работы.

Отношение к смерти на протяжении веков претерпевало изменения. В своей работе, посвященной различным аспектам взаимоотношения понятий жизни и смерти, Д.В. Матяш отмечал, что, к примеру, в период Нового Времени западноевропейское общество отодвигало понятие смерти на переферию общественного сознания. Люди того времени были настроены рационалистически. Бытовало убеждение, что «на смерть, как и на солнце, нельзя смотреть в упор”[11]. Некоторое время спустя экзистенциалисты связали понятие смерти со смыслом жизни, и, благодаря этому, понятие смерти основательно поселилось в умах ученых и не только людей того времени. Смерть возвысили, практически приравняли ее по значимости к человеческой жизни.

Смерть, будучи феноменом, настолько будоражащим умы деятелей искусства, в наше время становится полноправной частью предмета эстетики. Харт Ниббриг К.Л. посвятил эстетике смерти одноименную книгу, в которой собраны многочисленные примеры того, как смерть находит свое место в различных видах искусства. По поводу факта заинтересованности людей в изображении смерти и смежных с ней тем в искусстве, он пишет: “Мы говорим о смерти иначе, чем знаем о ней, как будто мы знаем больше, чем ничего”[12].

В действительности, именно это незнание является одним из ключевых факторов, обуславливающих появление таких произведений искусства, в которых художник (режиссер, поэт, музыкант) дает себе волю придумать потусторонний мир, показвать его таким, каким он сам его видит, или же, попробовать интерпретировать его неожиданно для зрителя. К артистам, творящим в подобном ключе автор этой работы относит и участников My Chemical Romance, так как именно на изобретении различных вариантов изображения умирания, смерти и загробного мира, в конечном итоге, и оказывается построено их музыкальное, и не только, творчество.

Ярким представителем разряда артистов, работающих плотно с эстетикой смерти, является, к примеру, всемирно известный режиссер Тим Бертон. В его кукольных анимационных и live action[13] фильмах он создает уникальные миры, населенные такими же уникальными персонажами (“Труп Невесты”/2005), «Битлджюс»/1998). Несмотря на то, что герои его фильмов всегда вызывают у зрителя симпатию, а сценарии никогда не обходятся без юмора, эстетика смерти пропитывает все его творчество, будь то фильмы или сборники коротких стихотворений. Смерть в его исполнении иногда даже будет до абсурда забавна. К примеру, в своем сборнике «Меланхоличная смерть Мальчика-Устрицы и другие истории», режиссер опубликовал стихотворение о выдуманном им Токсик Бое – существе, которое жило в гараже и питалось выхлопными газами. В буквальном переводе с английского языка история заканчивается так: «однажды, его отправили в сад, подышать свежим воздухом. Его лицо смертельно побледнело, тело начало неметь. Последний вздох его короткой жизни был полон болезненного отчаяния. Кто же мог подумать, что ты умрешь от того, что подышал обычным свежим воздухом? Когда душа Роя покидала его тело, мы все тихо помолились. Воззносясь в рай, она проделала дыру в озоновом слое»[14].

Приводя этот пример автор этой работы старался указать на то, что эстетика смерти в искусстве в целом никогда не будет иметь однозначно воздействующего на сознание зрителя проявления. Она всегда будет проявляться по-разному, и, как наглядно показано на примере Бертона, не всегда смерть будет пугать или порождать «страх, вызываемый мертвым телом»[15].

Следовательно, радикальное отрицание и неприятие этой эстетики людьми не всегда обосновано и зачастую является результом неверной трактовки произведений тех или иных авторов, или же, в целом, их отрицание и недооценка. С последним, как было отмечено во введении к этой работе, сталкивались и артисты из My Chemical Romance.

Безусловно, эстетика смерти зачастую находит экстремальное выражение, и особенно наглядно это видно в современном кинематографе. Технологии спецэффектов развиваются в наше время с молниеносной скоростью, что позволяет делать так, чтобы самые невообразимые вещи выглядели реальными. В частности, эти возможности раскрывают перед режиссерами фильмов ужасов огромное количество дверей.

Ярким примером такого экстрима являются фильмы из серии «Пила». Первый фильм был снят в 2004 году режиссером Джэймсом Уэном, после чего было снято еще 7 частей. Конечно же, в сюжете фильма есть мораль, задается вопрос о ценности человеческой жизни и о том, на что человек оказывается способен, будь его жизнь под угрозой. Но суть действия, разворачивающегося на экране, от серии к серии - одна: наиболее подробно и натуралистично показать процесс физического убийства. Изобретательность и детализированность, с которой создатели «Пилы» подошли к смерти всех обреченных на нее героев фильма, достойна уровня Маркиза Де Сада.

Изобразительное искусство и кинематограф будучи созданными для визуального восприятия, возможно, имеют приемущество перед остальными видами искусства в смысле интенсивности и скорости воздействия на зрителя. Соответственно, эстетика смерти и все, что ей сопутствует, здесь будет наиболее наглядна в своих проявленях. Зритель моментально воспринимает то, что он видит. В живописи тематика смерти находила место на полотнах Гойи («Расстрел повстанцев»), Мане («Мертвый тореадор»), Ходлер (портреты умирающих).

Для восприятия трагедии, страдания и эстетики смерти, отраженных в литературных или музыкальных произведениях, человеку так или иначе требуется призвать на помощь свое воображение, чтобы «увидеть» тот образ, который он воспринял на слух или же из печатного текста. Здесь отличным вспомогательным средством будет опять же, визуальное, оформление произведения: в книгах иногда будут использоваться иллюстрации, а что касается музыкальных произведений, то тут поле для деятельности расширяется.

Музыка может быть полноправным участником театральной постановки. Ее восприятию в театре будет помогать абсолютно все, от самого действа, происходящего на сцене и игры актеров, до дизайна сценического пространства. Если же речь идет о современной популярной музыке, то трудно не заметить, какую роль на самом деле играет визуальное сопровождение. Оформление упаковок альбомов становится очень важным финальным штрихом в их создании, ведь упаковка должна суммировать концепцию, передавать смотрящему на нее индивидууму настроение и атмосферу музыкального содержания альбома. Далее – видеоклипы, создаваемые для трансляции синглов на музыкальных каналах.

В наше время режиссура музыкальных видеоклипов становиться отдельной крупной стезей в работе кинематографистов. Появляются свои мэтры со своим почерком. Некоторые из них работают с группами/артистами приблизительно одной направленности, как, например Марк Уэбб[16], что облегчает музыкантам выбор режиссера для своих видео, так как они уже имеют перед глазами пример работы режиссера с музыкальными произведениями других артистов, ориентированными на ту же целевую аудиторию и несущими смежную по тематике смысловую нагрузку.

И, конечно же, для некоторых артистов оформление сцены и дизайн костюмов для их выступлений так же будут использоваться для усиления воздействия их музыкальных произведений на сознание публики. Одним из таких коллективов являются и My Chemical Romance.

Суммируя все вышесказанное, автор реферата полагает, что то, насколько разным может быть проявление трагического и тематики смерти в искусстве, и почему эти вещи вообще находят выражение в тех или иных произведениях, становится более-менее ясным. По крайней мере, обьяснима тяга человека к тому, о чем он не знает наверняка, а может только гадать, и, как результат, ищет и предлагает свою интерпретацию.

Так же, вполне ясна потребность творческих умов в изображении трагедии. Ю.Б. Борев в своем учебнике по эстетике писал: “Трагедия — суровое слово, полное безнадежности. На нем холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Но подобно тому, как свет и тени заката делают предметы для зрения объемными, сознание смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, в этой пограничной ситуации ярче видны краски мира, его эстетическое богатство, чувственная прелесть, величие привычного.

Для трагедии смерть — момент истины, когда отчетливей проступают правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования”. Он так же выделял восемь своеобразных стадий воздействия трагедии на воспринимающего ее зрителя:

1. трагедия раскрывает гибель или тяжкие страдания кого-либо

2. показывает невосполнимость утраты, необратимость трагедийного события

3. утверждает бессмертие личности героя

4. показывает активность трагического героя по отношению ко всему происходящему вокруг него

5. дает поле для философского осмысления смысла жизни и смерти

6. раскрывает исторически временные, но неразрешимые в контексте произведения противоречия

7. трагедия порождает одновременнои чувство скорби и чувство торжества, так как дух погибшего героя становится бессмертным

8. наконец, катарсис. То есть, трагедия оказывает на публику очищающее воздействие[17].

Все вышесказанное выглядит предельно четким, но остается один вопрос: что конкретно побуждает творческую личность обратиться к вопросу трагедии и смерти? Интерес к этим аспектам бытия и небытия должнен изначально быть чем-то обусловлен, ведь если он рождается на уровне простого любопытства, то, скорее всего, не выльется в творчество в крупном масштабе. Здесь следует обратиться к другим факторам, влияющим на формирование конкретной творческой личности/коллектива, и выявить причины, по которым именно трагедийное и эстетика смерти становятся ядром его/их творческой активности.

Как было подмечено в начале этой главы, My Chemical Romance – это группа, которая началась с трагедии и с трагедии реальной: разрушения башен-близнецов в Нью Йорке 11 сентября 2001 года. Это событие потрясло все человеческое сообщество, не удивительно, что оно повлияло на тех, кто находился в опясной близости от эпицентра событий в штате Нью Джерси. Как конкретно это событие отразилось на жизни и творчестве музыкального сообщества штата, и какие еще факторы повлияли на формирование и музыкальную деятельность My Chemical Romance, мы рассмотрим в следующем разделе.

Х              х

Х

«And after seeing what we saw,

Can we still reclaim our innocence?

And if the world needs something better,

Let's give them one more reason now» [18]

Skylines and Turnstiles [19], MCR

Количество военных конфликтов и прочих общественных трагедий в ХХ веке превышало все допустимые нормы. Смерть одного человека больше не становится чем-то весомым, ведь погибают массы, а это страшно. Как отмечала в своей работе П.А. Новикова, люди в ХХ веке испытывают чувство потерянности. Если человек умирает, «города продолжают жить своей жизнью», как будто ничего не случилось[20], но ведь это не умаляет самого значения факта того, что несмотря на развитость нашего общества, смерть становится еще более ужасна. Погибают невинные люди, нет уверенности в завтрашнем дне, любая минута может стать последней.

Спустя девять лет после террористической атаки 11 сентября, американский журналист Гэри Уайн заинтересовался тем, какое влияние это событие оказало на музыкантов из Нью Джерси. Он так же писал, что помимо упомянутого выше террористического акта, поколение музыкантов начала ХХI века стало первым поколением, которое прожило большую часть своей жизни в стране, которая непрерывно вела какие-либо боевые действия (Афганистан, Ирак).[21]

События 11 сентября действительно нашли свое отражение в музыке, изданной артистами штата. Местная легенда Брюс Спрингстин выпустил в 2002 году альбом The Rising, в котором буквально каждая композиция была ответом на трагические события, которые пришлось наблюдать автору этих песен. Уайн пишет: «Это был альбом, в котором нуждалась Америка. Мы искали кого-то, кто имел бы достаточно смелости, чтобы окунуться в трагедию и помочь нам осознать то, что было практически невозможно воспринять. Спрингстин помог нам запомнить мужество пожарных, боль разрушенных семей, когда один из них так и не вернулся к вечеру домой после работы, страх, который висел в воздухе и чувство единения, которому способствовала эта трагедия»[22].

Помимо Спрингстина к теме теракта обратилась певица-композитор Мими Кросс, выпустившая в 2004 году песни “2 Clay Feet”[23] и “I slept”[24]. Группа Echo Screen выпустила альбом, название которого в переводе на русский язык означает «Американская история», и он полностью является отзывом на события осени 2001 года. Так же этой трагедии посвятил песню дуэт Duende из Нью Джерси, а группа Thursday выпустила альбом под названием “Все время война”.

11 сентября 2001 года стало поворотным моментом в судьбе Джерарда Артура Уэя, будущего вокалиста и идейного вдохновителя My Chemical Romance. Молодой талантливый художник-аниматор[25] родом из гордка Белльвилль, Нью Джерси, стал свидетелем столкновений самолетов со зданиями башен-близнецов по пути на работу в Нью Йорк. Эффект от увиденного предопределил будущее Уэя как артиста, заставив переосмыслить свою систему ценностей. По словам музыканта, он не был доволен своей жизнью в тот период, несмотря на то, что он, безусловно, любил то, что делал. Вспоминая 11 сентября Джерард рассказывает: “Я был в Хобокене, прямо через реку Хадсон. Там было человек 400 помимо меня, я стоял у ограды. И прямо на наших глазах они стали рушиться. Это был просто какой-тоядерный взрыв наисильнейшей душевной боли, которую вы когда-либо можете почувствовать. У меня никого не было в том здании, но все эти люди вокруг меня были их сослуживцами, и они просто сошли сума. Они плакали, кричали, проклинали Дьявола»[26].

В действительности, столкновение со смертью в том или ином виде способно оказать колоссальное воздействие на сознание человека. В своей работе, посвященной отношению к жизни и смерти, Шутова Л.В. провела исследование, в ходе которого было установлено, что даже простые мысли о смерти влияют на отношение к жизни. 51% опрошенных подтвердили это предположение: «знать о смерти - значит наполнить жизнь содержанием», еще 24% обьяснили, что размышляя о смерти «начинают ценить настоящую жизнь», и только 14% предпочитают не задумываться о смерти вообще[27]. Справедливо утверждение, что столкновение с угрозой для собственной жизни человека или лицезрение смерти другого, окажет неизгладимый эффект на психику. Все, кто сталкивался со смертью, отмечают изменение в отношении к жизни и тенденцию к переосмыслению жизненных ценностей.

Таким образом, наблюдая разворачивающуюся на его глазах катастрофу, Джерард Уэй так или иначе должен был почувствовать некую перемену в собственном сознании.

“Я подумал: изобразительное искусство ничего тебе не дает. Это просто что-то висящее на стене, оно совершенно бесполезно, и оно никому не помогает”[28], говорил Уэй в одним из интервью для журнала Rolling Stone.

Вышеописанные события были первой поворотной точкой и зарождением My Chemical Romance как идеи. Произошедшее заставило Джерарда Уэя радикально поменять направление, по которому развивалась его жизнь и карьера. Он принял роковое и рискованное решение уйти из мультипликации и отдать все силы на работу над музыкальным проектом, не имея никакого специального образования. Его музыкальная подготовка ограничивалось любовью к рок-музыке вроде Iron Maiden и The Misfits, неуверенной игрой на акустической гитаре и пением на далеком от профессионального уровне.

В своем интервью для документального фильма “Life on the murder scene”[29] Джерард вспоминал о том, как ему хотелось начать делать хоть что-то полезное, хоть как-то помогать окружающим. Он хотел сдать кровь для помощи пострадавшим в теракте, но по каким-то причинам ему отказали[30]. Появившееся неудержимое желание сделать в своей жизни что-то значимое для других вылилось в один из самых ярких музыкальных феноменов нулевых годов, настолько сильным оказалось влияние столкновения с человеческой трагедией.

К сожалению или к счастью, столкновение с темной стороной жизни, послужившее предпосылкой к появлению My Chemical Romance, не окажется первым и последним для участников группы. Будут происходить и другие события, которые повлияют и на концепции творчества и на историю существования группы в целом. Об этом будет рассказано далее в данной работе, в хронологическом порядке.

Безусловно, реальные трагедии и прямые или косвенные столкновения со смертью, свидетелями или жертвами которых становится человек, должны иметь почву для того, чтобы вызванные ими переживания индивидуума сублимировались в творчество. Такой почвой для My Chemical Romance стал комплекс интересов участников коллектива, который, в свою очередь был сформирован под влиянием того, какой была окружающая среда и жизненный уклад на период взросления и становления их личностей. Подробнее об этом автор пишет в следующей главе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: