Взлеты и посадки с разбегом (пробегом)

Взлеты и посадки на пыльных, песчаных и заснеженных аэродромах и площадках, если есть возможность, следует производить с коротким разбегом и пробегом.

Примечание. Снежный (пыльный) вихрь остается позади вертолета, и горизонтальная видимость сохраняется при V приземления не менее 30-40 км/ч в штилевых условиях.

В случае ухудшения видимости немедленно уйти на 2-ой круг и при приземлении скорость должна быть на 5-10 км больше чем в предыдущем заходе.

Направление пробега после посадки выдерживается по указателю курса и ориентирам на земле.

 

Взлеты и посадки по-вертолетному.

Висчение выполнять против ветра, избегать длительного висения над пыльными площадками. Перед взлетом поработать при правой коррекции на земле, чтобы просматривались ориентиры вблизи вертолета. Вертикальный набор производить ступенчато, при условии постоянной вертикальной видимости.

Если при наборе высоты в результате ухудшения видимости потерян контакт с наземными ориентирами, необходимо продолжить вертикальный набор высоты до выхода из вихря, положение вертолета контролируется по приборам командиром вертолета. Разгон выполнять плавно, не допуская попадания в вихрь.

Перед посадкой по-вертолетному зависание вертолета следует производить на высоте, обеспечивающей видимость горизонта или наземных ориентиров впереди вихря. Снижение для посадки необходимо производить ступенчато, при постоянной горизонтальной или вертикальной видимости.

Если при снижении происходит потеря визуального контакта с землей или наземными ориентирами, необходимо немедленно перейти на приборное пилотирование, увеличив общий шаг и высоту висения для выхода из зоны вихря.

При выполнении посадки по-вертолетному, в случае непреднамеренного попадания вертолета в пыльный (снежный) вихрь, когда происходит потеря визуального контакта с землей, необходимо выйти из зоны вихря путем увеличения высоты висения (полета) вертолета.

В случае непреднамеренного пападания в пыльный (снежный) вихрь, когда необходимый для вертикального маневра избыток мощности отсутствует (висение вертолета обеспечивается только в зоне ВВП), необходимо уйти на второй круг, пилотируя вертолет по приборам. Уход на второй круг при попадании в зону пыльного(снежного) вихря обеспечивается в случае, если по курсу разгона имеется свободная от препятствий зона длиной не менее 150м, а шириной не менее 50м в обе стороны от курса разгона.

В случае отсутствия свободной зоны указанных размеров необходимо выполбнять приземление, пилотируя вертолет по приборам. При этом возможна поломка вертолета.

Разгон вертолета при пилотировании по приборам для выхода из зоны вихря и ухода на второй круг выполняется плавным отклонением ручки управления от себя и изменением угла тангажа на пикирование на 2-3 град. При этом курс, тангаж и крен контролируются КВС по указателю курса и авигоризонту, а истинная высота и частота вращения НВ докладываются КВС бортехником по СПУ. Если через 15-20 с горизонтальная видимость не восстановилась (вихрь не отстал от вертолета), необходимо дополнительно отклонить ручку управления на себя, увеличив тангаж на пикирование на 1-2 град. При достижении скорости 30-40 км/ч (после того как вихрь останется позади вертолета), необходимо перевести вертолет в набор высоты при взлетном режиме работы двигателей с одновременнвм дальнейшим разгоном до скорости, не менее 80 км/ч.

Предостережение. В случае потери визуального контакта с землей, при непреднамеренном попадании в пыльный (снежный вихрь), поиск выбранных с воздуха наземных ориентиров Запрещается.

Приземление вертолета следует выполнять только при наличии устойчивого контакта с землей или наземными ориентирами.

В случае неудачной попытки раздуть пыль (снег) на площадке до появления удовлетворительной видимости, следует набрать высоту и перелететь на другую площадку (возвратиться на базу).

Если нет естественных ориентиров использовать искусственный груз до 1,5 кг с привязанной контрастной лентой шириной 0,1 и длиной 1,0 -1,5 м. Сброс производит ботмеханик через сдвижную дверь с висения на высоте 20-30 м или в горизонтальном полете с высоты 30-50 и и скорости по прибору 60-80 км/ч.

 

Пилотирование по приборам.

Полеты в облаках рекомендуется выполнять на следующих режимах:

- набор высоты на скорости полета по прибору 150 км/ч с вертикальной скоростью 3-4 м/с;

- минимальная скорость горизонтального полета 100 км/ч;

- снижение на скоростях 100-200 км/ч с вертикальной скоростью 3-4 м/с;

- скорость горизонтального полета при заходе на посадку по системе ОСП 160 км/ч.

Скорости длительного полета следует выдерживать согласно РЛЭ 4.4.4.

В болтанку максимальную скорость уменьшить на 20 км/ч.

Отказ АГБ может быть обнаружен по появлению флажка, загоранию табло БСПК, сравниванием показаний левого и правого АГБ, ГМК, УС,ВР, ЗУП-53, ВД-10.

При полете по приборам чаще контролировать курс, т.к. даже при небольшом крене вертолет отклоняется от заданного курса.

Предупреждения:

1. Обучение пилотировванию по дублирующим приборам  

производится только в закрытой кабине в полетах по  

ПВП.

2. Перед входом в облака необходимо убедиться ва исправной работе авиагоризонтов, выполнив отвороты влево и вправо на 5-10 град. от курса полета с кренами 5 град.

3. Полеты по приборам выполняются только с исправным автопилотом, при полном или частичном его отказе пилотирование возможно, но усложняется.

 

Полеты   ночью.

Взлеты и посадки разрешаются на аэродромах имеющих упрощенное светообозначение места приземления.

Висение и маневрирование у земли на высоте не ниже 5м в направлениях, предварительно осмотренных экипажем с помощью фар и наземных источников света.

Перед взлетом установить фары на угол, обеспечивающий просмотр поверхности в направлении взлета нв необходимом расстоянии (40-50 м); фара правого пилота выпускается полностью.

Разгон вертолета и набор высоты до 50 м производятся более плавно чем днем.

На высоте 30-50 м. необходимо перейти на пилотирование по приборам и, если возможно, по естественному горизонту, после чего выключить и убрать фары. 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.  После взлета в наборе Н необходимо убедиться в исправной работе А ГБ, для чего производится изменение крена на угол ± 5 град.

При заходе на посадку на Н = 50-70 м включить фары. Определение Н производится по РВ с контролем по освещенным участкам земли и световым ориентирам.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если в снег или дождь от фар создается экран, то их включить и заходить на посадку по световым ориентарам.

ПОЛЕТЫ В ГОРАХ.

     Полеты в горах, как правило выполняются в условиях повышенной турбулентности воздуха. 

Перед выполнением задания особое внимание  следует уделять анализу метоусловий и возможности образований сильных восходящих и несходящих потоков воздуха, кучево-дождевых облаков и гроз, определению скорости и направления ветра, изучению рельефа местности, направления ущелий и горных долин, площадок и мест, которые могут быть использованы для вынужденных посадок.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Полеты в районах с сильной болтанкой, при которой наблюдаются вертикальные броски более ± 50 м, резкие колебания скорости по прибору (более 30 км/ч) ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

Полеты в горах выполнять только по ПВП, преднамеренно входить в облака запрещается.

Выполнение полетов на барометрических высотах более 3500 м без кислородного оборудования для всех членов экипажа и пассажиров ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

При полетах в горной местности не рекоменджуется приближаться к склонам гор и мощным кучевым облакам, которые образуются в дневное время над горами.

Пересекать горные хребты необходимо с превышением не менее 600 м. При невозможности иметь такое превышение, хребет следует пересекать под острым углом к нему, чтобы иметь возможность быстро отвернуть в сторону от вершины хребта в случае попадания в нисходящие потоки воздуха.

Основным признаком наличия сильных восходящих и нисходящих потоков являются мощно - кучевые облака, возникающие над горами в дневное время.

Взлеты с площадок, расположенных в горной местности, выполняются в зависимости от размеров и состояния площадки, в соответствии с рекомендациями раздела 4.2. РЛЭ.

Маршрут полета рекомендуется прокладывать вдоль ущелий. При этом ширина ущелья должна быть не менее 500 м и обеспечивать возможность выполнения разворота на 180 град. Разворот в ущелье выполнять координировано на V пр. = 100 км/ч с макс. углом крена, не допуская снижения вертолета. Расстояние от концов лопастей НВ до склонов гор при выполнении разворота должно быть не менее 50 м. 

Полет вдоль ущелья рекомендуется выполнять, придерживаясь одной из сторон ущелья с тем, чтобы обеспечить возможность безопасного маневрирования при необходимости немедленного выхода из него.

Посадки на площадки, расположенные в горной местности, выполняются в зависимости от их размеров и состояния, в соответствии с рекомендациями раздела 4.7. РЛЭ.

При заходе на посадку, выход на предпосадочную прямую выполнять на V приборной 60-90 км/ч при Vy = 1,5 - 2 м/с на удалении от площадки 1,5 - 2 км и превышении 100 - 150 м над ней. Уменьшение V пост. Следует выполнять с таким расчетом, чтобы на удалении не менее 150 м от края площадки скорость по прибору составляла 60 км/ч. Дальнейшее торможение необходимо выполнять с темпом, обеспечивающим прохождение края площадки с V пост. 20 - 30 км/ч и вертикальной - 0,5 - 1 м/с. При этом вертолет должен находиться в режиме плавного торможения с углом тангажа на кабрирование 5 - 8 град.

При с использованием ВВП высота прохода края площадки должна составлять 8 - 10 м, а высота зависания 2 - 3 м. При посадке без использования ВВП прохождение края площадки производится на высоте для обеспечения зависания на Н = 10 м над препятствиями.

Если на снижении при заходе на посадку с Vпр. = 60 км/ч с Vy = 1 - 1,5 м/с не обеспечивается запас оборотов ТК двигателей по отношению к ТК на взлетном режиме = 5% (это может являться признаком попадания в нисходящий поток), заход на посадку прекратить и выполнить уход на второй круг.

Заход на посадку на площадки, расположенные на уступах склонов, на хребтах, следует выполнять под углом к направлению хребта с таким расчетом, чтобы уход на второй круг, при необходимости, обеспечивался с небольшим отворотом в сторону понижения рельефа местности.

Приземление вертолета на площадку с уклоном производить носом или левым бортом на уклон.

Взлеты и посадки по вертолетному на площадках с уклонами при ветре со скоростью до 5 м/с выполняются при любом положении к ветру, а при скорости более 5 м/с только против ветра с учетом макс. величины допустимых уклонов.

При висении над площадкой с уклоном вертолет имеет тенденцию к смещению под уклон.

При выполнении посадки носом под уклон зависание необходимо производить на высоте не менее 3 м. Снижение после зависания производить строго вертикально, не допуская перемещений вертолета, особенно хвостом на уклон. В момент зависания над площадкой на высоте 3 м расстояние от пяты хвостовой опоры до земли составляет 0,8 - 0,6 м в момент отделения вертолета, и в момент приземления при посадке - 0,3 м.

Посадку вертолета на площадку с уклоном и взлет с нее производить с заторможенными колесами.    

 

Полеты на площадки подобранные с воздуха.  

Размеры площадок определяются глазомерно. Для исключения ошибок в определении размеров их линейные размеры следует увеличивать на 20-30 %.

Воздушные подходы к площадке должны обеспечивать уход на 2-ой круг с высоты 3м.

Посадочная масса вертолета при первой посадке в течении дня на подобранную с воздуха площадку естественного происхождения, специально не предназначенную для посадки вертолета, должна обеспечивать висение вне зоны ВВП.

Предварительный выбор площадки с воздуха выполняется с безопасной высоты установленной НПП ГА. С этой высоты определяются размеры площадки, Наличие (отсутствие) препятствий по курсу предполагаемой посадки и возможного ухода, направление ветра. При подборе посадочной площадки на вершине горы или нависающих над пропастью утесов, необходимо выполнить пролет на Н расположения площадки с боковым удалением от нее не менее 40 м для уточнения ее высоты осмотра состояния поверхности и оценки уклонов, при этом миним. Н пол. над препятствиями должна быть не менее 10м. По усмотрению КВС осмотр площадки может выполняться путем повторных пролетов над ней или облета по кругу на скорости не менее 80 км/ч.

При ветре более 5 м/с не рекомендуется выбирать площадки с подветренной стороны массивных препятствий (стен, гребней гор, опушки леса) чтобы не попасть в нисходящий поток, а ниже их - в зону затенения, где скорость ветра значительно меньше, чем над препятствиями.

Если нет уверенности, что вертолет зависнет над подобранной площадкой, нужно на высоте не менее 50 м в ГП погасить скорость до 30-40 км/ч (режим тряски). Если при этом не возникает просадки вертолета, то можно выполнить посадку.

Если масса вертолета больше допустимой, то подобрать другую площадку.

При невозможности приземления погрузку-выгрузку груза и посадку пассажиров можно выполнять на висении на высоту до 0,5м.

Предупреждение. Если при стоянке с выключенными двигателями произошло кренение больше чем на 3° или изменение тангажа более чем на 5° запуск двигателей ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Если указанные изменения крена и тангажа произошли при работающих двигателях, их необходимо выключить и восстановить стояночное положение наземными средствами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: