Строевые приёмы и техника их выполнения

Каманина Т.Н.

Б 43         Строевые и общеразвивающие упражнения в гимнастике: учеб. пособие / 

        Т.Н. Каманина, Р.И. Ляпин, О.Б.Трофимов, А.Н.Хмельков. – Пенза: Изд-во    

       ПГУ, 2014. - 53 с.

                  

ISBN

Представлены теоретико-методические основы строевой подготовки в гимнастике.

Издание подготовлено на кафедре «Гимнастики и спортивных игр» и предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Физкультурное образование», 034300 «Физическая культура», профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».

 

УДК 378.147 (075.8)

ББК 75.68я73

Рекомендовано к изданию методической комиссией

факультета физической культуры и спорта

Пензенского государственного университета

(протокол №1 от24.09.2014 г.)

ISBN                                                           © Пензенский государственный

                                                                    университет, 2014

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ПРИЁМОВ УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ………………………………………..5

2. СТРОЕВЫЕ ПОНЯТИЯ…………………………………………………….9

3. СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ ………………………………...……………...…..14

4. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ …………………………………..…………………….17

5. ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ……………………………………..23

6. ХОДЬБА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ……………………………………...31

7. РАЗНОВИДНОСТИ БЕГА И ПРЫЖКОВ………………………………..36

8. СТРОЕВЫЕ И ПОРЯДКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ………………………..42

9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..52



ВВЕДЕНИЕ

Урок физической культуры! Кто из учителей не мечтает провести его интересно и содержательно. Но для этого необходимо вооружиться большим запасом средств и форм проведения всех частей урока. Не секрет, что однообразие средств порождает скуку на уроках, снижает интерес к ним учеников.

Применение строевых упражнений в учебных занятиях способствует быстрой и точной организации коллектива, целесообразности размещения занимающихся. На уроках физической культуры строевые упражнения применяются для решения ряда педагогических задач, воспитания чувства ритма и темпа, формирования навыков коллективного действия. Кроме того, строевые упражнения влияют на формирование правильной осанки, развивают глазомер, повышают эмоциональное состояние учащихся, развивают четкость и красоту движений. Во время проведения гимнастического урока строевые упражнения применяются во всех его частях и позволяют организационно и целесообразно размещать занимающихся на площадке, увеличивать плотность урока.

Строевые упражнения включены в школьные программы с 1 по 11 класс. Достаточно большое количество строевых упражнений, а также многообразие приёмов и форм их выполнения позволяют без снижения эмоционального восприятия из урока в урок изучать новые и повторять ранее изученные упражнения. В начальной школе следует применять различные методические приёмы, обеспечивающие более лёгкое освоение различных построений и передвижений. Следует широко использовать различные ориентиры (снаряды, метки и т.д.), определяющие место построения и направления передвижения, требовать чёткости выполнения строевых упражнений.   

В пособии представлены строевые упражнения, которые широко раскрыты в определенной последовательности, исходя из технической трудности выполнения и степени их освоения.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЁМОВ УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ

1. Управление строем осуществляется командами преподавателя, которые подаются голосом, условными знаками, личным примером и распоряжениями. Команда, как правило, разделяется на предварительную и исполнительную части («шагом-Марш!», «кру-Гом!» и т.д.)

Есть команды только исполнительные («РАВНЯЙСЬ!», «СМИРНО!» и пр.), то при необходимости перед их подачей преподаватель может добавить слова «ОТДЕЛЕНИЕ», «ГРУППА», «ВНИМАНИЕ», «КОЛОННА» и т.д., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде.

НАПРИМЕР: «ГРУППА - СМИРНО!», «КОЛОННА - СТОЙ!»

Предварительная часть команды подаётся отчётливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли приготовиться к ее выполнению. Исполнительная команда подаётся после небольшой паузы, отрывисто и энергично.

Пауза между предварительной, и исполнительной частями должна быть соразмерно величине строя: чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза.

Исполнительная часть команды, являющаяся сигналом к началу выполнения двигательных действий, по произношению должна соответствовать характеру их выполнения. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, её следует подавать громко и протяжно.

Следует напомнить, что команда должна подаваться с твёрдой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса. Громкость подачи команды надо соразмерять с её необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость. Подавая команды, преподаватель должен находиться в положении основной стойки.

2. По всякой предварительной команде занимающийся принимает положение стойки «СМИРНО», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в особенности при проведении О.Р.У.). Если же команда «СМИРНО» подана, то нужно требовать безупречного её выполнения.

3. В некоторых случаях целесообразно заменить команды распоряжениями. Их отличие заключается в том, что если команда определяет собой одновременно действие из определённого исходного положения определённым способом, то распоряжение допускает выполнение действий, не уложенных в счёт, и несколько иными способами

Например: вместо того, чтобы группе, сидящей на полу, подать команду: «Нале-Во!» - лучше отдать распоряжение «Повернись налево!».

4. При подаче команд на перестроение надо соблюдать последовательность её частей. Предварительная часть:

а) название строя;

б) направление движения;

в) способ исполнения.

И далее - исполнительная часть. (Марш!)

Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «В колонну по четыре налево (направо) шагом-Марш!» При движении, если способ передвижения не меняется, его не указывают. В приведённом примере, если команда на перестроение подаётся для идущей группы, слово «шагом» опускается.

При размыкании последовательность частей команды будет такой:

а) направление (влево, от середины и т.д.)

б) величина интервала (на интервал 2 шага и т.д.)

в) способ исполнения (приставными шагами, кувырками, прыжками и т.д.)

И далее – исполнительная часть команды «Разом – кнись!).

Например: «Влево на два шага приставными шагами - Разом - кнись!»

5. Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» (направо) – движение в указанную сторону с одновременным поворотом в самом движении, «влево» («вправо») - движение в указанную сторону без поворота, т.е. боком.

6. При обучении строевым упражнениям, как и любым гимнастическим упражнениям, пользуются методом показа, объяснения и обучения по частям, (по разделениям).

Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, и затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Более сложные строевые упражнения надо разучивать по разделениям. В данном случае для выполнения каждого действия подаётся отдельная команда. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две вторые номера выполняют следующие команды:

а) «Шаг левой назад, делай РАЗ!».

б) «Шаг правой в сторону, делай ДВА!»

г) «Приставить левую, делай ТРИ!»

При обучении по разделениям ученик осознает и запоминает свои действия, а преподаватель до подачи очередной команды может исправить ошибки занимающихся. Можно рекомендовать разучивать по разделениям такие упражнения, как повороты на месте и в движении, перестроение из одной колонны в или шеренги в две. Строевой шаг, и другие разновидности передвижения, размыкание приставными шагами.

 7.Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий команд одновременно из всех групп упражнений. Сначала осваивают построения, строевые приёмы, передвижения, а затем размыканиями и смыканиями. При этом на каждом уроке следует решать частные, конкретные задачи.

8. Изучая строевые упражнения с детьми различного возраста, применяются разнообразные методические приёмы. Так, в начальных классах применяются возможные ориентиры, хлопки, групповые подсчёты, а также личное участие преподавателя в роли направляющего. Упражнения излагаются образно и приводятся в игровой и соревновательной форме.

9. Для совершенствования навыков строевых упражнений их следует применять на всех уроках и во всех его участиях. Кроме того, в средних и старших классах (особенно для юношей) их следует включать в основную часть урока, как вид гимнастического многоборья с целью освоения упражнений и привития навыков руководства строем.

Некоторые строевыеприёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.

Движения по залу или площадке производятся по трем направлениям:

1. Прямому (основное движение "обход");

2. Косому (основное движение "диагональ");

3. Круговому (основное движение "круг").

Роль направляющего группы ведущая, ибо все перемены направления движения, все команды исполняются в первую очередь им. Поэтому надо периодически менять направляющего, чтобы каждый занимающийся мог выполнять команды сложных передвижений. Дежурный по группе обычно становится на правый фланг.

Чтобы лучше сосредоточить внимание группы на команде, указывающей какое-либо передвижение, и чтобы группа смогла четко выполнить эту команду, следует дать команду "На месте!".

Команда "На месте!" подается в то время, когда направляющий (или направляющие) подошел к той точке зала, откуда последует перемена движения.

Для внесения большей эмоциональности и увеличения нагрузки фигурную маршировку можно проводить бегом, танцевальными шагами, приставным или скрестным шагом и т.п.

Различные передвижения рекомендуется проводить не только во вводной, но заключительной части урока, т. к. ходьба является хорошим средством успокоения организма.

 

 

СТРОЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

     Под строевыми упражнениями понимаются построения и перестроения, повороты, передвижения, размыкания и смыкания, используя которые можно целесообразно и организовано размещать занимающихся во время занятий.

     Для определения названий основных строевых приёмов и передвижений, основных способов построений и перестроений, размыканий и смыканий применяются специальные термины и команды

 


Строй - установленное размещение занимающихся для совместных действий.

 


Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого по одной линии.

    

 


Фронт - сторона строя, к которому занимающиеся обращены лицом.

 

 

 


Тыл - та сторона строя, куда занимающиеся обращены спиной.

 

 Фланг - правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняются.

 


 

 Правофланговый - стоящий крайним справа.

Левофланговый - Стоящий крайним слева.

Ширина строя - расстояние между правофланговым и левофланговым.

 


 


Глубина строя - расстояние от направляющего до замыкающего.


Интервал-расстояние между занимающимися в шеренге. Оно равно ширине ладони на уровне локтей.

 

 

Сомкнутый строй - расположение занимающихся в шеренгах один от другого на расстоянии, равном ширине ладони между локтями.

 

                      


 

 

Дистанция – расстояние между занимающимися в колонне. Оно равно одному шагу или длине слегка согнутой руки, положенной на плечо впереди стоящего


 



Разомкнутый строй - расположение занимающихся в шеренгах на расстоянии одного шага один от другого или на интервал, указанный учителем.


       Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг к

другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей. Колонны могут                  быть по одному, по два, по три и т.д..


Направляющий - занимающийся, идущий в колонне первым.

Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним.

 

















СТРОЕВЫЕ ПРИЁМЫ И ТЕХНИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

 1. Команда «Становись!» – по этой команде занимающиеся становятся в строй и принимают строевую (основную стойку).     

     По команде «Становись!» каждый занимающийся должен быстро занять своё место в строю и принять строевую стойку. Стоять прямо без напряжений, пятки вместе, носки ног на ширине ступни. Грудь приподнять, плечи развернуть. Руки слегка согнуты, приведены к туловищу, пальцы полусогнуты и касаются середины бедер. Голову держать прямо, живот подобрать, а всё тело несколько подать вперёд (так, чтобы носки ног нельзя было оторвать от земли).

 Ошибки при принятии строевой стойки: плечи приподняты, сильный прогиб в пояснице с отведением плеч назад, руки повёрнуты внутрь, пальцы сжаты в кулак. Необходимо добиваться быстроты и чёткого выполнения команды «Становись!». Хорошо организованные занимающиеся могут построиться в одну шеренгу за 5-8 сек. Обычно на выполнение этой команды (особенно в начале урока) уходит от 30 до 50 сек. При построении на границах зала (площадки) учитель указывает, на какой именно границе необходимо построиться.

Например: «Класс! На правой границе зала в одну шеренгу - «Становись!». По этой команде правофланговый становится в верхнем правом углу зала (площадки), а остальные учащиеся выстраиваются один возле другого по росту (сначала мальчики, потом девочки и наоборот).

     Если же построение производится в другом месте зала (площадки), то учитель должен на этом месте (приняв стойку по команде «Смирно!») подать команду без указания границы зала.       

2. «Разойдись!» По этой команде группа (класс) может выйти произвольно из строя.

3. «Вольно»- следует стать свободно, ослабить в колене левую или правую ногу, с места не сходить, быть внимательным, не разговаривать.

4. «Правой /левой/- Вольно!» – занимающийся отставляет правую/левую/ ногу на шаг в сторону, руки кладёт за спину. Применяется в разомкнутом строю.

5. «Равняйсь! «Налево - Равняйсь!», «На середину - Равняйсь!» При команде

«Равняйсь!», правофланговый держит голову прямо, все остальные поворачивают голову направо, причём так, чтобы видеть грудь четвёртого человека, считая себя первым. При этом положении головы, правое ухо должно быть несколько выше левого.

 6. «Отставить!»- по этой команде принимается предшествующее ей положение.

7. Расчёт группы. Существуют команды: «По порядку - Рассчитайсь!», «На первый и второй – Рассчитайсь!» По три, четыре, пять и т.д. – Рассчитайсь!» и другие. Расчёт начинается с правого фланга. Занимающийся быстро поворачивает голову к стоящему слева и называет свой номер, затем возвращает голову в исходное положение.

8. Повороты на месте. Команды: «Напра-Во!», «Нале-Во!», «Кру-Гом!»,

«Полповорота Напра - Во!», «Полповорота Нале - Во!» В отдельных случаях могут заменяться распоряжениями. Команды для поворотов на месте подаются после команды «Смирно!». Для поворота направо тяжесть тела переносится на правую ногу, носок правой активно приподнимается вверх, поворот выполняется на пятке правой и носке левой (аналогично выполняется поворот налево).

9. Повороты при шаге на месте. Команды: «Напра-Во!», «Нале - Во!»,

«Полповорота Нале - Во!», «Полповорота Напра-Во!»

Исполнительная команда подаётся под шаг одноимённой ноги: делается шаг другой ногой на месте с одновременным поворотом в указанную сторону, после чего следует шаг на месте.

Правофланговый в этом случае становится рядом с учителем лицом в том же 

  направлении., а весь класс выстраивается так же, как указывалось выше.

 10. Повороты в движении, команды: Напра-Во!», «Нале-Во!», «Полповорота Нале-Во!», «Полповорота напра-Во!».

Исполнительная команда подаётся под шаг одноимённой ноги, после чего занимающийся делает шаг вперед другой ногой, поворачивается на носке и начинает движение в новом направлении.

 Пример: при повороте «Напра-Во!» исполнительная команда подаётся с поставленной правой ноги, выполняется шаг левой вперёд с одновременным поворотом на левом носке и с правой начинается движение в новом направлении.

При выполнении команды «Кругом - Марш!» исполнительная команда «Марш!» подаётся с постановкой правой ноги, далее занимающийся выполняет шаг левой вперёд, полшага правой вперёд и несколько влево и, резко поворачиваясь налево на 180º на носках обеих ног и передачей тяжести тела на правую ногу в конце поворота, продолжает движение с левой ноги в новом направлении.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: