Стабилизационный сценарий

В рамках этого сценария:

– Конкретизируются и нормативно закрепляются социальные обязательства государства в сфере услуг по образованию и социализации для всех обучающихся, проводится четкое разделение бесплатных и платных услуг для населения, формируются механизмы, обеспечивающие выполнение данных обязательств и защиту прав потребителей в сфере платных образовательных услуг.

– Обеспечивается “эффективный контракт” с педагогическими работниками.

– Обеспечиваются возможности равного доступа к бюджетным ресурсам организаций всех форм собственности, работающих в сфере образования и социализации детей...

– Реализуются национальные проекты и программы, направленные на решение в субъектах РФ острых проблем доступности качественного образования.

“Стабилизационный” сценарий также предполагает завершение институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления (ЕГЭ, ГИА, новая система оплаты труда, ФЗ-83). В противном случае меры по закреплению и ресурсному обеспечению обязательств могут оказаться неэффективными или повлекут за собой избыточные государственные расходы.

Модернизационный сценарий

В рамках данного сценария принципиальной инновацией становится перенос акцента от процессуального подхода (запуск новых институтов и процессов), к четкой ориентации на достижение новых результатов, нового качества российского образования. Этот принцип должен быть реализован как при осуществлении реформ и проектов (в т.ч., например, комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования), так и в повседневной практике управления и преподавания. Новый этап развития школьного образования должен быть ориентирован на достижение нового качества человеческого капитала России, создание системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения.

Инновационный сценарий

Этот сценарий предусматривает поиск ответов на вызовы завтрашнего дня при одновременной реализации стабилизационного сценария. Для этого нужен выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования и социализации, использование новых ресурсов и возможностей.

Инновационный сценарий опирается на заинтересованность семей в развитии потенциала детей и предусматривает стимулирование их активности и инвестиций в сферу неформального образования и социализации. При этом под инвестициями следует понимать не только финансы, но и нематериальные ресурсы (внимание, личное время, активность), которые родители уделяют образованию и социализации детей. Усиление спроса семей на сферу неформального образования и социализации будет обеспечено, в том числе, за счет запуска механизмов “конкуренции” между семьями за “успешность” ребенка. Одним из таких механизмов станут олимпиады и конкурсы, результаты которых значимы для образовательной карьеры ребенка и отражаются, например, в портфолио.

Таким образом, образовательная политика выходит на некоторые развилки между сценариями. Первая развилка связана с принятием решения о завершении начатых институциональных изменений или о возвращении к модели советского образования. Вторая связана с возможностью ограничиться стабилизационным сценарием и решить сегодняшние проблемы или предложить ответы на современные и будущие вызовы для системы образования. Третья развилка (в случае выхода за стабилизационный сценарий) связана с выбором приоритетного объекта преобразований и инвестиций для ответов на вызовы “завтрашнего дня”: вкладывать усилия и средства в привычную и понятную систему школ и детских садов или “выйти” в сферу открытого образования, задействовать новые ресурсы и возможности. Представляется, что в условиях ресурсных и политических ограничений реалистичным и оптимальным является сочетание стабилизационного и модернизационного сценариев с включением отдельных мер инновационного сценария.

Предлагаемый пакет ключевых мер отражает указанное сочетание сценариев и представляет собой новый этап модернизации отечественного образования, в котором акцент перенесен с реформы институтов и укрепления инфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов через обновление не только школы, но и внешкольной сферы образования и социализации.

Представленный пакет первоочередных мер в среднесрочной перспективе должен обеспечить повышение конкурентоспособности России и развитие ее человеческого потенциала, однако, совершенно очевидно, что реализация этих мер будет создавать условия для более интересного, полного и позитивного взросления уже сегодняшнего поколения школьников. Это может стать дополнительным залогом успешности и необратимости преобразований».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: