Экономические выгоды образования

Процесс обучения занимает достаточно длительный период (получение среднего полного образования составляет в нашей стране 11 лет), а эффект от получения образования достигается в основном уже после прохождения обучения и имеет долгосрочный характер, растягиваясь во времени.

Существует множество исследований о влиянии образования на экономические показатели – как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне всей страны. Тем не менее, нет достаточно четких и однозначных выводов о том, как образование воздействует на эти показатели. В качестве обоснования такой неоднозначности можно привести тот факт, что человеческий капитал сложно измерить количественно и качественно. Также еще нет общепринятой методологии подобных исследований.

Одной из важнейших особенностей образовательного продукта считается наличие внешних эффектов. Исследуются экстерналии образования и с позиций микроэкономики, и с позиций макроэкономики.

Микроэкономисты исходят из того, что увеличение производительности труда одной группы работников может приносить выгоды другим работникам, в частности тем, кто связан с первыми единой технологической цепочкой. Рост качества производимой продукции приводит к увеличению прибыли всей фирмы, и таким образом, влияет на доходы не только квалифицированного персонала, но и всех работников фирмы. Менее образованные работники получают выгоды и от того, что квалифицированные работники усовершенствуют технологии, которые используются в производственном процессе и используются всеми работниками. Макроэкономический подход исследует опосредованное влияние на рождаемость и качество здравоохранения.

Первоначально исследовалось только влияние образования на отдельного индивида, однако, далее исследования стали проводится и в сфере влияния на благосостояние других индивидов, общества в целом. Исследованием различий в вознаграждении за каждый год обучения в зависимости от того, является ли оно избыточным, недостаточным или соответствующим занимаемой должности, занимался С. Руб. В своей работе он использовал логарифм линейной функции заработной платы для индивида i:

lnWi = α + βr * Sir + βo + βu * Siu + δ* Θi + εi

Sio = Sia – Sir

Siu = Sir – Sia,

где Wi – заработная плата индивида,

Sr – требуемое количество лет обучения,

Sa – фактическое количество лет обучения,

o – избыточное образование,

u – недостаточное образование,

r – образование, соответствующее занимаемой должности,

Θ – вектор других переменных, в числе которых и опыт работы.

Руб установил, что премия за избыточное обучение практически совпадает по абсолютной величине с величиной штрафа за недостаточное обучение, но меньше величины вознаграждения за необходимый уровень обучения:

βr > βo ≈ ׀ βu ׀.

Еще одним из эффектов образования является воздействие на уровень безработицы. Во многих странах ОЭСР, чем выше уровень образования, тем меньше уровень безработицы в стране.

По получателю выгоды от образования эффект от инвестиций в образование можно разделить на частный и общественный. Важным показателем эффективности политики государства в сфере образования является не только создание человеческого капитала, но и эффективное использование его на пользу национальной экономики. Экономическая выгода государства от роста доли более образованных людей с большей производительностью и высокими доходами заключается в увеличении поступлений подоходного налога, социальных платежей и снижении бюджетной нагрузки по социальным трансфертам. Кроме прямых экономических выгод образование влияет на здоровье человека. Чем более образованных людей в стране, тем больше доля здоровых людей. Другой выгодой является более активное формирование институтов гражданского общества. Исследования ОЭСР свидетельствуют о прямой связи уровня образования людей с их интересом к политической и общественной жизни общества.

Также образование не только способствует экономическому росту, но и содействует решению социальных проблем, в частности, снижению социально-экономического неравенства.

Главным показателем, характеризующим социально-экономическое неравенство, служит коэффициент Джини. Этот показатель ежегодно рассчитывается по более чем 150 странам и публикуется ПРООН (Программа Развития ООН). В докладе о развитии человеческого потенциала говорится о том, что существует тесная связь между индексом Джини и такой характеристикой образовательной системы, как доля населения с образованием не ниже полного среднего. Чем выше в стране доля населения, имеющего, по крайней мере, полное среднее образование, тем ниже уровень социально-экономической дифференциации, измеряемой индексом Джини по доходам (коэффициент корреляции – 67%).Выгоды от образования могут быть рыночными и нерыночными. Выгоды могут быть частными и общественными. Если бы все выгоды образования были частными, а также не было «провалов» рынка, то тогда бы домохозяйства полностью финансировали свое образование, но в реальности образование это та сфера, которая связана с недостатками рыночной системы, поэтому государство субсидирует производство образовательных услуг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: