Повышение эффективности образования

В условии неэффективного использования бюджетных средств на образование, и в тоже время увеличение интереса в настоящее время к этой сфере, проблема эффективного финансирования расходов на образование приобретает не только экономическое, но и социальное значение. За последние несколько лет условия, в которых работают муниципальные образования, и субъекты федерации претерпели серьезные изменения. Вследствие централизации финансовых ресурсов, дробления муниципальных образований сократился объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти регионов и муниципальных образований. В России принято постановление Правительства РФ о поэтапном внедрении бюджетирования, ориентированного на результат. Бюджетирование, ориентированное на результат – это не только возможность разделить бюджет по-новому, не просто новый способ финансирования, это мощный инструмент, обладающий значительным аналитическим потенциалом, который при грамотном применении может позволить повысить эффективность работы органов местного самоуправления.

Существует два вида критериев эффективности:

– результативность (результаты должны быть выше результатов того же учителя, выше результатов, типичных для школ данного региона, результаты учащегося должны в максимальной степени соответствовать его возможным);

– затраты времени как интегральный показатель эффективности любого труда.

Чтобы измерить эффективность сферы образования, необходимо знать три ключевые показателя:

1) количество учеников, воспитанников;

2) общий объем финансирования;

3) конечный результат, с помощью которого измеряется качество образовательного процесса.

Могут использоваться разные показатели качества образовательного процесса: количество золотых и серебряных медалей, количество учеников закончивших образовательную программу соответствующей ступени и т.д.

Для определения эффективности деятельности сферы школьного образования необходимо вычислить три показателя:

1. Показатель экономической эффективности, который определяется как частное от деления показателя бюджетной услуги на стоимость предоставляемой услуги. В образовательном учреждении это деление количества учащихся на затраты на их обучение.

Если разделить затраты на обучение на количество учащихся, то получим норматив расходных обязательств в расчете на одного ученика.

2. Показатель результативности, или качества образовательного процесса, который рассчитывается путем деления количества учеников, закончивших на «хорошо» и «отлично», на общее количество учеников.

3. Показатель эффективности бюджетных расходов рассчитывается путем деления количества учеников, закончивших на «хорошо» и «отлично», на затраты на обучение. В свою очередь, если умножить показатель экономической эффективности на показатель результативности, можно получить показатель эффективности бюджетных расходов на образование. В связи с этим можно сделать вывод, что для повышения эффективности расходов необходимо:

– сокращать расходы на образование, не ухудшая качества, т.е. при сохранении результативности повышать экономической эффективности;

– повышать качество образования, не увеличивая расходы на него, т.е. при сохранении экономической эффективности повышать результативность.

Следовательно, чтобы повысить эффективность расходов на образование надо предоставлять образовательные услуги либо качественнее, либо дешевле, либо совместить и то и другое.

В настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования – это императив образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. Модернизация образования – это политическая и общегосударственная задача. Во всех развитых странах образовательные реформы были успешны, если проводились сильной государственной властью совместно с обществом.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам нового века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Целью модернизации образования является создание механизма устойчивого развития многоуровневой системы образования, реализации развивающего потенциала системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.

В проекте доклада экспертной группы №8 «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» в рамках предложений по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года предложено несколько сценариев развития сферы образования:

Реставрационный сценарий

Этот сценарий предполагает отказ от продолжения начатых преобразований и даже реставрацию ключевых норм и институтов XX века.

Он, на первый взгляд, может показаться искусственным, но в реальности отражает позицию части российского общества, которая видит решение текущих и перспективных проблем в возвращении к «советской» системе образования. В рамках данного сценария: …

– будет восстановлена закрытая ведомственная система управления и оценки качества – планы развития, образовательные программы и результаты школ станут непрозрачными для родителей и общества;

– будет остановлен процесс институциональных преобразований (новая система оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, ФЗ-83).

– будут ликвидированы гимназии и лицеи, все учреждения возвращены к типовым штатам и ориентированы на выполнение единой общеобразовательной программы, будет обеспечен равный доступ к образованию минимального уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: