Этапы дидактического исследования

Подготовительный этап:

♦ определение темы исследования, ее актуальности на основе из­учения трудностей, противоречий в школьной практике, предва­рительного знакомства с литературой;

♦ анализ литературы по теме исследования;

♦ определение объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследо­вания.

Диагностический этап:

♦ разработка программы констатирующего эксперимента;

♦ проведение констатирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах;

♦ обработка полученных результатов.

Этап проведения опытно-экспериментальной работы:

♦ разработка программы формирующего эксперимента;

♦ проведение его в экспериментальных группах;

♦ определение критериев успешности нововведений.

Этап итоговой диагностики:

♦ проведение второго констатирующего эксперимента в контроль­ных и экспериментальных группах;

♦ обработка полученных результатов.

Этап подведения итогов проведенной работы:

♦ сравнение и обобщение результатов, полученных в эксперимен­тальных и контрольных группах на первом и втором срезах;

♦ соотнесение полученных результатов с гипотезой;

♦ формулировка выводов, установление эффективности проведен­ного исследования;

♦ оформление полученных результатов.

Чтобы воплотить идею, проверить гипотезу, важно подобрать аде­кватные методы и методики исследования.

 

 

Рис. 3. Методы дидактических исследований

 

Взаимосвязь деятельности учителя и учащихся в учебном процессе можно представить в виде следующих моделей:

 

 

Рис. 4. Модели взаимосвязей в обучении

 

В начальной школе важно обеспечить постепенный переход от субъ­ект-объектной модели к субъект-субъектной, превращающей младшего школьника в субъекта учебной деятельности.

Ребенок, поступивший в школу, не сразу становится объектом пе­дагогического воздействия.

Объектом педагогического воздействия учащийся становится в том случае, если происходящие с ним изменения соответствуют целям педагогического воздействия.

Человек становится субъектом той или иной деятельности, поведе­ния, если приобретает такие черты личности, которые позволяют ему:

♦ самостоятельно ставить социально и личностью значимые цели;

♦ прогнозировать результаты;

♦ определять пути и способы их достижения;

♦ активно осуществлять реальную деятельность;

♦ вносить необходимые коррективы в деятельность;

♦ осознавать изменения, происходящие с предметом деятельности и им самим;

♦ критически оценивать степень соответствия изменений целям деятельности (А. И. Раев).

Принципы взаимодействия учителя и учащихся в процессе об­учения:

♦ управлять обучением и всей школьной жизнью детей с позиции их интересов;

♦ проявлять веру в возможности и перспективы развития каждого школьника;

♦ сотрудничать со школьниками в процессе обучения;

♦ быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддержи­вать его достоинство (III. А. Амонашвили).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: