Показатели сформированности умений

♦ малая затрата времени на выполнение деятельности;

♦ высокое качество работы.

Навык — автоматизированный компонент умения, обеспечивающий успешность и легкость его выполнения. Навык позволяет достичь вы­соких результатов в работе в стандартных условиях.

Требования к упражнениям, направленным на формирование уме­ний, навыков:

♦ точно знать, какова цель упражнения, каких результатов нужно достичь;

♦ следить за точностью выполнения, чтобы не допускать ошибок;

♦ число упражнений должно быть достаточным для закрепления навыка;

♦ использовать систему упражнений, предусматривающую посте­пенное усложнение;

♦ упражнения нельзя прерывать на длительное время.

 


Внутренняя сторона учебного процесса

 

 

 

Рис. 9. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками

 

Процесс усвоения знаний, умений и навыков начинается с воспри­ятия.

 

                                                            Рис. 10. Виды восприятия

 

Восприятие включает в себя и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, а также его эмоции.

Условия успешной организации восприятия:

♦ постановка четких и конкретных задач;

♦ включение в процесс восприятия различных анализаторов;

♦ опора на опыт детей и имеющиеся знания;

♦ создание эмоционального фона;

♦ включение в процесс восприятия практических и умственных действий;

♦ активизация процесса слушания;

♦ обогащение жизненного опыта детей.

Осмысливание специально организованная аналитико-синтетическая деятельность, всегда направленная на то, чтобы расчленить целое на части, осознать каждую часть и на основе этого глубже по­знать целое.

Условия успешной организации осмысливания:

♦ формировать конкретные и обобщенные действия, уделять внимание словесной формулировке выполняемых действий;

♦ включать новые знания в систему ранее усвоенных;

♦ обучать логическим приемам познавательной деятельности (сравнение, обобщение, классификация, планирование и т. д.);

♦ осуществлять практическую деятельность с предметами и свой­ствами.

Недооценка работы по осмысливанию приводит:

♦ к неполному обобщению, учитывающему не все существенные признаки;    .

♦ к обобщению не по существенному признаку (необходимо варь­ировать несущественные признаки).

Запоминание — процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти.

 

Рис. 11. Запоминание

 

Условия успешности непроизвольного запоминания:

♦ активность и самостоятельность школьников в процессе запо­минания;

♦ четкое осознание учащимися значимости того, что нужно запо­мнить;

♦ выполнение заданий, в которых учебный материал занимает в деятельности учащихся место основной цели, а не средства к ее достижению (II. И. Зинченко, А. А. Смирнов).

Условия успешности произвольного запоминания:

♦  деление материала на логические части;

составление плана;

организация умственной деятельности учащихся;

систематизация материала;

воспроизведение материала;

пересказ содержания своими словами;

сочетание практической деятельности с учебным материалом;

установка на запоминание;

обучение приемам запоминания и т. п.

Процесс овладения знаниями, умениями навыками включает их применение. Сущность применения знаний в решении задач.

Психологическая природа применения близка к психологической природе усвоения. Но есть одно отличие: при усвоении обычно исполь­зуется индуктивный путь, при применении дедуктивный.

 

 

Рис. 12. Применение знаний

В ходе применения знаний у учащихся встречаются определенные трудности:

♦ они актуализируют не те знания, которые нужно использовать;

♦ они не актуализируют необходимые знания.

Психологические закономерности овладения знаниями, умениями и навыками:

♦ овладение школьниками знаниями, умениями и навыками осу­ществляется в процессе их собственной активной самостоятель­ной деятельности, направляемой учителем;

♦ овладение знаниями и действиями и формирование мышления -единый процесс;

♦ овладение знаниями, умениями и навыками и умственное разви­тие учащихся происходят в неразрывном единстве с формирова­нием их личности в целом;

♦ овладение знаниями, умениями и навыками находится в прямой зависимости от отношения ученика к учебной деятельности;

♦ овладение знаниями, умениями и навыками — процесс индиви­дуальный.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: