♦ малая затрата времени на выполнение деятельности;
♦ высокое качество работы.
Навык — автоматизированный компонент умения, обеспечивающий успешность и легкость его выполнения. Навык позволяет достичь высоких результатов в работе в стандартных условиях.
Требования к упражнениям, направленным на формирование умений, навыков:
♦ точно знать, какова цель упражнения, каких результатов нужно достичь;
♦ следить за точностью выполнения, чтобы не допускать ошибок;
♦ число упражнений должно быть достаточным для закрепления навыка;
♦ использовать систему упражнений, предусматривающую постепенное усложнение;
♦ упражнения нельзя прерывать на длительное время.
Внутренняя сторона учебного процесса
Рис. 9. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками
Процесс усвоения знаний, умений и навыков начинается с восприятия.
Рис. 10. Виды восприятия
|
|
Восприятие включает в себя и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, а также его эмоции.
Условия успешной организации восприятия:
♦ постановка четких и конкретных задач;
♦ включение в процесс восприятия различных анализаторов;
♦ опора на опыт детей и имеющиеся знания;
♦ создание эмоционального фона;
♦ включение в процесс восприятия практических и умственных действий;
♦ активизация процесса слушания;
♦ обогащение жизненного опыта детей.
Осмысливание специально организованная аналитико-синтетическая деятельность, всегда направленная на то, чтобы расчленить целое на части, осознать каждую часть и на основе этого глубже познать целое.
Условия успешной организации осмысливания:
♦ формировать конкретные и обобщенные действия, уделять внимание словесной формулировке выполняемых действий;
♦ включать новые знания в систему ранее усвоенных;
♦ обучать логическим приемам познавательной деятельности (сравнение, обобщение, классификация, планирование и т. д.);
♦ осуществлять практическую деятельность с предметами и свойствами.
Недооценка работы по осмысливанию приводит:
♦ к неполному обобщению, учитывающему не все существенные признаки; .
♦ к обобщению не по существенному признаку (необходимо варьировать несущественные признаки).
Запоминание — процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти.
Рис. 11. Запоминание
Условия успешности непроизвольного запоминания:
♦ активность и самостоятельность школьников в процессе запоминания;
♦ четкое осознание учащимися значимости того, что нужно запомнить;
|
|
♦ выполнение заданий, в которых учебный материал занимает в деятельности учащихся место основной цели, а не средства к ее достижению (II. И. Зинченко, А. А. Смирнов).
Условия успешности произвольного запоминания:
♦ деление материала на логические части;
составление плана;
организация умственной деятельности учащихся;
систематизация материала;
воспроизведение материала;
пересказ содержания своими словами;
сочетание практической деятельности с учебным материалом;
установка на запоминание;
обучение приемам запоминания и т. п.
Процесс овладения знаниями, умениями навыками включает их применение. Сущность применения знаний в решении задач.
Психологическая природа применения близка к психологической природе усвоения. Но есть одно отличие: при усвоении обычно используется индуктивный путь, при применении дедуктивный.
Рис. 12. Применение знаний
В ходе применения знаний у учащихся встречаются определенные трудности:
♦ они актуализируют не те знания, которые нужно использовать;
♦ они не актуализируют необходимые знания.
Психологические закономерности овладения знаниями, умениями и навыками:
♦ овладение школьниками знаниями, умениями и навыками осуществляется в процессе их собственной активной самостоятельной деятельности, направляемой учителем;
♦ овладение знаниями и действиями и формирование мышления -единый процесс;
♦ овладение знаниями, умениями и навыками и умственное развитие учащихся происходят в неразрывном единстве с формированием их личности в целом;
♦ овладение знаниями, умениями и навыками находится в прямой зависимости от отношения ученика к учебной деятельности;
♦ овладение знаниями, умениями и навыками — процесс индивидуальный.