ПЛАН
1. Предмет дидактики.
2. Цели современного начального обучения.
3. Психолого-педагогический анализ процесса обучения.
4. Закономерности и принципы обучения.
5. Содержание обучения.
6. Методы обучения.
7. Формы организации обучения.
8. Диагностика образовательной деятельности учащихся.
Предмет дидактики
XXI в. называют веком образования. Мировое сообщество рассматривает образование как важнейший фактор, обеспечивающий:
♦ экономическое процветание;
♦ социальную стабильность;
♦ жизненный успех личности.
Особенности образования XXI в.:
♦ непрерывность;
♦ открытость;
♦ гуманизация;
♦ гуманитаризация;
♦ вариативность.
Образование — это:
♦ процесс (единство обучения, воспитания и развития), направленный на усвоение социального опыта, сохранение культуры, создание условий для реализации личности;
♦ социокультурный институт, создающий возможности для социализации отдельных индивидов;
♦ результат, т. е. уровень образованности, обеспечивающий дальнейший прогресс в развитии личности и общества. «Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (Закон РФ «Об образовании»).
|
|
В ходе исторического развития накопленный социальный опыт становился достоянием молодого поколения:
♦ стихийно, в процессе жизнедеятельности;
♦ в общественных институтах как целенаправленная деятельность в соответствии с заранее составленной программой.
Необходимость в научном обосновании целенаправленной деятельности по передаче накопленного социального опыта, тех материалов и средств, которые в ней используются, способствовала появлению дидактики (от греч. — поучающий).
Дидактика отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения, вопросы развития и воспитания личности, приобщения ее к культуре в процессе специально организованного учебного процесса.
Задачи дидактики:
♦ изучить теоретические основы организации обучения, научно обосновать конструирование учебного процесса:
♦ разработать новые принципы, стратегии, методики, технологии и системы обучения, проектировать возможные изменения, которые повысят его эффективность;
♦ дать ответы на важные для педагогической практики вопросы: с какой целью, во имя чего учить, чему учить, как учить, как обеспечить развивающий и воспитывающий эффект обучения, как добиться достижения планируемых результатов.
Дидактику как науку отличают:
| ||||||||
Объект исследования (область действительности, которую изучает исследователь) | Предмет исследования (способ видения объекта исследования с позиции науки, которую изучает исследователь) | |||||||
|
| |||||||
Методы исследования | ||||||||
Рис. 1
Объект исследования дидактики - процесс обучения. Дидактика рассматривает обучение и как объект научного исследования, и как объект научно обоснованного конструирования.
Дидактика не только изучает практику обучения, но и проектирует возможные изменения, повышающие его эффективность.
Предмет исследования дидактики - взаимодействие педагога и учащихся (группы учащихся) в учебном процессе; деятельность учителя по организации деятельности учащихся.
Особенностью предмета исследования дидактики является то, что она занимается проблемами обучения лишь в той степени, в какой они имеют значение для всех учебных предметов, т. е. дидактика абстрагируется от особенностей отдельных учебных дисциплин. Более конкретное выражение дидактических положений находится в методиках (методика обучения русскому языку, математике и т. п.), которые называют частными дидактиками.
Основные источники развития дидактики:
♦ исследование научной литературы (исторической и современной, отечественной и зарубежной);
♦ изучение практического опыта обучения школьников и его научное обоснование (критерии оценки изучаемого опыта: актуальность, научная обоснованность, эффективность, результативность, экономичность (временные затраты), длительность функционирования), то есть «передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт» (К. Д. Ушинский);
♦ организация практического опыта - проведение экспериментальной работы, дидактического исследования.