Начального образования

ПЛАН

1. Предмет дидактики.

2. Цели современного начального обучения.

3. Психолого-педагогический анализ процесса обучения.

4. Закономерности и принципы обучения.

5. Содержание обучения.

6. Методы обучения.

7. Формы организации обучения.

8. Диагностика образовательной деятельности учащихся.

Предмет дидактики

XXI в. называют веком образования. Мировое сообщество рассматри­вает образование как важнейший фактор, обеспечивающий:

♦ экономическое процветание;

♦ социальную стабильность;

♦ жизненный успех личности.

Особенности образования XXI в.:

♦ непрерывность;

♦ открытость;

♦ гуманизация;

♦ гуманитаризация;

♦ вариативность.

Образование — это:

процесс (единство обучения, воспитания и развития), направ­ленный на усвоение социального опыта, сохранение культуры, создание условий для реализации личности;

социокультурный институт, создающий возможности для социа­лизации отдельных индивидов;

результат, т. е. уровень образованности, обеспечивающий даль­нейший прогресс в развитии личности и общества. «Образова­ние — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) уста­новленных государством образовательных уровней» (Закон РФ «Об образовании»).

В ходе исторического развития накопленный социальный опыт становился достоянием молодого поколения:

♦ стихийно, в процессе жизнедеятельности;

♦ в общественных институтах как целенаправленная деятельность в соответствии с заранее составленной программой.

Необходимость в научном обосновании целенаправленной деятель­ности по передаче накопленного социального опыта, тех материалов и средств, которые в ней используются, способствовала появлению дидактики (от греч. — поучающий).

Дидактика отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обуче­ния, вопросы развития и воспитания личности, приобщения ее к куль­туре в процессе специально организованного учебного процесса.

Задачи дидактики:

♦ изучить теоретические основы организации обучения, научно обосновать конструирование учебного процесса:

♦ разработать новые принципы, стратегии, методики, технологии и системы обучения, проектировать возможные изменения, ко­торые повысят его эффективность;

♦ дать ответы на важные для педагогической практики вопросы: с какой целью, во имя чего учить, чему учить, как учить, как обеспечить развивающий и воспитывающий эффект обучения, как добиться достижения планируемых результатов.

 

 

Дидактику как науку отличают:

 
             

Объект исследования

(область действительности, которую изучает исследователь)

 

Предмет исследования

(способ видения объекта исследования с позиции науки, которую изучает исследователь)

 

 

 

 

 
 

Методы исследования

 
             

                                                       Рис. 1

Объект исследования дидактики - процесс обучения. Дидактика рассматривает обучение и как объект научного исследо­вания, и как объект научно обоснованного конструирования.

Дидактика не только изучает практику обучения, но и проектирует возможные изменения, повышающие его эффективность.

Предмет исследования дидактики - взаимодействие педагога и уча­щихся (группы учащихся) в учебном процессе; деятельность учителя по организации деятельности учащихся.

 

 

 

Особенностью предмета исследования дидактики является то, что она занимается проблемами обучения лишь в той степени, в какой они имеют значение для всех учебных предметов, т. е. дидактика аб­страгируется от особенностей отдельных учебных дисциплин. Более конкретное выражение дидактических положений находится в методи­ках (методика обучения русскому языку, математике и т. п.), которые называют частными дидактиками.

Основные источники развития дидактики:

♦ исследование научной литературы (исторической и современной, отечественной и зарубежной);

♦ изучение практического опыта обучения школьников и его науч­ное обоснование (критерии оценки изучаемого опыта: актуаль­ность, научная обоснованность, эффективность, результативность, экономичность (временные затраты), длительность функциони­рования), то есть «передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт» (К. Д. Ушинский);

♦ организация практического опыта - проведение эксперименталь­ной работы, дидактического исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: