Закономерности и принципы обучения

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, которые выражают порядок, самооргани­зацию, изменения и развитие. Если такой характер связи наблюдается при определенных условиях (т. е. не всегда), то эти связи представляют закономерности.

Закономерность обучения — это недостаточно точно познанный закон, относительное постоянство, устойчивость влияющих факторов, систематичность связей между объектами.

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения и вытекающих из них правилах обучения.

Принципы обучения — основополагающие требования к содержа­нию и организации процесса обучения, отражающие его внутренние закономерности.

Правила вытекают из принципов и отражают частные положения того или другого принципа, методику применения его в конкретной ситуации. Система принципов строится на логической основе. Такой основой для К. Д. Ушинского стала идея выделения условий хорошего обучения.

Принципы обучения, сформулированные К. Д. Ушинским:

♦ Обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из при­обретенного и пользуются им для приобретения нового).

♦ Обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся.

♦ Порядок и систематичность одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и осно­вательные знания.

♦ Обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу.

♦ Обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким.

♦ Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

В дидактике начального образования общепризнанными считаются следующие принципы обучения:

♦ сознательность и активность;

♦ научность;

♦ наглядность;

♦ систематичность и последовательность;

♦ прочность;

♦ создание оптимальных условий для развития каждого ученика.

Принцип сознательности и активности в обучении требует осо­знанного усвоения знаний, умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Сознательность в обучении — это позитивное отношение учащихся к обучению, убежденность в значимости получаемых ими знаний.

Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практи­ческая деятельность в процессе обучения.

Пути реализации принципа:

♦ добиваться четкого понимания учащимися целей и задач пред­стоящей работы;

♦ вовлекать учащихся в практическую деятельность, чтобы они применили усвоенные знания;

♦ использовать активные и интенсивные методы обучения, помо­гающие осмыслить осваиваемый материал;

♦ логически связывать неизвестное с известным;

♦ учить учащихся находить причинно-следственные связи;

♦ формировать у учащихся учебно-познавательные мотивы;

♦ создавать условия для превращения учащегося в субъекта учеб­ной деятельности.

Принцип научности предполагает соответствие содержания об­разования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. В основе принципа лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину его развития дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль.

Пути реализации принципа научности:

♦ использование логики и языка изучаемой науки;

♦ расширение и обогащение непосредственного чувственного опыта детей;

♦ обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения их существенных сторон;

♦ формирование научного склада мышления;

♦ изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общест­венных и природных явлений.

Принцип наглядности. Сущность принципа — эффективность обуче­ния зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: