Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. Если такой характер связи наблюдается при определенных условиях (т. е. не всегда), то эти связи представляют закономерности.
Закономерность обучения — это недостаточно точно познанный закон, относительное постоянство, устойчивость влияющих факторов, систематичность связей между объектами.
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения и вытекающих из них правилах обучения.
Принципы обучения — основополагающие требования к содержанию и организации процесса обучения, отражающие его внутренние закономерности.
Правила вытекают из принципов и отражают частные положения того или другого принципа, методику применения его в конкретной ситуации. Система принципов строится на логической основе. Такой основой для К. Д. Ушинского стала идея выделения условий хорошего обучения.
Принципы обучения, сформулированные К. Д. Ушинским:
|
|
♦ Обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового).
♦ Обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся.
♦ Порядок и систематичность одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания.
♦ Обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу.
♦ Обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким.
♦ Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
В дидактике начального образования общепризнанными считаются следующие принципы обучения:
♦ сознательность и активность;
♦ научность;
♦ наглядность;
♦ систематичность и последовательность;
♦ прочность;
♦ создание оптимальных условий для развития каждого ученика.
Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний, умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Сознательность в обучении — это позитивное отношение учащихся к обучению, убежденность в значимости получаемых ими знаний.
Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения.
Пути реализации принципа:
♦ добиваться четкого понимания учащимися целей и задач предстоящей работы;
|
|
♦ вовлекать учащихся в практическую деятельность, чтобы они применили усвоенные знания;
♦ использовать активные и интенсивные методы обучения, помогающие осмыслить осваиваемый материал;
♦ логически связывать неизвестное с известным;
♦ учить учащихся находить причинно-следственные связи;
♦ формировать у учащихся учебно-познавательные мотивы;
♦ создавать условия для превращения учащегося в субъекта учебной деятельности.
Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. В основе принципа лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину его развития дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль.
Пути реализации принципа научности:
♦ использование логики и языка изучаемой науки;
♦ расширение и обогащение непосредственного чувственного опыта детей;
♦ обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения их существенных сторон;
♦ формирование научного склада мышления;
♦ изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений.
Принцип наглядности. Сущность принципа — эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.