Современная дидактика носит гуманистический характер. В качестве главной цели обучения в ней рассматриваются реализация и самореализация заложенного в человеке личностного потенциала. Процесс обучения выступает как средство развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными потребностями семьи и человека.
Традиционно в дидактике рассматривались три функции обучения:
♦ образовательная (формирование системы научных знаний, предметных и универсальных учебных действий, навыков с целью их использования на практике, передача социального опыта, создание зоны ближайшего развития);
♦ развивающая (развитие интеллекта, умственной самостоятельности, эмоционально-волевой сферы, учебно-познавательных мотивов, творческих способностей, двигательной сферы);
♦ воспитывающая (формирование взглядов и убеждений, ценностных ориентации, личностных свойств, системы отношений).
Сейчас в качестве основных, ведущих функций обучения современные дидакты (В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова) выделяют следующие функции обучения:
|
|
♦ социальную, или социокультурную (формирование личности, отвечающей запросам, потребностям общества и современной социокультурной ситуации);
♦ личностно-развивающую (реализация задатков и развитие способностей к саморегуляции, самореализации, нравственное и гражданское становление человека);
♦ здоровьесбережения (создание условий не только для сохранения здоровья, но и его улучшения);
♦ социальной защиты (профилактика асоциального и девиантного поведения, помощь инвалидам, детям из социально неблагополучных семей и т. п.).
Цель образ, модель желаемого будущего; осознанный, запланированный результат деятельности; то, чего мы стремимся достичь.
Рис. 5. Цели обучения
Объективные (предметные) цели связаны с овладением учащимися
накопленным социальным опытом: ;
♦ познание объективного мира, овладение научными знаниями о природе, обществе, технике, искусстве;
♦ приобретение умений, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир;
♦ формирование мировоззрения (комплекса научно обоснованных убеждений, определяющих познавательное и эмоциональное отношение человека к миру и обусловливающих его поведение).
Субъективные (личностные) цели связаны с познанием самого себя (могут быть заданы лишь в неразрывной связи с предметными целями):
♦ общее развитие мышления, познавательных и коммуникативных способностей, творческого потенциала личности;
♦ формирование потребностей (в знаниях, овладении способами деятельности, установлении определенных отношений с другими людьми) и мотивации учебной деятельности;
|
|
♦ формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности;
♦ формирование умений и навыков самообразования.
Задачи начального обучения:
♦ заложить основы для дальнейшего успешного развития личности, ее творческого потенциала на следующей ступени образования;
♦ обеспечить достижение указанных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования необходимых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных);
♦ создать условия для развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности, его нравственного поведения;
♦ обеспечить развитие положительной учебной мотивации.
Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить его пить.
Восточная мудрость
Мы преподаем предмет не для того, чтобы произвести на свет маленькие живые библиотеки, а для того, чтобы научить ученика самого мыслить математически, рассматривать проблемы так, как делает историк, самостоятельно добывать знания.
Дж. Брунер