Цели современного начального обучения

 

Современная дидактика носит гуманистический характер. В качестве главной цели обучения в ней рассматриваются реализация и самореализация заложенного в человеке личностного потенциала. Процесс обучения выступает как средство развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными потребно­стями семьи и человека.

Традиционно в дидактике рассматривались три функции обучения:

образовательная (формирование системы научных знаний, предметных и универсальных учебных действий, навыков с це­лью их использования на практике, передача социального опыта, создание зоны ближайшего развития);

развивающая (развитие интеллекта, умственной самостоятель­ности, эмоционально-волевой сферы, учебно-познавательных мотивов, творческих способностей, двигательной сферы);

воспитывающая (формирование взглядов и убеждений, цен­ностных ориентации, личностных свойств, системы отношений).

Сейчас в качестве основных, ведущих функций обучения совре­менные дидакты (В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова) выделяют следующие функции обучения:

социальную, или социокультурную (формирование личности, отвечающей запросам, потребностям общества и современной социокультурной ситуации);

личностно-развивающую (реализация задатков и развитие способностей к саморегуляции, самореализации, нравственное и гражданское становление человека);

здоровьесбережения (создание условий не только для сохране­ния здоровья, но и его улучшения);

социальной защиты (профилактика асоциального и девиантного поведения, помощь инвалидам, детям из социально неблагопо­лучных семей и т. п.).

Цель образ, модель желаемого будущего; осознанный, запланиро­ванный результат деятельности; то, чего мы стремимся достичь.

 

Рис. 5. Цели обучения

 

Объективные (предметные) цели связаны с овладением учащимися
накопленным социальным опытом:                       ;

♦ познание объективного мира, овладение научными знаниями о природе, обществе, технике, искусстве;

♦ приобретение умений, позволяющих познавать и преобразовы­вать окружающий мир;

♦ формирование мировоззрения (комплекса научно обоснованных убеждений, определяющих познавательное и эмоциональное отношение человека к миру и обусловливающих его поведение).

Субъективные (личностные) цели связаны с познанием самого себя (могут быть заданы лишь в неразрывной связи с предметными целями):

♦ общее развитие мышления, познавательных и коммуникативных способностей, творческого потенциала личности;

♦ формирование потребностей (в знаниях, овладении способами деятельности, установлении определенных отношений с другими людьми) и мотивации учебной деятельности;

♦ формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности;

♦ формирование умений и навыков самообразования.

Задачи начального обучения:

♦ заложить основы для дальнейшего успешного развития личности, ее творческого потенциала на следующей ступени образования;

♦ обеспечить достижение указанных в Федеральном государст­венном стандарте начального общего образования необходимых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных);

♦ создать условия для развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности, его нравственного поведения;

♦ обеспечить развитие положительной учебной мотивации.

Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить его пить.

 

Восточная мудрость

Мы преподаем предмет не для того, чтобы произвести на свет маленькие живые библиотеки, а для того, чтобы научить ученика самого мыслить математически, рассматривать проблемы так, как делает историк, самостоятельно добывать знания.

Дж. Брунер

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: