♦ наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;
♦ зрительные образы побуждают размышлять, лучше запоминаются;
♦ по мере взросления детей необходимо использовать не только предметную, но и символическую наглядность;
♦ наглядность должна соответствовать эстетическим требованиям.
«Золотое правило дидактики»: «Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запали - обонянием; что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы и явления сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» (Я. А. Коменский).
Реализуя принцип наглядности, важно помнить:
♦ чрезмерная наглядность рассеивает внимание, мешает восприятию главного;
наглядность не самоцель, а средство обучения.
Сущность принципа систематичности и последовательности, отдельные знания, способы деятельности, усваиваемые учащимися из урока в урок, даются в определенной последовательности, становятся логической системой.
|
|
Пути реализации принципа систематичности и последовательности:
♦ прохождение учебного материала в системе (например, в начальной школе — в дидактической системе);
♦ обобщение и систематизация усвоенных знаний;
♦ использование опорных схем, таблиц, планов логического представления учебного материала;
♦ формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
♦ целенаправленное обучение учащихся сравнению, обобщению, классификации;
♦ установление внутрипредметных и межпредметных связей.
Виды связей в обучении:
♦ По широте изучаемого материала:
• внутрипредметные;
• межпредметные.
♦ По времени осуществления:
• преемственные;
• синхронные;
• перспективные.
♦ По объекту осуществления:
• содержательные;
• операционные;
• мотивационные.
Принцип прочности. Сущность принципа: знания, приобретаемые учащимися в учебном процессе, не остаются неизменными, застывшими. Они развиваются от одного уровня к другому, становясь основой для приобретения новых знаний, руководством к действию, средством движения вперед. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их закрепление в памяти учащихся.
Пути реализации:
♦ развитие интереса к приобретаемым знаниям;
♦ глубокое осмысление изучаемого материала;
♦ проявление учащимися интеллектуальной познавательной активности;
♦ связь нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями и опытом учащихся;
|
|
♦ осуществление контроля за качеством усвоения знаний;
♦ повторение ранее изученного.
Принцип создания оптимальных условий для развития каждого ученика. Данный принцип требует соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным этапам и индивидуальному развитию обучающихся, создания оптимальных условий для развития каждого ученика, формирования его личности.
При осуществлении индивидуального подхода важно помнить: чем младше ребенок, тем больше возможности вариативности его дальнейшего развития, тем значимее на ранних этапах образовательного процесса ориентация на базовые, инвариантные свойства личности, составляющие основу для выбора оптимальной траектории развития каждого.
Индивидуальные различия младших школьников проявляются в:
♦ характере протекания мыслительных процессов;
♦ уровне обученности;
♦ уровне обучаемости;
♦ отношении к учению;
♦ темпе продвижения;
♦ уровне работоспособности;
♦ характере познавательных процессов;
♦ особенностях развития волевых качеств;
♦ уровне самостоятельности.
Пути реализации принципа:
♦ изучение индивидуальных особенностей каждого ученика;
♦ осознание цели обучения как учителем, так и учеником;
♦ определение ближайшей, средней и дальней перспектив в обучении;
♦ выбор индивидуальной траектории развития ребенка;
♦ применение наиболее эффективных средств в индивидуальном подходе к учащимся;
♦ фиксирование и анализ полученных в процессе обучения результатов.
В процессе обучения все принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Игнорирование или переоценка отдельных принципов ведет к снижению качества образования. Только комплексное использование принципов позволяет эффективно решать задачи современной школы.
Содержание обучения
Содержание обучения - объединенные в систему важнейшие элементы накопленного человечеством опыта, знания, способы действий, общекультурные ценности, отобранные для изучения в определенном типе учебного заведения. Это система знаний, обеспечивающая психическое и физическое развитие, формирование механизмов саморазвития и самореализации личности.
Содержание обучения зависит от целей образования и является средством воплощения их в жизнь.
На формирование содержания обучения влияют:
♦ принятые цели;
♦ потребности личности;
♦ социальные потребности;
♦ социальные и научные достижения;
♦ педагогические возможности.
В дидактике разработаны различные теории отбора содержания образования:
♦ энциклопедизм;
♦ структурализм;
♦ формальное образование;
♦ экземпляризм;
♦ материальное образование;
♦ проблемно-комплексный подход;
♦ дидактический утилитаризм;
♦ культурологический подход.