Пути реализации принципа наглядности

♦ наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;

♦ зрительные образы побуждают размышлять, лучше запомина­ются;

♦ по мере взросления детей необходимо использовать не только предметную, но и символическую наглядность;

♦ наглядность должна соответствовать эстетическим требованиям.

«Золотое правило дидактики»: «Все, что только можно предостав­лять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запали - обонянием; что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо пред­меты и явления сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» (Я. А. Коменский).

Реализуя принцип наглядности, важно помнить:

♦ чрезмерная наглядность рассеивает внимание, мешает восприя­тию главного;

наглядность не самоцель, а средство обучения.

Сущность принципа систематичности и последовательности, от­дельные знания, способы деятельности, усваиваемые учащимися из урока в урок, даются в определенной последовательности, становятся логической системой.

Пути реализации принципа систематичности и последовательности:

♦ прохождение учебного материала в системе (например, в началь­ной школе — в дидактической системе);

♦ обобщение и систематизация усвоенных знаний;

♦ использование опорных схем, таблиц, планов логического пред­ставления учебного материала;

♦ формирование системы знаний на основе понимания их взаи­мосвязи;

♦ целенаправленное обучение учащихся сравнению, обобщению, классификации;

♦ установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Виды связей в обучении:

♦ По широте изучаемого материала:

• внутрипредметные;

• межпредметные.

♦ По времени осуществления:

• преемственные;

• синхронные;

• перспективные.

♦ По объекту осуществления:

• содержательные;

• операционные;

• мотивационные.

Принцип прочности. Сущность принципа: знания, приобретаемые учащимися в учебном процессе, не остаются неизменными, застывшими. Они развиваются от одного уровня к другому, становясь основой для приобретения новых знаний, руководством к действию, средством движения вперед. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их закрепление в памяти учащихся.

Пути реализации:

♦   развитие интереса к приобретаемым знаниям;

♦ глубокое осмысление изучаемого материала;

♦ проявление учащимися интеллектуальной познавательной ак­тивности;

♦ связь нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями и опытом учащихся;

♦ осуществление контроля за качеством усвоения знаний;

♦ повторение ранее изученного.

Принцип создания оптимальных условий для развития каждого ученика. Данный принцип требует соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным этапам и индивидуальному развитию обучающихся, создания оптимальных условий для развития каждого ученика, формирования его личности.

При осуществлении индивидуального подхода важно помнить: чем младше ребенок, тем больше возможности вариативности его даль­нейшего развития, тем значимее на ранних этапах образовательного процесса ориентация на базовые, инвариантные свойства личности, составляющие основу для выбора оптимальной траектории развития каждого.

Индивидуальные различия младших школьников проявляются в:

♦ характере протекания мыслительных процессов;

♦ уровне обученности;

♦ уровне обучаемости;

♦ отношении к учению;

♦ темпе продвижения;

♦ уровне работоспособности;

♦ характере познавательных процессов;

♦ особенностях развития волевых качеств;

♦ уровне самостоятельности.

Пути реализации принципа:

♦ изучение индивидуальных особенностей каждого ученика;

♦ осознание цели обучения как учителем, так и учеником;

♦ определение ближайшей, средней и дальней перспектив в об­учении;

♦ выбор индивидуальной траектории развития ребенка;

♦ применение наиболее эффективных средств в индивидуальном подходе к учащимся;

♦ фиксирование и анализ полученных в процессе обучения ре­зультатов.

В процессе обучения все принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Игнорирование или переоценка отдельных принципов ведет к снижению качества образования. Только комплексное использование принципов позволяет эффективно решать задачи современной школы.

Содержание обучения

Содержание обучения - объединенные в систему важнейшие элементы накопленного человечеством опыта, знания, способы действий, общекультурные ценности, отобранные для изучения в определенном типе учебного заведения. Это система знаний, обеспечивающая психическое и физическое развитие, формирование механизмов саморазвития и са­мореализации личности.

Содержание обучения зависит от целей образования и является средством воплощения их в жизнь.

На формирование содержания обучения влияют:

♦ принятые цели;

♦ потребности личности;

♦ социальные потребности;

♦ социальные и научные достижения;

♦ педагогические возможности.

В дидактике разработаны различные теории отбора содержания образования:

♦ энциклопедизм;

♦ структурализм;

♦ формальное образование;

♦ экземпляризм;

♦ материальное образование;

♦ проблемно-комплексный подход;

♦ дидактический утилитаризм;

♦ культурологический подход.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: