Учить всех всему.
Я. А. Каменский
Цель: передать учащимся как можно больший объем знаний из различных областей.
Я. А. Коменский работал над учебником «Пансофия».
Рис. 13. Теория формального образования
Теория материального образования
Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные,
какие менее и какие еще менее нужны.
Л. Н. Толстой
В школе ребенок должен приобретать лишь полезные для жизни знания.
Необходимо сочетать оба подхода: развивать детей в процессе усвоения полезного знания.
К. Д. Ушинский
Рис. 14. Теория дидактического утилитаризма
Теория структурализма (К. Сосницкий)
Содержание обучения должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Это позволит освободить программы от балласта, сделать их посильными для учащихся.
Теория экземпляризма
Концепция парадигмального обучения (от греч. Paradigma - пример, образец). Раскрывать материал нужно не систематически, а фокусно, с помощью ярких примеров. Например, на уроках истории рассматриваются важные события, узловые точки определенной эпохи. Ученик должен узнать столько, сколько ему потребуется для того, чтобы создать образ той эпохи.
Проблемно-комплексный подход
Отдельные учебные дисциплины надо изучать не отдельно друг от друга, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует знаний из различных областей. В современной отечественной дидактике принят культурологический подход к отбору содержания образования.