В постоянно изменяющихся условиях развития общества XXI в

востребованной оказывается личность, способная ориентироваться во все более расширяющемся информационном пространстве, гото­вая к творческой деятельности, обладающая общими творческими способностями, универсальность которых позволяет решать нестан­дартные задачи на различном содержании. Необходимость и воз­можность формирования таких способностей у младших школьников была обоснована в исследованиях кафедры педагогики и психологии начального образования РГПУ им. А. И. Герцена (А. И. Раев, Г. И. Вергелес, В. А. Тургель, А. А. Казакова, Е. Н. Квасюк, С. В. Пирогова, С. А. Тимофеева и др.).

Понятие «творчество» характеризует уровень новизны и оригиналь­ности совершаемой деятельности. Способность определяет успешность, легкость и быстроту выполнения деятельности.

Творческая способность уровневая характеристика личности, предполагающая наличие определенного свойства, которое обеспе­чивает новизну и оригинальность, легкость и быстроту выполнения деятельности. Творческая способность - достаточно высокий уровень развития любой способности человека.

Общие и специальные творческие способности

Творческие способности могут быть специальными и общими.

Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности (музыкальной, изобразительна управленческой, педагогической, математической, литературной и т. и обеспечивают успех в определенных областях творчества. Люб специальная творческая способность в ее формировании и проявления связана с определенной деятельностью.

Общие творческие способности в отличие от специальных реализуются в широком диапазоне видов деятельности и обеспечивают успешность в самых разнообразных ее областях. Общая творческая способность проявляется в готовности личности к успешной деятельности независимо от ее конкретного содержания (при решении стандартных и нестандартных задач в учебной деятельности, общении и нравственном поведении).

  Развитие творческих способностей должно быть важнейшей задачей общеобразовательной школы (особенно начальной).

Вкачестве общих творческих способностей рассматриваются:

♦ Вариативность — позволяет находить разнообразные способы решения стандартных и нестандартных задач, характеризуется частотой, широтой и оригинальностью вариативных решений.

♦ Импровизация — дает возможность в условиях недостаточной информации без предварительной подготовки оригинальным путем решить внезапно возникшую проблему за ограниченный промежуток времени.

♦ Гипотетичность — помогает выдвигать разнообразные, точно, полно и глубоко обоснованные, соответствующие реальной действительности предположения, обращенные как в будущее, так и в прошлое.

♦ Перенос — позволяет использовать имеющиеся знания, умения, навыки, опыт отношений в новых нестандартных условиях, ба­зируется на определенном уровне обобщения тех действий и отношений, которые используются в новых условиях, обеспечивает успешность проявления любой общей творческой способности.

 

Психолого-педагогические условия формирования общих творческих способностей

В качестве психолого-педагогических условий формирования общих творческих способностей могут выступать:

♦ Формирование общей творческой способности как личностного свойства в единстве и взаимосвязи всех компонентов: знания о сущности данной способности, понимания ее значения в струк­туре собственной личности, положительного отношения к ней и способов реализации творческой деятельности в границах данной способности.

♦ Выявление специфических умений, составляющих процессуаль­ную структуру формируемой способности.

♦ Определение логики формирования операционного компонен­та способности, последовательного развития соответствующих умений и целостной процессуальной структуры, формируемой общей творческой способности.

♦ Формирование общей творческой способности на различном учебном материале, использование потенциала, которым обла­дают учебные предметы, изучаемые в начальной школе.

♦ Отбор необходимых методов и приемов, способствующих фор­мированию всех компонентов общей творческой способности, проявлению творчества учащихся и побуждению их к самостоя­тельному и сознательному решению нестандартных задач.

♦ Повышение степени самостоятельности учащихся в процессе формирования общей творческой способности.

♦ Создание доброжелательной атмосферы в школьном коллек­тиве, доверительных отношений между учителем и учащимися, между учениками класса, воспитание культуры общения в про­цессе решения творческих задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: