Поэтапное формирование содержательной оценки у младших школьников

III. А. Амонашвили предложил формировать у учащихся умение оце­нивать учебную деятельность в три этапа:

♦ оценочная деятельность педагога;

♦ коллективная оценочная деятельность;

♦ самостоятельная оценочная деятельность школьников.

 

1-й этапоценочная деятельность педагога:

безэталонная стадия (учитель не дает никаких образцов, а лишь эмоционально оценивает работу);

стадия включения эталонов (оценочные суждения педагога нося развернутый характер);

эталонная стадия (оценочная деятельность педагога принимав свернутый вид; школьник способен сам оперировать эталонами! вести самоконтроль и самооценку).

2-й этап — коллективная оценочная деятельность:

♦ коллективный выбор эталона;

♦ коллективное определение, выдвижение, формирование эталонов;

♦ становление общественного мнения в классе (процесс формирования таких эталонов, как идеалы, точки зрения, морально-этические и эстетические ценности), организация коллективной оценочной активности школьников.

Особенности коллективной оценочной деятельности:

♦ оценка строится на основе оптимистического, уважительного отношения к товарищу, доброжелательной критики и высказывания пожеланий, как улучшить работу;

♦ эталон создается и принимается всеми как общественная норма;

♦ способы соотнесения результата с эталоном устанавливаются также всеми;

♦ вырабатываются определенные нормы оценочных суждений (своеобразные эталоны);

♦ вырабатываются личностные позиции, точки зрения, оценки;

♦ накапливается личностный опыт контроля и оценки, самоконтроля и самооценки;

♦ образуется личностная установка внимательного отношения к критике, замечаниям одноклассников.

3-й этап — самостоятельная оценочная деятельность школьника:

♦ оперирование определенными эталонами;

♦ оперирование оценочными суждениями;

♦ содержательная оценка работ одноклассников;

♦ активное включение оценочного компонента в свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Подумайте, поразмышляйте

1. Прочитайте отрывок из работы Ш. А. Амонашвили (приложе­ние 19). Как вам кажется, позволяет ли описанная технология реализовать личностно-гуманный подход в обучении? Почему реализация предлагаемой технологии начинается с безэталонной стадии?

2. В настоящее время в первом полугодии первоклассникам не выставляют отметок. Почему?

3. Опираясь на материал учебников для начальной школы, пока­жите, какими могут быть конечные и вспомогательные эталоны при выполнении различных заданий.

4. Хотели бы вы в своей деятельности использовать технологию фор­мирования содержательной оценки III. А. Амонашвили? Почему?

5. Если бы вам предложили во всех классах начальной школы не использовать отметки как инструмент оценки деятельности учащихся, вы согласились бы? Почему?

 

Информационно-коммуникационные технологии обучения младших школьников

ПЛАН

1. Основные понятия и задачи использования информационно-коммуникационных технологий.

2. Виды ИКТ.

3. Возможности использования ИКТ в начальной школе.

4. Условия успешности использования ИКТ на уроке.

Основные понятия и задачи использования информационно-коммуникативных технологий

Можно выделить следующие ориентиры информатизации образования в государстве:

♦ Расширение доступности образования за счет применения ин формационных и коммуникационных технологий.

♦ Изменение качества образования: усиление роли самостоятельного обучения на основе активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов.

В широком смысле информационно-коммуникационные технологии    совокупность методов, производственных процессов и программ но-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Информационная технология — это педагогическая технология, использующая специальные способ программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры) для работы с информацией.

Как отмечают Е. И. Виштынецкий и А. О. Кривошеее, использован применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей цель реализацию следующих задач:

♦ поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

♦ поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

♦ реализация принципа индивидуализации учебного процесса пи сохранении его целостности.

Виды ИКТ

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров (Игушева И. А.):

1. По решаемым педагогическим задачам:

♦ средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

♦ средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моде­лирования, тренажеры);

♦ вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

♦ комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

♦ информационно-обучающие (электронные библиотеки, элек­тронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информа­ционные системы);

♦ интерактивные (электронная почта, электронные телеконферен­ции, вебинары);

♦ поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации электронные и информационные ресурсы
делятся на ресурсы:

♦ с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачни­ки, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

♦ с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстра­ции опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

♦ с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактиче­ского речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

♦ с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

♦ с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

♦ урочные;

♦ внеурочные.

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

♦   технология асинхронного режима связи — off-line;

♦ технология синхронного режима связи — on-line.
Обучающие компьютерные программы по целям и задачам подразделяются на:

♦ консультирующие;

♦ иллюстрирующие;

♦ программы-тренажеры;

♦ учебные игровые программы;

♦ программы формирования умственных действий;

♦ программы обучающего контроля;

♦ программы проблемного обучения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: