Приложение 18. Е. Н. Квасюк. Пути формирования операционного компонента способности к гипотетичности у младших школьников

...Способность к гипотетичности дает ученику возможность эффективнее регулировать свою учебную и внеучебную деятельность, вычерпывая требующиеся сведения из информационного потока и преобразовывая их на субъективном уровне, вырабатывать на этой основе гипотезы. Соглас­но современному психолого-педагогическому подходу (Г. И. Вергелес, А. И. Раев), способность к гипотетичности необходимо формировать в единстве и взаимосвязи всех компонентов, т. е. знания о гипотетично­сти, положительного отношения к ней и способов построения гипотез. Данное положение легло в основу разработанной нами последователь­ности формирования гипотетичности у младших школьников...

Первый этап обучающего эксперимента был направлен на форми­рование содержательного компонента способности к гипотетичности, а также положительного отношения к ней. На следующих этапах шла работа по постепенному развитию умений, входящих в процессуальную структуру гипотетичности (операционного компонента способности), что подразумевало специальную организацию деятельности по выдви­жению разнообразных гипотез, их проверке и обоснованию.

Остановимся подробнее на описании особенностей работы на этапе обучающего эксперимента, который был посвящен формированию умения оценивать, обосновывать и проверять выдвинутые гипотезы. Определив вместе с учащимися на предыдущих этапах работы понятие гипотезы и ее значение в решении задач как в учебной деятельности, так и в жизни, сформировав умение выдвигать и анализировать гипо­тезы, необходимо было нацеливать детей на необходимость оценивать и обосновывать свои предположения...

В ходе работы, учащиеся осознали важность умения соотносить выдвигаемые гипотезы с условиями задачи и, как следствие, возмож­ность отсеивания ложных вариантов. Выдвижение большого количе­ства предположений нельзя рассматривать как самоцель, необходимо, чтобы гипотезы были правдоподобными. Развитие указанного умения постепенно шло на каждом этапе формирующего эксперимента, так как и выдвижение, и обоснование гипотез предполагает проверку на соответствие информации, содержащейся в условии задачи.

Для проведения работы по развитию умения соотносить гипотез с условиями задачи дополнительно включались такие проблемные ситуации, в которых для ученика было главным не количество гипотез, выбор той, которая удовлетворяет условию... Важным моментом здесь являлось постепенное уточнение условия, при соотнесении с которых ученики должны были отбрасывать ложные и выдвигать новые гипотезы.

Приведем пример экологической задачи, которую третьеклассник: решали на заключительном уроке природоведения по теме «Экологическая катастрофа» (Плешаков А. А. Природоведение. 3 класс), «Kaк жизнь преобразует лик Земли» (Вахрушев А. А. Мир и человек. 3 класс).

«На берегу живописного озера, окруженного лесом, построили бумажный комбинат. Напиши свои предположения о том, к чему может привести постройка бумажного комбината».

Приведем наиболее встречающиеся ответы третьеклассников: «Бума­гу делают из деревьев, и лес будут' вырубать, и, значит, леса вокруг озера скоро уже не будет. Еще комбинат может загрязнить озеро и воздух. А если будет грязная вода и воздух и не будет леса, то птицы и живот­ные погибнут».

После выдвижения собственных гипотез с целью анализа отноше­ний между данными и искомым, а также для оценивания выдвинутых гипотез, детям постепенно предлагались три блока дополнительной уточняющей информации:

♦ В озеро впадают и из озера вытекают несколько рек.

♦ На комбинате действуют хорошие очистительные сооружения, поэтому в озеро вода сбрасывается чистой и воздух также не загрязняется.

♦ Взамен вырубленного леса постоянно высаживается молодняк.

После каждого уточнения учащихся просили сформулировать новые

предположения, прочитать и оценить уже написанные до этого вариан­ты, выписать те из них, которые они по-прежнему считают верными...

Подобные задания помогают эффективно развивать умение соот­носить гипотезу с условиями задачи и оценивать выдвинутые предпо­ложения.

Среди других приемов использовались следующие: продолжение на­чатого способа решения, выбор подходящей гипотезы из предложенных, обоснование лучшего предположения. Приведем пример. В продолже­ние указанной экологической темы учащимся предлагалась следующая проблемная ситуация:

«В тундре мох растет 50 лет. Геологическая экспедиция получила за­дание разведать месторождения в центре ягельника. В ее распоряжении гусеничный вездеход, внедорожник на шипованных колесах и вездеход на пневмоподушке. Выберите наиболее экологически чистый вид транс­порта и обоснуйте свой выбор. Есть ли у вас другие варианты?» После осмысления и обоснования своих предположений класс разделился на группы тех, кто поддерживал тот или иной вид транспорта (гусе­ничный вездеход — самый проходимый; внедорожник на шипованных колесах — более удобен), но позже учащиеся пришли к выводу, что только вездеход на пневмоподушке отвечает всем требованиям задачи и является наиболее экологически чистым. В результате обсуждения всех вариантов геологической экспедиции было предложено добирать­ся по воздуху (на вертолете), что является наиболее безопасным для ягельника и благоприятным для людей.

В работе над задачами перечисленные приемы сочетались и усложня­лись. Итогом стало осознание детьми того, что в процессе выдвижения и обоснования гипотез необходимо использовать самоконтроль и про­верку, т. е. соотносить гипотезы с условием задачи и отсеивать ложные предположения. Важным моментом здесь также явилось завершение работы над памяткой «Выдвижение и обоснование гипотез при решении задач», которая выглядит следующим образом:

1. Ознакомлюсь с условием и вопросом задачи, выделю известное и неизвестное, проанализирую (определю связи между данными, между данными и искомым).

2. Составлю краткую запись (если возможно, то несколько — в виде чертежа, таблицы или схемы)

3. Выдвину несколько гипотез о способах решения.

4. Сравню выдвинутые гипотезы с условиями задания, отсею лож­ные предположения с помощью анализа и обоснования.

5. Выберу ведущую гипотезу, которая станет основой моего решения (или одним из его вариантов). Решу задачу.

6. Проверю решение (докажу истинность гипотезы).

7. Вернусь к оставшимся гипотезам, найду другие способы решения.

В последующей работе опора на памятку, во-первых, давала детям возможность лучше понять задачу и четче рассмотреть последователь­ность выдвижения и обоснование гипотез; во-вторых, помогала найти выход на новое, оригинальное и более эффективное решение...

 

(Герценовские чтения-2013. Т. 4. № 2,

С. 21 26. Текст приведен в сокращении)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: