...Способность к гипотетичности дает ученику возможность эффективнее регулировать свою учебную и внеучебную деятельность, вычерпывая требующиеся сведения из информационного потока и преобразовывая их на субъективном уровне, вырабатывать на этой основе гипотезы. Согласно современному психолого-педагогическому подходу (Г. И. Вергелес, А. И. Раев), способность к гипотетичности необходимо формировать в единстве и взаимосвязи всех компонентов, т. е. знания о гипотетичности, положительного отношения к ней и способов построения гипотез. Данное положение легло в основу разработанной нами последовательности формирования гипотетичности у младших школьников...
Первый этап обучающего эксперимента был направлен на формирование содержательного компонента способности к гипотетичности, а также положительного отношения к ней. На следующих этапах шла работа по постепенному развитию умений, входящих в процессуальную структуру гипотетичности (операционного компонента способности), что подразумевало специальную организацию деятельности по выдвижению разнообразных гипотез, их проверке и обоснованию.
|
|
Остановимся подробнее на описании особенностей работы на этапе обучающего эксперимента, который был посвящен формированию умения оценивать, обосновывать и проверять выдвинутые гипотезы. Определив вместе с учащимися на предыдущих этапах работы понятие гипотезы и ее значение в решении задач как в учебной деятельности, так и в жизни, сформировав умение выдвигать и анализировать гипотезы, необходимо было нацеливать детей на необходимость оценивать и обосновывать свои предположения...
В ходе работы, учащиеся осознали важность умения соотносить выдвигаемые гипотезы с условиями задачи и, как следствие, возможность отсеивания ложных вариантов. Выдвижение большого количества предположений нельзя рассматривать как самоцель, необходимо, чтобы гипотезы были правдоподобными. Развитие указанного умения постепенно шло на каждом этапе формирующего эксперимента, так как и выдвижение, и обоснование гипотез предполагает проверку на соответствие информации, содержащейся в условии задачи.
Для проведения работы по развитию умения соотносить гипотез с условиями задачи дополнительно включались такие проблемные ситуации, в которых для ученика было главным не количество гипотез, выбор той, которая удовлетворяет условию... Важным моментом здесь являлось постепенное уточнение условия, при соотнесении с которых ученики должны были отбрасывать ложные и выдвигать новые гипотезы.
Приведем пример экологической задачи, которую третьеклассник: решали на заключительном уроке природоведения по теме «Экологическая катастрофа» (Плешаков А. А. Природоведение. 3 класс), «Kaк жизнь преобразует лик Земли» (Вахрушев А. А. Мир и человек. 3 класс).
|
|
«На берегу живописного озера, окруженного лесом, построили бумажный комбинат. Напиши свои предположения о том, к чему может привести постройка бумажного комбината».
Приведем наиболее встречающиеся ответы третьеклассников: «Бумагу делают из деревьев, и лес будут' вырубать, и, значит, леса вокруг озера скоро уже не будет. Еще комбинат может загрязнить озеро и воздух. А если будет грязная вода и воздух и не будет леса, то птицы и животные погибнут».
После выдвижения собственных гипотез с целью анализа отношений между данными и искомым, а также для оценивания выдвинутых гипотез, детям постепенно предлагались три блока дополнительной уточняющей информации:
♦ В озеро впадают и из озера вытекают несколько рек.
♦ На комбинате действуют хорошие очистительные сооружения, поэтому в озеро вода сбрасывается чистой и воздух также не загрязняется.
♦ Взамен вырубленного леса постоянно высаживается молодняк.
После каждого уточнения учащихся просили сформулировать новые
предположения, прочитать и оценить уже написанные до этого варианты, выписать те из них, которые они по-прежнему считают верными...
Подобные задания помогают эффективно развивать умение соотносить гипотезу с условиями задачи и оценивать выдвинутые предположения.
Среди других приемов использовались следующие: продолжение начатого способа решения, выбор подходящей гипотезы из предложенных, обоснование лучшего предположения. Приведем пример. В продолжение указанной экологической темы учащимся предлагалась следующая проблемная ситуация:
«В тундре мох растет 50 лет. Геологическая экспедиция получила задание разведать месторождения в центре ягельника. В ее распоряжении гусеничный вездеход, внедорожник на шипованных колесах и вездеход на пневмоподушке. Выберите наиболее экологически чистый вид транспорта и обоснуйте свой выбор. Есть ли у вас другие варианты?» После осмысления и обоснования своих предположений класс разделился на группы тех, кто поддерживал тот или иной вид транспорта (гусеничный вездеход — самый проходимый; внедорожник на шипованных колесах — более удобен), но позже учащиеся пришли к выводу, что только вездеход на пневмоподушке отвечает всем требованиям задачи и является наиболее экологически чистым. В результате обсуждения всех вариантов геологической экспедиции было предложено добираться по воздуху (на вертолете), что является наиболее безопасным для ягельника и благоприятным для людей.
В работе над задачами перечисленные приемы сочетались и усложнялись. Итогом стало осознание детьми того, что в процессе выдвижения и обоснования гипотез необходимо использовать самоконтроль и проверку, т. е. соотносить гипотезы с условием задачи и отсеивать ложные предположения. Важным моментом здесь также явилось завершение работы над памяткой «Выдвижение и обоснование гипотез при решении задач», которая выглядит следующим образом:
1. Ознакомлюсь с условием и вопросом задачи, выделю известное и неизвестное, проанализирую (определю связи между данными, между данными и искомым).
2. Составлю краткую запись (если возможно, то несколько — в виде чертежа, таблицы или схемы)
3. Выдвину несколько гипотез о способах решения.
4. Сравню выдвинутые гипотезы с условиями задания, отсею ложные предположения с помощью анализа и обоснования.
5. Выберу ведущую гипотезу, которая станет основой моего решения (или одним из его вариантов). Решу задачу.
6. Проверю решение (докажу истинность гипотезы).
7. Вернусь к оставшимся гипотезам, найду другие способы решения.
В последующей работе опора на памятку, во-первых, давала детям возможность лучше понять задачу и четче рассмотреть последовательность выдвижения и обоснование гипотез; во-вторых, помогала найти выход на новое, оригинальное и более эффективное решение...
(Герценовские чтения-2013. Т. 4. № 2,
С. 21 26. Текст приведен в сокращении)