Технология формирования трудовой деятельности дошкольников

В современной педагогике разрабатывается технологический подход к образованию. Трудовое воспитание не стало исключением, существуют педагогические технологии приобщения дошкольника к труду:

  • Технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста Л.И. Сайгушева;
  • Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет;
  • Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде Ю.А. Мичурина.

Особенности педагогической технологии трудового воспитания (М. В. Крулехт) связаны с конструированием педагогического процесса, направленного на целостное развитие ребенка как субъекта деятельности, создание условий для проявления его потенциальных возможностей и способностей, осознания значимости ценности труда по мере вхождения в современный мир, трудовые связи с близкими людьми. Конструирование педагогического процесса на основе методик взаимосвязи средств трудового воспитания определяет пошаговое приобщение воспитанников к современному миру в процессе разнообразной детской деятельности.

Первый шаг в приобщении к современному миру — формирование знаний о предметах и труде взрослых(в младшей группе — наблюдение за изготовлением взрослым поделок, игрушек из бумаги, пришиванием пуговицы, шитьем шапочки для куклы и т. д.; в средней группе — знакомство с трудом сотрудников детского сада няни, прачки, повара; в старших группах — знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями дома — кулинария, рукоделие и др.).

Второй шаг связан с овладением трудовыми умениями, способами самоконтроля и самооценки(в младшем возрасте это освоение процессов самообслуживания; в средней группе — освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда (сервировка стола к обеду, мытье игрушечной посуды); в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке пылесосом, элементарной починке одежды (пришить пуговицу, вешалку), приготовлению простейших блюд (бутерброды, винегрет, салат, сок и пр.).

Третий шаг связан с вхождением ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми (воспитатель, няня, родители). Для этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные, индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников. Мотивацию младших дошкольников к самообслуживанию стимулируют привлекательные дидактические пособия, помогающие освоить умения застегивать, зашнуровать, намылить играя. В старших группах создаются уголки детского творческого труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов, конструктора, а девочки — шить, вышивать и пр.

Взаимодействие с детьми в младшем возрасте активизирует любознательность к трудовой деятельности взрослых, поощряет инициативу и самостоятельность малышей в самообслуживании. Для этого необходимо эмоционально поддерживать ребенка, побуждая его самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания с удовлетворительным результатом при небольшой помощи взрослого и сверстников (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч). В каждом отдельном случае необходимо отмечать детские достижения и успехи («Как хорошо, что ты это делаешь сам», «Какой молодец, что сам оделся (вымыл руки)»), чтобы ребенок радовался своим достижениям, стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, похвалы взрослых за умелость.

Необходимо поддерживать стремление малыша быть опрятным, обращаться к старшим с просьбой помочь устранить недостатки, учить пользоваться общепризнанными способами оказания и принятия помощи, благодарить словом, улыбкой, жестом. Дидактические игры и упражнения обеспечат развитие мелкой моторики, необходимой для самостоятельного выполнения действий самообслуживания. Воспитателю также необходимо создавать условия и побуждать детей отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику, когда ребенок в роли мамы учит «своих детей» умываться, кушать, причесываться, следить за своим внешним видом.

В средней группе необходимо развивать познавательный интерес к миру взрослых, желание войти в естественные трудовые отношения через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Взаимодействие и сотрудничество с ребенком ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде. Необходимо способствовать приобщению детей к самообслуживанию в процессе режимных моментов в повседневной жизни детского сада. Например, помочь застегнуть сзади пуговицы на одежде, напомнить, что влажные вещи надо отнести в сушильный шкаф, и пр. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам и оборудованию (аккуратно вешать и складывать одежду, класть мыло в мыльницу, тщательно выключать воду после умывания).

Эффективно использование игровых персонажей, позволяющих учить детей ставить цель, выбирать предметы и инструменты, организовывать себе рабочее место, выполнять трудовые действия в верной последовательности; осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля качества выполнения. Важно хвалить за проявления добросовестности, ответственности, активности и инициативы, стремление помочь взрослым, товарищам, включиться в трудовые дела, сопереживать неудачам ребенка, радоваться его успехам, давать почувствовать детям свою умелость.

В старшей группе ребенку важно обеспечивать опыт вхождения в естественные трудовые связи со взрослыми и сверстниками в соответствии с возросшими физическими и психическими возможностями детей шестого года жизни.

Включение ребенка в естественные трудовые связи в условиях детского сада и семьи становится содержанием повседневной жизни, позволяющим осознавать свое взросление.

Необходимо расширять спектр детского самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (чистка одежды и обуви, несложная починка игрушек, книг, одежды, наведение порядка в групповой и на участке детского сада, в своей комнате, помощь родителям в уборке квартиры, совместное приготовление со взрослыми несложных блюд, уход за растениями и животными). Целесообразно включать детей как в отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, стирка кукольной одежды, поливка растений), так и целостные виды труда (уборка групповой, дежурство в уголке природы).

Также следует проектировать включение всех воспитанников в повседневные трудовые дела в условиях детского сада. Развивать умения планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, договариваться о распределении обязанностей в небольшой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель создает условия для включения трудовых процессов с настоящими инструментами в игровой условный сюжет (шитье одежды для кукол, поделки из бумаги, дерева и других материалов). При этом нужно широко практиковать приемы, побуждающие к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала (детское экспериментирование, простейшие пооперационные карты).

В подготовительной группе необходимо ориентировать детей на посильную помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде, последовательно расширяя круг поручений (протирать пыль на полках с игрушками, с подоконников, на мебели в спальной комнате, наводить порядок в хозяйственном шкафу и пр.). Развивать у детей умения осознанно принять задачу от взрослого или поставить ее самостоятельно, способность выбрать лучший способ решения, попытаться самостоятельно отыскать варианты, получить совет, дополнительную информацию от взрослого, оценить свои возможности, попросить при необходимости о помощи, контролировать себя, проявляя волевые усилия для достижения качественного результата трудовой деятельности.

Важно учитывать предпочтения девочек и мальчиков к разным видам продуктивной деятельности: плетение из бисера, вышивание крестиком, вязание крючком, шитье кукольной одежды и мягких игрушек, поделки из бумаги, дерева, конструкторов, бросового и природного материала. В этих целях приемлемо организовывать детские мини-мастерские, студии творчества, кружки по интересам. В условиях поиска разных форм организации педагогического процесса актуальным является использование детского досуга.

Если конструирование используется в организации досуга детей, то с его помощью возможна реализация творческих проектов. Темы проектов представляются детям в форме конструкторской задачи, например, надо решить, что потребуется для космического путешествия, из чего можно сделать, кто будет делать и т. д.

Предлагаемое содержание детской досуговой деятельности позволяет учитывать своеобразие субкультуры современного старшего дошкольника, соответствие возрастным и гендерным интересам и склонностям мальчиков и девочек 5–6 лет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: