Примерный курс упражнений при сутулой спине

И. п. – стоя, руки вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременно отставить ногу назад на носок – вдох; вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3 раза для каждой ноги.

И.п. – стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны – вдох, вернуться в и.п. выдох (5 – 7 раз).

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Поднять таз до положения «полумост» - вдох, вернуться в и.п. выдох (5 – 7 раз).

И.п. – лёжа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног - вдох, вернуться в и.п. выдох (5 – 7 раз).

И.п. – стоя на четвереньках. Попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и возвращаться в и.п. то же другой рукой и ногой. При вытягивании руки – выдох (2 – 3 раза каждой рукой и ногой).

И.п. – стоя на четвереньках. Сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка подвинуть корпус вперёд, локти выпрямить, вернуться в и.п. («подлезание») (3 – 5 раз). Дыхание произвольное.

И.п. – стоя прямо, спиной к стене (касаясь её затылком, лопаточной областью, тазом и пятками). Шагнуть вперёд, стараясь сохранить правильное положение корпуса, вернуться в и.п. (3 – 4 раза).

И.п. – стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой «баранке»). Ходьба с разведением рук в стороны и с возвращением их в и.п.

И.п. – стоя, руки на затылке. Вытянуть руки вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох (3 – 5 раз).

Билет № 3

1. Требования безопасности перед занятиями по гимнастике.

2. В чём заключается особенности построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке?

3. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Перед началом занятий по гимнастике необходимо:

- надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

- протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить наждачной шкуркой;

- проверить надёжность крепления перекладины, опор гимнастического коня и козла, закрепление стопорных винтов брусьев;

- в местах соскоков с гимнастических снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

Общая физическая подготовка вместе со специальной составляют единый процесс, организуемый в целях всестороннего физического воспитания и подготовки школьников к трудовой деятельности.

2. Общая физическая подготовка способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости), содействует накоплению двигательного опыта и познанию своих двигательных возможностей. Самостоятельные занятия по общей физической подготовке обеспечивают длительное сохранение физической и умственной работоспособности, создают условия для высокопроизводительного труда.

Самостоятельная подготовка школьников осуществляется в процессе внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. Основными её средствами являются общеразвивающие упражнения, в том числе гимнастические (для мышц головы, рук, ног, туловища, на гимнастических снарядах), легкоатлетические (ходьба, бег, прыжки, метание), а также различные подвижные и спортивные игры, плавание, ходьба на лыжах и т.п.

3. На голову, нос, подбородок накладывается пращевидная повязка, которая представляет собой полоску материи или кусочек бинта с разрезанными вдоль концами.

На голеностопный сустав накладываются крестообразная (восьмиобразная) повязка.

При переломе предплечья шины укладывают по внутренней и наружной поверхности предплечья. Руки сгибают под прямым углом в плечевом суставе и подвешивают на косынке.

Билет № 4

1. Требования безопасности во время занятий по лёгкой атлетике.

2. В чём различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

3. раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур (расскажите, как делаете это вы).

- - - - - - - - -- -- - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. В целях безопасности занятия по лёгкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:

- бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

- в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

- при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 метров за финишную отметку;

- во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;

- не выполнять прыжки на неровном, скользком и рыхлом грунте, не приземляться при прыжках на руки;

- перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;

- не производить метания без разрешения учителя;

- не оставлять без присмотра снаряды для метания;

- не стоять справа от метающего (при метании левой рукой – слева);

- не находиться в зоне броска;

- не поднимать снаряды для метания без разрешения учителя;

- не подавать друг другу снаряды для метания броском;

- запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

2. обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. В процессе биологического созревания организма человека наблюдаются периоды особенно интенсивных качественных и количественных изменений его организмов и структур, которые получили название сенситивных или критических (наиболее благоприятных) периодов развития. Эти периоды развития двигательной функции у детей школьного возраста приходится: в силе на 9 – 10, 12 – 13, 14 – 15 лет, а в быстроте на 9 – 10, 11 – 15 лет.

Чтобы судить о различии между скоростными и силовыми качествами человека рассмотрим их подробнее.

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий называется силой. Силовые возможности человека оцениваются двумя способами. Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов – динамометров. Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, приседание со штангой и т.д. для развития силы надо правильно подобрать величины дополнительного отягощения (сопротивления). Его рассчитывают от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с максимально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений.

Способность человека выполнять упражнения в минимально короткий отрезок времени называется быстротой.

Быстрота проявляется через скоростные способности, которые выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений боксёра, волейболиста, футболиста, фехтовальщика и т.д. в процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу. Менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы выполнить эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их изучить. Выполнять движения, развивающие быстроту, можно не более 6 – 10 с. Отдых после выполнения упражнений 20 – 25 с. Большое количество повторений надо делать на серии. Отдых между сериями должен составлять 2 – 3 мин.

Упражнения, где чередуются быстрота и сила называются скоростно-силовыми.

3. С древних времён человек использует естественные факторы природы для закаливания, т.е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закаливание предохраняет организм от гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, воспаления лёгких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под воздействием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Основными принципами при закаливании являются систематичность, постепенность, меняющаяся интенсивность и разнообразность средств.

Влияние солнечного света на организм многообразно: улучшается обмен веществ, снижается артериальное давление, углубляется дыхание, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных шариков и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Всё это может произойти при одном обязательном условии – правильном пользовании солнечными лучами. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тяжелым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогов кожи. При солнечных ваннах надо строго соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны через 2 – 2,5 ч после еды. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5 – 6 мин, доводя длительность процедуры до 30 мин. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определённое время на спине, затем на одном боку, затем на другом и, наконец, на животе. Находится с непокрытой головой на солнце категорически запрещается. При первых признаках недомогания, выраженных в плохом самочувствии, головной боли, тошноте, сердцебиении и др. надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее благоприятное время для принятия солнечных ванн – 9 – 12 ч утра в южных районах России и 10 – 13 ч в средней полосе.

Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Рекомендуется воздушные ванны принимать в движении, например во время утренней гигиенической гимнастики при температуре воздуха не ниже 16 – 18 оС), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1 – 1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить осенью и зимой, и так круглый год без перерыва. При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо прекратить воздушные ванны.

Вода – прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в море, приёма душа, при обливании оказывает механическое действие. Вода также обладает способностью растворять в себе минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Через нервный аппарат, заложенный в коже, вода оказывает влияние на всю нервную систему, а через неё на весь организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы, совершающиеся в клетках и в тканях.

Надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, бессоннице, головным болям. Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5 – 8 мин. Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму этапу закаливания – обливаниям. Для этого нужно встать в ванну или в таз с водой и из кувшина медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо вытереться сухим полотенцем. После обливания и обтирания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать постепенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2 – 3 мин. в зависимости от температуры воды. К холодному душу привыкать следует постепенно. Сильное закаливающее действие оказывает купание в озёрах, реках, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно её переносить. Продолжительность первого пребывания в воде - 5 минут. В дальнейшем время купания постепенно увеличивается до 20 минут. Вначале следует купаться один раз в день, а если позволит врач, 2 раза с интервалами между купаниями не менее 4 – 5 часов.

Билет № 5

1. Требования безопасности в аварийных ситуациях при проведении занятий по лыжной подготовке.

2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать при их появлении?

3. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Травмы во время занятий по лыжной подготовке могут случиться при движении по узким лесным дорогам, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах, где мало снега, где растёт кустарник и торчат пни, камни. Возможны также отморожения лица, рук и ног.

Во время лыжной подготовки следует выполнять следующие правила безопасности:

- при поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути, следует сообщить учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе (учебному заведению);

- при первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

- при получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, сообщить о случившемся администрации школы и родителям, при необходимости доставить в ближайшую больницу;

- при падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;

- при вынужденном падении безопасней всего падать на бок в сторону;

- при оказании первой медицинской помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое помещение, чтобы исключить повторное обморожение.

2. Принято различать два вида утомления – умственное и физическое. Умственное характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью сосредоточиться. Физическое – снижением физической работоспособности, уменьшением силы мышц, ухудшением координации движений.

Небольшое утомление. Жалобы на состояние здоровья. Дыхание учащенное, но ровное. Умеренная потливость и небольшое покраснение кожи. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.

Значительное утомление (переутомление 1 степени). Одышка. Значительное покраснение кожи. Большая потливость. Жалобы на усталость, боль в мышцах, суставах. При выполнении упражнений некоторое нарушение координации. Восстановление дыхания и частоты пульса происходит замедленно.

Резкое переутомление (переутомление 2 степени). Нарушение координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота. Поверхностное дыхание через рот. Резкое покраснение или побледнение кожи. Подавленное состояние.

Чтобы не уставать, необходимы правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями ещё до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления 1 и 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.

3. Физкультминутка проводится в течение 1 – 2 минут. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появились первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3 – 5 упражнений, повторяемых по 4 – 6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивания, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

Один из вариантов примерного комплекса упражнений физкультминутки.

И.п. – о.с.1 – правую руку на пояс: 2 – левую на пояс; 3 – правую руку к плечу; 4 – левую к плечу; 5 – 8 – тоже в обратном порядке.

И.п. – руки за головой. 1 – наклон туловища вправо, руки вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же самое влево.

И.п. – руки к плечам. 1 – резким движением руки вперёд; 2 – наклон туловища назад; 3 – выпрямиться, руки вверх; 4 – и.п.

И.п. – руки на поясе. 1 – поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к плечу; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же налево со сменой положения рук.

Билет № 6

1. Требования безопасности по окончании занятий по плаванию.

2. От чего зависит гибкость тела человека, какие упражнения рекомендуется для развития гибкости?

3. Какие примеры самоконтроля вам известны? Расскажите об одном из них и выполните (ортостатическую или функциональную пробу или антропологические измерения).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. По окончании занятий по плаванию следует:

- при низкой температуре, чтобы согреться, проделать несколько физических упражнений;

- выйдя из воды (на озере, на реке, на море), вытереться полотенцем насухо и сразу же одеться, а если есть возможность (в бассейне, в местах организованного купания) вымыться в душевой;

- строго запрещается заходить в бассейн после окончания занятий.

2. Гибкостью называется способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений.

Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте от 6 до 11 лет, причем у мальчиков показатели гибкости меньше чем у девочек. Однако при систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12 – 15 лет. Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость – способность достигать наибольшей амплитуды под воздействием внешних сил (при помощи партнера и т.д.). Гибкость активная – способность человека достигать необходимой амплитуды движений за счет напряжения соответствующих собственных мышц. Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды. К упражнениям по развитию гибкости можно приступить только после того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под воздействием утомления. Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и наклоны назад, вперёд, в стороны, упражнения с помощью партнёра и с захватом (самопринудительно). Все эти упражнения выполняются самостоятельно или с партнёром. Перед выполнении упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т.д. размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение следует прекратить. Примерный набор упражнений для развития гибкости выглядит так.

Для развития плеч и рук: 1. Руки сцепить перед грудью. Выпрямить руки вперёд, влево, вправо, поворачивая ладони вперёд. 2. Наклоны вперёд, руки на спинке стула. Пружинистые покачивания, добиваясь максимального отведения рук. 3. В упоре лёжа пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.

Для мышц туловища: 1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться руками правой пятки. Тоже к левой ноге. 2. наклоны вперёд, взяться руками за голени. Пружинистые наклоны вперёд, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног. 3. Лёжа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пружинистые прогибания, оттягивая ноги назад.

Для мышц ног: 1. Стоя на левой, подтянуть руками согнутую правую ногу к груди. Затем ноги сменить. 2. Стоя на правой, согнуть левую ногу и подтянуть её назад. Затем сменить ноги. 3. махи вперёд, назад и в стороны расслабленной правой, затем левой ногой. Каждое упражнение выполняется по 8 – 16 раз, а весь комплекс 2 – 3 раза с отдыхом до одной минуты.

3. Чтобы занятия физическими упражнениями приносили пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролировать своё самочувствие. Наиболее простым показателем самочувствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс. Пульс можно измерить, приложив пальцы к запястью, виску, шее или ладонь к груди в области сердца. Учащенный пульс в состоянии покоя, нарушение его ритмичности или то, что он долго не восстанавливается после нагрузки, может быть следствием перегрузок. Для определения состояния сердечно-сосудистой системы используют ортостатическую пробу. В положении лёжа подсчитывается пуль за 10 секунд и умножается его на 6. затем следует встать и подсчитать пульс в положении стоя. Разница в двух подсчетах должна быть в пределах 10 – 14 уд./мин. Если разница более 20 уд./мин., то реакция организма неудовлетворительная. Надо обратиться к врачу за советом. Для самоконтроля можно использовать функциональную пробу с приседаниями: подсчитать пульс в покое за 10 с, затем выполнить 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс (считать пульс следует каждые 10 с до возвращения его к первоначальному значению).

Нормальным считается увеличение пульса в первые 10 с после нагрузки на 5 – 7 ударов, восстановление его к первоначальному значению за 1,5 – 2,5 мин. Увеличение пульса более чем на 7 ударов, а времени на восстановление более 3 минут служит показателем перетренированности или начала заболевания. В условиях медицинского кабинета можно измерить жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – показатель функциональных возможностей дыхания. ЖЕЛ измеряется при помощи спирометра. Для этого надо сделать полный вдох, а затем выдох, обхватив губами мундштук прибора. Делают 2 – 3 измерения и записывают наибольший показатель. По специальной формуле врач определяет состояние здоровья лёгких. Отклонение от нормы на 15% указывает на патологию (заболевание) лёгких. Ещё один способ самоконтроля – антропометрические измерения: роста (длинны тела), окружности грудной клетки, веса (массы тела) и др.

Билет № 7

1. История, девиз, символика, ритуал Олимпийских игр.

2. Общие требования безопасности при проведении туристических походов.

3. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? (Подробно рассказать о порядке организации и проведения, а также о правилах одной или двух подвижных игр).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. и продолжались один день. Участниками были воины, которые соревновались в беге на одну стадию (около 192 м). С XIV Игр в программу был включён бег на две стадии, с XV – бег на выдержку (на выносливость). На XVIII Олимпийских играх состоялись соревнования по пятиборью. Позднее в программу вошли кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении, панкратион и др. C XXXVII Олимпийских игр (624 г. до н. э.) начались выступления детей сначала в беге и борьбе, потом в пятиборье и в кулачном бою. В V в. до н. э. Продолжительность Игр увеличилась до 5 дней. Олимпийские игры древности проводились в городе Олимпия, на берегу реки Алфей. Стадион вмещал 50 тысяч зрителей. Имелись специальные места для жилья и тренировки участников Игр. Участвовать в Играх могли только свободнорождённые греки. Женщин к соревнованиям не допускали. По условиям участники Игр должны были, готовясь к ним, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1 – 2 месяца в Олимпии, под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посвящались Игры. На время проведения Игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами. Указом императора Феодосия I в 394 г. до н. э. Олимпийские игры были запрещены. Решение возродить Олимпийские игры и проводить их один раз в 4 года было принято на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г., на котором присутствовали представители 34 стран. Инициатором возрождения Олимпийских игр выступил французский педагог Пьер де Кубертен. Конгресс создал Международный олимпийский комитет (МОК). Первые Олимпийские игры нового времени состоялись в 1896г. в Афинах, а с 1934 г. стали проводиться и зимние Олимпийские игры. Продолжительность летних Игр не может превышать 15 дней, а зимних – 10. русские спортсмены в Играх стартовали впервые в 1908 г. (Лондон, IV Олимпийские игры), где Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках завоевал золотую медаль, а Орлов и Петров завоевали по серебряной медали в классической борьбе. В 1912 г. наши спортсмены приняли участие в V олимпийских играх, а затем наступил длительный перерыв. Только в 1952 г. смогли стартовать на XV Олимпийских играх советские спортсмены. Наши олимпийцы завоевали тогда 71 медаль (22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых).

Девиз олимпийского движения состоит из трёх слов: «Быстрее, выше, сильнее». Он был предложен Кубертеном и в 1913 году утверждён Международным олимпийским комитетом.

Непременный символ всех Олимпийских игр – сплетённый из пяти колец знак, обозначающий пять частей света: Австралия – зелёное кольцо, Азия – жёлтое кольцо, Африка – чёрное кольцо, Америка – красное кольцо, Европа – голубое кольцо.

Ритуал Олимпийских игр предусматривает особый порядок проведения. Олимпийский огонь зажигается на родине Олимпийских игр в Греции от лучей солнца и доставляется к месту проведения. Огонь продолжает гореть в специальной чаше на протяжении всех дней и ночей, пока идёт Олимпиада. Согласно олимпийской традиции, парад участников открывает делегация Греции – страны, подарившей миру Олимпийские игры, а завершает шествие делегация страны – организатора Игр. Спортивную общественность мира в связи с началом Олимпиады приветствует председатель оргкомитета проводящей страны, затем слово предоставляется президенту МОК, который предлагает главе государства объявить Олимпийские игры открытыми. Над стадионом раздаются торжественные звуки фанфар. Восемь спортсменов в сопровождении почётного эскорта вносят развёрнутый олимпийский флаг. Исполняется олимпийский гимн, флаг поднимается над стадионом. Организаторы прошлой Олимпиады передают официальный олимпийский флаг президенту МОК, а он вручает его главе города, принимающего участников Олимпиады (флаг хранится в этом городе до следующих Игр). После этого на стадионе появляется спортсмен с пылающим факелом, который передаёт огненную эстафету другому, и тот зажигает традиционный священный огонь в специальной чаше. Над стадионом звучит «Ода спорту» написанная Пьером де Кубертеном. Один из лучших спортсменов от имени всех участников Игр произносит клятву выступать в честных соревнованиях, уважая правила. Клятву произносит и представитель от судей (олимпийская клятва судей была введена в ритуал олимпиад в 1968 г. по предложению Олимпийского комитета СССР). Затем следуют массовые выступления спортсменов.

2. На туристической тропе встречаются трудности и даже опасности. Одни из них связаны с реальными препятствиями – прохождением перевалов, болот, порожистых рек, другие зависят от изменений погоды и носят эпизодический или сезонный характер, но наиболее многочисленны третьи, которые вызываются неправильным поведением туристов. Травмы на сложных участках пути связаны с недостаточной общефизической и технической подготовкой туриста. Наиболее частыми повреждениями в пешеходном туризме могут быть ушибы, растяжения связок, потёртости и опрелости ног, ожоги. Для предупреждения потёртостей ног следует заблаговременно подобрать обувь и разносить её. В походе следует постоянно следить за чистотой ног, а в период движения обязательно надевать шерстяные носки. Придя на бивуак (ночлег в полевых условиях), следует вымыть ноги, а если позволяет местность, то походить босиком. Туристы, имеющие нежную кожу на ногах, должны в план предпоходной тренировки включать ходьбу босиком. Лицам, страдающим излишней потливостью, рекомендуется до начала путешествия обратиться к врачу-дерматологу. Чтобы избежать потёртостей в области спины, надо правильно уложить рюкзак: к спине спальный мешок или одеяло, палатку, на дно рюкзака тяжёлые вещи (консервные банки), а затем лёгкие и те, которые могут понадобиться во время перехода (хлеб, аптечка). Немаловажную роль в походе играют так называемые мелочи: умение открывать консервные банки, разжигать костёр, рубить дрова и т.д. пренебрежение элементарными правилами личной гигиены и несоблюдение защитных мероприятий в туристическом походе могут привести могут привести к острым инфекционным и кишечным заболеваниям. Болезнетворные микробы могут попасть в организм человека вместе с пищей и водой (дизентерия, брюшной тиф), через повреждённую кожу и слизистые (столбняк, сибирская язва) или при укусе некоторых насекомых и животных (сыпной тиф, энцефалит, бешенство). Чтобы это исключить, надо соблюдать следующие правила:

- постоянно следить за чистотой рук, регулярно срезать ногти;

- воду употреблять только в кипячёном виде;

- все продукты, приобретённые на маршруте у местного населения, употреблять в пищу после термической обработки, овощи и фрукты тщательно мыть или ошпаривать кипятком;

- после приёма пищи личную и общественную посуду тщательно мыть, так как в остатках пищи размножаются микробы;

- по возможности не использовать частные дома для ночлега;

- при появлении признаков недомогания заболевший должен питаться отдельно. Прививки против таких заболеваний, как столбняк, дизентерия, тиф, можно сделать в поликлинике по месту жительства. Эти прививки обязательны для каждого туриста.

3. Человек начинает знакомиться с играми почти с рождения. Играя в подвижные игры, можно соревноваться в беге, в прыжках, но, в отличие от спортивных игр, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут проводиться в разных условиях и с большим или меньшим числом участников. Среди игр, в которые сейчас играют подростки, есть и те игры, в которые играли ещё мамы и папы и даже дедушки и бабушки: салочки, лапта, третий лишний и т.д. Подвижные игры помогают человеку совершенствоваться в беге, прыжках, метком и далёком метании, а так же стать более сильным и ловким, быстрым и сообразительным. Все подвижные игры не трудно организовать на даче, во дворе, у реки, так как они не требуют специально оборудованных площадок и дорогостоящего инвентаря. Можно использовать для игры флажки, повязки, мелкие камешки, еловые шишки, скакалки, мячи. Любую игру следует объяснять примерно по следующей схеме: название и правила игры; роли играющих и их расположение на площадке; ход игры; цель игры (кто будет назван победителем). Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Для проведения лучше выбрать такую, которую хорошо знаешь сам: её легче объяснить и легче судить. Интересно знакомиться и с новыми играми, которые раньше не были известны. Их можно взять из книжки. Можно предложить игру «ловля парами».

Подготовка к игре: для игры подойдёт площадка размером с волейбольную или чуть больше. Двое из водящих игроков выходят за её пределы, а остальные произвольно разбегаются в разные стороны по площадке.

Проведение игры: водящие, взяв друг друга за руки, по команде руководителя игры выбегают на площадку и начинают ловить играющих. Настигнув кого-нибудь, они соединяют руки так, чтобы пойманный оказался между ними. Пойманный выходит за пределы площадки, а ловцы стараются окружить ещё одного игрока. Когда пойманных станет двое, они образуют вторую пару ловцов. После того как будут пойманы ещё двое, образуется третья пара и т.д. заканчивается игра, когда будут все переловлены, кроме двух игроков. Как самых ловких, их назначают новыми водящими.

Правила: играющих можно ловить только окружив их руками. При ловле запрещается хватать игроков руками и тащить их силой. Игроки, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными.

Билет № 8

1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви, предназначенной для занятий физической культурой.

2. В чём заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

3. В чём видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Для полноценных занятий физическими занятиями важно правильно выбрать одежду и обувь. Одежда должна быть такой, чтобы её покрой и размеры не затрудняли кровообращения, дыхания, не стесняли движений. Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть тугими. Для занятий спортивными и подвижными играми, лёгкой атлетикой в помещении зимой и на свежем воздухе летом при температуре воздуха от +14 оС и выше лучше всего надевать трусы, майку или футболку. Такая одежда не вызывает перегревания, так как хорошо пропускает воздух и впитывает с поверхности тела пот и испарения. В таких случаях, учитывая индивидуальные особенности, можно пользоваться также тонким тренировочным костюмом из хлопчатобумажной ткани. В холодную погоду одежда для занятий физическими упражнениями должна иметь три слоя: нижнее бельё из хлопчатобумажной (льняной) ткани, фланелевая рубашка, сверху спортивный трикотажный костюм (шерстяной свитер и брюки). На голову одевают шерстяную шапочку, на руки варежки. Для защиты от сильного ветра поверх всего можно надеть лёгкую куртку из плащёвой ткани. Обувь должна полностью соответствовать всем особенностям строения стопы и быть удобной в движении. Неудобная, тесная обувь с грубыми швами и складками ухудшает кровообращение и согревание стопы. Она вызывает ссадины, мозоли и потёртости. Зимой спортивную обувь надо одевать на шерстяной носок, под которым хорошо иметь ещё и тонкий из хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь также не удобна: она натирает кожу. Одежда и обувь нуждаются в постоянном, повседневном уходе. Бельё, прилегающее к телу, необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветриваемом месте.

2. Поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры на первый взгляд кажется наивным и несколько некорректным, как бы ещё и не скромным. Но это только на первый взгляд, а на самом деле вопрос достаточно серьёзный. Стоит только на минуту задуматься над очень простой ситуацией: возможно ли повлиять над собственной наследственность, и если да, то каким образом и при помощи чего. Характер наследования признаков, таких как вес, рост, уровень артериального давления, устойчивость или предрасположение к различным заболеваниям, определяется сложным взаимодействием генов, участвующих в их формировании. В то же время в значительной степени развитие указанных признаков зависит от влияния окружающей среды. Человек, предрасположенный к худощавости, в случае избыточного питания может превосходить по своему весу склонного к полноте.

Проявление наследственности до возраста до возраста осознания самого себя протекает как бы автоматически, полностью под влиянием окружающей среды, которую обеспечивают родители. С момента осознания себя человек приобретает способность оказывать воздействие на ход собственного развития, умственную и двигательную деятельность. Наследственность человека не возможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физкультуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание репродуктивной функции человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической культуры, что бы не нанести вреда. Это гигиена, закаливающие процедуры и физические упражнения. Необходимо помнить, что гигиена – не только залог здоровья и бодрости, а ещё и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы. Личную и общественную гигиену необходимо соблюдать везде и всегда: в быту, в школе, на отдыхе. Опрятность и чистота необходимы человеку, как и высокие моральные качества. Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви и другие составляющие повседневного быта. Уход за кожей имеет большое здоровье для сохранения здоровья. Кожа – это не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий и играет важную роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. Для эффективного выполнения кожей вышеперечисленных функций необходимо содержать её в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его холодной водой с последующим растиранием кожи полотенцем. Лицо, руки, шею следует мыть не реже двух раз в день – утром и вечером. Умываться утром лучше холодной водой, она придаёт бодрость, способствует закаливанию. Особенно интенсивным должен быть уход за кожей при занятиях физическими упражнениями.

Люди веками боролись и продолжают бороться с болезнями, опираясь при этом на естественное закаливание. Прост рецепт этого «эликсира» здоровья – солнце, воздух и вода.

Если занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются постепенно, интервалы отдыха обеспечивают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методики тренировки, использование чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или другое нарушение режима (сочетания больших физических и умственных напряжений, употребление алкоголя и наркотиков, нарушение сна, режима питания и т. д.) могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья, что отрицательно сказывается и на репродуктивной функции человека.

3. Зачастую путают два понятия: «физическая подготовленность» и «физическая подготовка»». Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, выражающийся в определённом уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности (трудовой, спортивной и т. п.). В зависимости от цели контроля за результатами двигательной подготовленности выбирается наиболее целесообразная система оценки. С помощью специальных нормативов оценивается физическая подготовленность в следующих случаях: на уроках по физической культуре, на экзаменах по физической культуре, при поступлении в военно-учебные заведения, в отряд космонавтов, во время классификационных соревнований на присвоение спортивного разряда по какому-либо виду спорта. Опираясь на определённые единицы измерения (метры, сантиметры, километры, секунды, разы и т. д.), физическую подготовленность можно оценивать по приростам, что в большей мере подходит для индивидуального за результативностью использованных во время занятий физическими упражнениями средств и методов. Например, двое юношей при равном физическом развитии (вес, рост и т.д.) в сентябре показали одинаковый результат в прыжке в длину с места, и он был равен (условно) 168 см. повторное измерение в конце учебного года (май) показало, что у одного из них результат стал 185 см, а у другого 170 см. Индивидуальный прирост у первого составил 17 см, у второго – 2 см. Рассматривая эти приросты с учётом того, как они занимались физическими упражнениями и какой вели образ жизни, можно выработать для них индивидуальные рекомендации по нагрузкам во время занятий физическими упражнениями, режиму питания, труда и отдыха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: