Бельгия. Высшая архитектурная школа Турнэ

Преподаватель школы Флоран Сори так излагает концепцию школы: «Понятие программы, иначе говоря, изложения поставленной перед учащимися технической задачи, которую он должен выполнить, потеряло, как нам кажется, свое значение. Он не подводит его к нахождению своего собственного самостоятельного решения из-за трудности поставленной задачи, а как раз наоборот, ограничивает его воображение. Кстати говоря, разница между качеством решений, ожидаемых нами от студента, и тем, что он нам показывает, свидетельствует о недостатках данного метода. Программа — это не только последовательный ряд архитектурных построений, но и опыта, логично следующие один за другим, накладывающиеся друг на друга и способствующие развитию личности студента.…Намеченная нами программа является путем развития визуальной способности учащегося до приобретения им остроты видения.…Уже на начальной стадии обучения нужно включать задачи, развивающие у учащегося чувство собственно композиции. Поэтому основной упор на первом году обучения делается на развитие у учащегося скорее навыков к должному восприятию и способности постигать чувством, чем скорее сноровки в выполнении рисунка. Такой метод учит увидеть архитектурную и дизайнерскую пластику. Внешне это похоже на формализм — концепцию, затрагивающую только форму. Наша истинная цель — окунуть учащегося в среду наглядного, всячески избегая при этом условий, способных привести к нарушению синтеза архитектурного мышления. Этот синтез закладывается у студента с первого года обучения путем совмещения различных программ».[32]

Поставленная во главу угла идея развития визуальных способностей учащихся в Высшей школе архитектуры Турнэ методически предполагает коллективный способ выполнения упражнений и их обсуждение, предполагающий возможность продемонстрировать большее число решений одной и той же композиционной задачи.

В программе существует три основных типа упражнений:

1. Сбор фотодокументов, относящихся главным образом к естественным элементам. Внимание учащегося заостряется на элементах, частях, составляющих сюжет изображения. Одновременно анализируются связи, объединяющие найденные элементы в единую композицию.

2. Анализ природных элементов с помощью ощущений от прикосновения к ним. Выясняется, как осязательные и зрительные ощущения связываются между собой и как они влияют на представления о предмете.

3. Упражнения, посвященные анализу цветовых отношений выбранного природного элемента.

Дальнейшие упражнения направлены на анализ фактора работы формы в пространстве. Студенты выполняют объемно-пространственные композиции в макетах, использую набор заранее заданных модулированных элементов или занимаются членением различными приемами заранее определенные пространства. Важный аспект обучения — это выполнение «в натуре» наиболее удачных композиций в сомасштабных с человеком размерах, для чего используются специальные мастерские высотой в несколько метров.

Еще пример развития чувства формальной пластики: выполняется аналитическая модель конкретного архитектурного памятника с извлечением одной какой-либо формальной стороны, например, выявлением основных геометрических масс, ритмической структуры и т. д.

Германия

Значительная часть архитектурных и дизайнерских школ в Германии осуществляется по методике, основанной на принципах БАУХАУЗ, т. е на формально-аналитических элементах дизайна и архитектуры.

Например, программа Университета г. Карлсруэ предполагает изучение теоретических тем: человек и мера, поверхность и цвет, пространственные структуры, координация, временные структуры, человек и пространство, внешнее пространство.

Кроме этого изучаются несколько тем:

1. Цвет

2. Форма

3. Внешняя поверхность

4. Связи, тела

5. Пространство

Это позволяет сделать вывод, что программа обучения композиции находится в русле методики, общей для многих архитектурных и дизайнерских школ, когда логика развития композиционного содержания от двухмерной плоскости переходит к выходу в трехмерное пространство. Работа над каждой композиционной темой предполагает в форме теоретического изложения материала и практической работой над композицией.

Примеры композиционных задачуниверситета г. Карлсруэ:

а) противопоставление внутренности заданного пространства, спокойную замкнутую форму подвижной, нерегулярной. Элементы должны вырастать из плоскости, а не быть на нее посаженными.

б) попытка в «ландшафтное движение» ввести «построенные тела»

в) варьировать тему рельефа линейными плоскостными или цветными средствами как проекцию трех измерений.

«В формообразовании одним из важных вопросов является вопрос о композиционной зависимости от рядом расположенных тел и пространственных интервалов, равно как и окружающих полей. Эти свободные пустотные образования определяются как «пространство движения», т. е. доступно для перемещения воспринимающего человека. Отсюда и назначение размерных характеристик «форма — человек». [33]

Для понимания специфики этих композиционных средств предлагаются следующие упражнения:

1. Установите очертания простого замкнутого тела. Поделите его вертикально на две части. Измените исходную форму соответственно делению, затем деформируйте отдельные части так, чтобы они уже не подходили друг другу, были бы самостоятельными и образовывали промежуточные пространства.

2. Постройте замкнутый пластический образ, состоящий из статических и мобильных элементов. Следует обратить внимание на пространство движения, которое определяется качанием и вращением подвижного тела и на постоянное изменение всей картины, которые вызваны этим движением.

Тема «Пространство» является заключительной перед переходом к комплексному проектированию с конкретным функциональным наполнением. В теоретическом плане раскрывают понятия: внутреннее пространство, цвет в пространстве, свет в пространстве. Примеры практических задач:

1. Создайте простое замкнутое пространство с ограниченным числом отверстий для проникновений света. Внутри этого пустого пространства разместите относительно большие пластические объекты так, чтобы при изменении их расположения менялся бы образ внутреннего пространства.

2. Отразите пространство планами и разрезами. Задайте этому пространству измерения путем добавления пластического ядра, введения дневного света через проемы и замены его искусственным. Определите наиболее выгодные перспективные точки зрения. Потом по вашим планам постройте модель для контроля пространственных представлений.

В городе Веймаре, в архитектурной школе, исторически большое значение придавали пропедевтике. По мере развития школы курсы пропедевтики делали акцент на различных способах обучения студентов. Профессор Ф. Кюн вел специальный курс композиционной пропедевтики, основанной на изучении формальных объемных структур.

Примеры упражнений из курса Ф. Кюна, говорят о своеобразной трактовке формы и выявление закономерностей тектоники.

1. Из нескольких простых геометрических тел составить объемную композицию.

2. Дается некоторое изображение на плоскости (отвлеченная композиция), попытаться выразить данную композицию в объеме.

3. Членение рельефной поверхности (прямоугольник); путем различной обработки передать толщину формы и характер (выявить форму).

4. Задается несколько пространств в виде цилиндров, найти их выразительное сочетание.

5. Имеется простая объемная форма (параллелепипед). Путем различной обработки передать толщину формы и ее характер (выявить форму).

6. Декоративное решение фрагмента стены. Композицию решить на основе одного элемента как модуля, используя различные его положения.

В 80-х годах XX века в Веймаре появился методически интересный и проработанный курс композиционной пропедевтики, автором которого был Курт Риммер. В курсе достаточно много места было уделено теоретическим темам композиции, а также предусматривалось значительное количество формальных упражнений.

Темы упражнений предусматривают структурно- комбинаторные модульные построения на плоской поверхности:

1. Поверхности, тела, пространства

2. Траектория ритмических рядов в трех измерениях

3. Контрастные сопоставления (геометрические и физические качества)

4. Контрасты: природные и искусственные формы

5. Контрасты: стилевые (исторические формы)

6. Контрасты: обрамленные — свободные

7. Элементы с индивидуальными характеристиками в структуре подобных

8. Взаимодействие групп элементов в растровой структуре

9. Упорядочение групп элементов в растровой структуре

10. Рядные построения в растровых структурах

11. Контрастные проявления качеств между группами и растровым окружением

12. Элементы с индивидуальными характеристиками в структуре подобных

13. Взаимодействие ритмических рядов, развивающихся в одном координатном направлении.

14. Пропорции

15. Решение дверного проема в стене с привлечением смыслового выражения

16. Решение входного проема с выражением контрастного объемно-пространственного качества

Еще один интересный курс пропедевтики велся на Архитектурном факультете строительного института в Дрездене. Курс опирается на серьезно разработанный теоретический материал. В курсе излагаются основные композиционные категории, относящиеся к дизайнерскому и архитектурному формообразованию.

Среди них:

1. Композиции на плоскости, приёмы расчленения тоновых полей прямыми и округлыми линиями

2. Членение объемной формы за счет разницы тоновых пятен на гранях

3. Пластика горизонтальной поверхности

4. Композиции из объемных элементов

5. Группы из объемных элементов

6. Пластика объемных тел

7. Объемные формы с преобладанием пространственных включений

Польша

Один из самых интересных дизайнерских курсов проходил в Краковской Академии художеств на факультете архитектуры интерьеров в мастерской Антона Хаски. Программа вводного курса композиции в основном направлена на развитие фантазии студентов. В программе предусмотрены разнообразные упражнения со свободным экспериментированием. В упражнениях широко используются самые различные материалы: жесть, стекло, бумага, картон, дерево. Изучаются специфические свойства материалов: эффекты формы, освещения, движения, пространства.

В Варшавской Академии художеств была создана своеобразная программа начальной композиционной подготовки. Автором программы профессор Оскар Гансен. Курс пропедевтики имел четкую и определенную задачу — обучить студентов художественному видению, пониманию визуальных законов и принципов формообразования в учебном процессе. «Темы композиционных задач составлены по нарастающей сложности:

1. Обнаружение пластических свойств предмета и выяснение условий, при которых эти свойства обретают выразительные качества

2. Исследование пространственных связей между объемными формами

3. Контрастные и нюансные сопоставления как средства образной выразительности

4. Выражение легкости и тяжести формы

5. Объемная форма и направление движения зрителя при ее восприятии

6. Масштаб как средство информации о величине формы и человека

7. Средства приведения хаоса форм в систему

8. Моделирование ощущения пространства» [34]

Швейцария

Достаточно интересна методика Федеральной политехнической школы в Цюрихе.

Воснову программы положена идея: «пропедевтический курс должен систематически учить в первую очередь пространственному мышлению. Прежде чем учить конкретную проектную задачу студент должен освоить возможности пространственных сочетаний простейших объемных элементов. Он должен научиться решать задачу, основываясь на ее собственных условиях, а не заниматься собственной безответственной эклектикой, ориентируясь на журнальные и книжные примеры» [35]

Авторы программы из Федеральной политехнической школы делают акцент на развитии у студентов опыта чувственного мышления. Кроме того, характер упражнений напоминает о том, что большое значение имеет выразительность учебной композиции.

Вот несколько примеров упражнений в Цюрихской школе:

1. Дан куб. Он подлежит пластической обработке в соответствии с определенной формальной идеей. Сопоставление компонентов производится на основе метра, контраста, уплотнения, взаимного проникновения. Другая задача требует расчленения, моделирования заданной формы.

2. Пространственное представление целой формы на основании двух ее частей, дающих в сумме эту форму — так называемый «негатив» и «позитив». Упражнение заимствовано из курса Моголь-Надя.

3. Сравнение двух композиций — изобразительной и пластической (плоскостной рельеф), имеющих один сходный мотив. Демонстрируется «первый выход в пространство».

Решение визуальной композиционной задачи тесно связано со способом ее воспроизведения. В одном случае необходимо вначале решить задачу в макете, а уже потом зафиксировать ее в графике — в ортогональных проекциях, в перспективных набросках и т. д. В другом случае вначале ищется образ композиции в графических материалах, а уже потом происходит изготовление макета. По замыслу авторов программы такое переключение методических приемов и композиционных задач наиболее эффективно способствует развитию пространственного мышления у студентов.

Швеция

Шведская школа дизайна и архитектуры отличается тем, что большое внимание в процессе обучения композиции уделяется упражнениям на отвлеченном материале.«Прежде чем приступить к проектированию, студенты выполняют цикл практических упражнений композиционного характера с одновременным изучением ряда художественных закономерностей».[36]

Чаще всего в упражнениях рассматриваются пластические и пространственные факторы композиции. В каждом задании дается четкая формальная организующая идея, которая помогает выявить единство и цельность при помощи рельефных структур.

Композиционные элементы, создающие членение пространственных структур — это чаще всего простейшие геометрические тела: шары, цилиндры, конусы, кубы и т. д., а также различные фигуры и линии). Несколько упражнений используют натуральные материалы: дерево, металл, пластмассы, стекло и т. д. Это позволяет изучить специфику поверхности, возможности влияния физических свойств материалов на характер объемных форм.

«Подобные считывание проходит по всем характерным параметрам элементов рассматриваемой нами композиции: так наш глаз соединит в «фигуру» все самые крупные элементы, все темные, все светлые в определенной последовательности. Элементарные группы, вычленяемые глазом по различным визуальным характеристикам (цвет, форма и т. д.), синтезируются затем в более сложные суммарные структуры, обогащая каналы восприятия факторами времени и движения.

Цель курса — формирование структур проектного сознания, привитие навыков работы с первичными средствами проектирования.

Задача курса — выработать умение организовать ограниченную плоскость, рельеф или пространство любыми элементами и их сочетаниями, формируя в результате различные, ясно характерные композиционные образы, с условием соответствия поставленной задаче.

Объект — условно ограниченная «чистая» плоскость или пространство (нулевая ситуация), существующая композиционная тема (ее трансформация), неупорядоченная хаотическая ситуация.

Действие — выполнение упражнений по организации плоскости, рельефа, пространства графическими или объемными элементами».

Финляндия

Курс пропедевтики разработанный в Высшей технической школе г. Хельсинки на архитектурном факультете направлен на исследование закономерностей в изучении искусства при помощи точных наук. В какой-то мере авторы программы опирались на теоретическое наследие В. В. Кандинского: «Теоретическое исследование какого бы то ни было искусства должно иметь исходным пунктом анализ средств этого искусства. Этот анализ должен производиться с точки зрения отражения средств искусства на переживаниях воспринимающего человека, т. е. на его психике».[37]

Главной идеей программы курса пропедевтики является акцентирование роли пространства, как специфической художественной структуры дизайна и архитектуры. Задания данной программы носят как творческий, так и формально аналитический характер:

1. Решение прозрачной (полупрозрачной) плоскости

2. Пластическое решение рельефа на прямоугольной основе

3. Пластическое решение рельефа без ограничения геометрических параметров

4. Выход в третье измерение, но при ограничении только прямоугольными соотношениями координатных направлений

5. Выход в третье измерение, но со свободной геометрией элементов

В программе своеобразно решена проблема перехода от абстрактного к конкретному. На первом этапе вводится понятие масштаба, т. е. отношение формы и человека. Затем требуется данную форму, чаще всего куб, расчленить как некое жилое пространство.

Что бы пространственный элемент являлся главным в реализации композиционных задач, все упражнения выполняются в макетах из белого картона.

Кроме программ обучения первоначальным элементам дизайна, включая пропедевтику и теорию композиции, в последний период выпущено достаточно много печатных изданий, в которых с разных точек зрения исследована теория композиции вообще, и в дизайне, в частности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: