Литература о композиции в дизайне

Одним из самыхфундаментальных текстов, посвященных исследованию проблемам композиции в дизайне является книга Юрия Сомова «Композиция в технике» (М. Машиностроение, 1977). Книга, изданная в 1972 году, неоднократно переиздавалась, что свидетельствует о значительной популярности данного текста у дизайнеров, инженеров-конструкторов и технологов промышленных изделий. Автор подробно анализирует и исследует основные принципы композиции в дизайне: структуру теории композиции в технике, категории композиции, свойства и качества композиции, средства композиции, исторические закономерности развития форм в технике, анализ композиции промышленных изделий. Одним из основных принципов композиции являются ее категории. Ю. С. Сомов утверждает: «Подобно любой научной дисциплине, теория композиции базируется на категориях, отражающих наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. В композиции такими категориями являются тектоника и объемно-пространственная структура».[38]

В каждой главе автор подробно описывает закономерности, взаимосвязи, свойства и качества композиции. И приходит к выводу: «Но есть качества обязательные для любого промышленного изделия. Отсутствие хотя бы одного из них может привести к существенным нарушениям организации формы. Кроме указанных выше качеств —тектоничности и организованности объемно-пространственной структуры, — это пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера формы всех элементов, колористическое и тональное единство. Именно эта группа качеств обеспечивает своего рода комплексное качество композиции — гармоничность и целостность формы».

Кроме того, автор упоминает два важных качества композиции — единство стиля и образность формы. [39]

Большое место в тексте книги занимает глава «Категории композиции». В ней автор подробно анализирует и исследует такие понятия как тектоника и объемно- пространственная структура. И делает существенный вывод: «В реальном предмете тектоника и объемно- пространственная структура взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия». [40]

В главе «Свойства и качества композиции» исследуется, каким образом композиционные закономерности способствуют созданию отлично спроектированного промышленного изделия. Автор приходит к выводу: «Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на соподчинении элементов главных, менее значимых и второстепенных». Кроме того приводится методика восприятия и анализа формы: первоначальное впечатление — суждение — анализ композиции на основе теории — выводы — сопоставление суждений первого этапа с выводами второго — окончательное решение.

В главе «Средства композиции» исследуются известные свойства композиции: композиционные приемы, пропорции и пропорционирование, масштаб и масштабность, взаимосвязь масштаба и пропорций, контраст, нюанс и нюансировка, метрический повтор, ритм, цвет, тени и пластика. В заключении издания, автор текста Ю. С. Сомов резюмирует: «Организация формы промышленного изделия определяется многими объективными факторами, в то же время подчиняясь специфическим, присущим композиции закономерностям» [41]

Несколько другой аспект понимания композиции в дизайне отражен в учебном пособии «Основы дизайна и средовое проектирование» В. Т. Шимко (Москва, Архитектура, 2007 г.). Автор в главе «Композиция как организационная и содержательная категория» утверждает: «Основными структурными элементами композиционного целого считаются нижеследующие:

1. Доминанты (от латинского dominans — главный, господствующий) — наиболее важные, самые заметные, привлекающие максимум внимания компоненты среды

2. Акценты (по латыни accentus — ударение) — заметно отличаются от усредненных впечатлений о среде одним или ограниченной группой визуальных параметров — размером, цветом, силуэтом и пр…

3. Фон — основная масса слагаемых среды, образующих «поле» средовой деятельности, «бассейн ее восприятия…

4. Ось композиции — воображаемые «силовые линии», показывающие условное направления концентрации визуальных связей между художественно значимыми слагаемыми среды

В дальнейшем автор упоминает такие общеизвестные композиционные понятия как, симметрия и асимметрия, тождества, контрасты, нюансы, ритмические комбинации. Кроме того, автор делает вывод: «Материализуя принципиальную условную формулу композиционных связей (доминанты — акценты — фон — оси) конкретными приемами и формами, мы превращаем идею композиционных построений из формального средства дизайнерского творчества в содержательную, наполненную эмоционально-художественным смыслом концепцию»[42]

Еще одно издание — учебник для ВУЗов «Дизайн архитектурной среды», авторы Минервин Г. Б., Ермолаев А. П. и др. Это серьезный труд, который содержит общие сведения, специальные указания и рекомендации, необходимые, для освоения основной учебной дисциплины — архитектурно-дизайнерского проектирования.

В главе 5 «Особенности композиционного формирования объектов дизайна» авторы анализируют понятие композиции, которая помогает постичь до конца закономерности выстраиваемой системы формообразования, рациональной, целостной и эстетически полноценной формы проектируемого объекта. Главные категории в анализе объектов архитектуры и дизайна: соподчинение пространства, массы и светового потока, соразмерность и согласованность отдельных элементов структуры.Авторы утверждают: «С помощью трех основных категорий композиции организованного пространства, массы, конструкции и материала, а также света, все характеристики объединяются в единое целое. При помощи композиции, используя ее средства, мы и создаем не только функционирующий объект, но и его художественный образ». В дальнейшем, в тексте анализируются основные композиционные категории: соразмерность, пластичность, пропорционирование, масштабность, контраст, нюанс и т. д.

Авторы приходят к выводу: «Только комплексное решение композиционных задач помогут преобразовать предметный мир, обеспечить создание окружения, обладающего целесообразностью и выразительностью, позволят создавать удобства, насаждать культуру, вносить в быт красоту».[43]

Известный теоретик дизайна М. А. Коськов 2015 году издал монографию «Предметный дизайн. Теория». Глава 18 данного издания, посвящена композиции в дизайне. Автор анализирует не только основные понятия о композиции в дизайне и архитектуре, но и делает обзор опыта композиционной рефлексии, представленной в различных литературных источниках. Автор обильно цитирует различных авторов, которые посвящали свои тексты изучению композиционных закономерностей в дизайне. Это Ю. С. Сомов, В. И. Казаринова, А. И. Некрасов, Г. П. Степанов, А. В. Иконников, В. Т. Шимко, А. А. Мещанинов. Упоминая в тексте монографии традиционные композиционные понятия: единство целого и частей формы, соподчиненность элементов формы, уравновешенность элементов формы, соразмерность элементов формы, пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера формы всех элементов, колористическое и тональное единство, гармоничная целостность формы, структурность, соразмерность, гибкость, автор в конце главы обобщает все вышеперечисленные понятия и создает следующую таблицу.

«Композиционное формообразование» по М. А. Коськову

Уровень Средства Продукты
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ (общего метода) Закон Художественности Тенденции выразительности и красоты Закономерности: образность, открытость, художественная организованность материала Концепция формообразования Исходный метод (система принципов)
ПРОЕКТНЫЙ (конкретного метода) Объективно- производственные свойства: возможности материала, обработки, расположения – размер, масса, конструкция, текстура и т. п. Субъективная «гармонизация»: силуэт, пластика, членения, ритм, пропорции, фактура, цвет, ажур и т. п. Приемы композиции: симметрия – асимметрия, статика – динамика, модульность, акцентирование и т.п. Композиционная идея Объемно- пространственная структура Тектоника Визуальные качества: структурность тектоничность масштабность пластичность динамичность статичность выразительность красота пропорциональность ритмичность и т. п.[44]

Анализ композиционных приемов в дизайне является одним из важнейших элементов теории композиции.

Еще одно учебное пособие «Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественное образование в дизайнерском творчестве» М. АСТ: Апрель, 2007. Автор В. Б. Устин.

Пособие посвящено раскрытию особенностей построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества.

В 2008 году в издательстве «Сварог и К» вышла книга О. Л. Голубевой «Основы композиции». В книге довольно системно представлены и изложены теоретические основы композиции в различных видах искусства, а также предложена методика практического обучения ее основам.

Автор очень профессионально подходит к анализу композиции и рассматривает это понятие с различных точек зрения и в различных художественных контекстах: как художественный образ, как восприятие формы на плоскости. В тексте книги довольно много места уделено средствам композиции, которые помогают создать выразительный дизайнерский и фигуративный образ.

В Оренбургском Государственном Университете группой авторов в составе: Жердев Е. В., Чепурова О. Б., Шлеюк С. Г., Мазурина Т. А. было издано пособие «Формальная композиция». В учебном пособии рассмотрены теоретические и практические принципы формообразования объектов графического дизайна. Данное издание содержит лекционный материал дисциплины «Пропедевтика», графические упражнения и ряд приложений с иллюстрациями. Учебное пособие разработано на основе изучения исторического и современного материала по композиции в области искусства и дизайна.

В тексте рассматривается несколько основополагающих композиционных понятий:

1. Структура теории композиции в графическом дизайне.

2. Основы композиционного формообразования в графическом дизайне.

3. Композиционный анализ художественно-графических форм.

Несмотря на то, что в основном учебное пособие посвящено формальной композиции в графическом дизайне, в нем содержаться сведения об общей структуре композиционных понятий, характерных для всех видов дизайна. Кроме того, в учебном пособии достаточно много страниц уделено таким понятиям как художественный образ, метафора, бионическое формообразование. И это не случайно, т. к. одним из авторов пособия является известный теоретик дизайна Е. В. Жердев, автор монографии «Метафора в дизайне». На последних страницах пособия авторы формулируют свое понимание профессии дизайнера: «Дизайнер вкладывает художественно-образное и смысловое содержание в промышленные изделия, средовые объекты, графику, имиджевые объекты, артефакты и прочее, используя как плоское, объёмное, объёмно-пространственное, так и виртуальное пространство. В каждом виде искусства процесс создания образа имеет общие и специфические формы композиционного выражения образа с одной стороны, и эмоционального восприятия, с другой. Формы композиционного построения художественного образа произведения являются внешними признаками, характеризующими его. Внутренняя сущность образа, его природа остается в основном единой для всех произведений — это наличие смыслового содержания в художественных произведениях». [45]

Одной из самых интересных методических программ по композиции в дизайне и архитектуре является программа кандидата архитектуры, профессора Самарского Государственного Архитектурно-Строительного университета Сергея Малахова. В соавторстве с Евгенией Репиной была создана оригинальная программа обучения архитекторов и дизайнеров среды. Издательство «Татлин» в 2014 году выпустило книгу «Учебная мастерская Сергея Малахов и Евгении Репиной».

В основу программы положены четыре методических компонента, которые связываются между собой в целостный комплекс деятельности студента: композиция, исследование, концепция и контекст.Сергей Малахов так описывает основные принципы программы: «Учебные проекты и упражнения выстраиваются на пространственно-временной шкале таким образом, чтобы художественно-композиционные установки чередовались или взаимодействовали с исследованием контекста, анализом реальных проблем среды как целостного феномена. Реализуя эту модель, мы разработали несколько методов. Основными являются композиционный метод и аналитический. Композиционный метод проектирования ориентирован на приоритет формальных подходов, обусловленных задачами и технологиями искусства. Аналитический метод определяется спецификой погружения в реальную проблематику, исследование культурных процессов и контекст территории. Оба метода мы рассматриваем как органичную пару, обеспечивающую целостное представление о проектной деятельности». [46]

Смоленский гуманитарный университет в 2010 году выпустил методическое пособие. Пропедевтика: теория композиции для графических дизайнеров: методическое пособие к курсу «Пропедевтика (основы композиции)».  Автор А. В. Панкратова утверждает: «Мы исходим из того, что любая композиция — это прежде всего система знаков, то есть организация композиции происходит одновременно в двух направлениях: в ширину (все элементы композиции и отношения между ними) и в глубину (смысловая структура композиции, включающая означающее, означаемое и результат их взаимодействия). Данная точка зрения позволяет собрать довольно разрозненные, но одинаково необходимые задания по изучению основ композиции в единую систему, где каждый последующий шаг является логическим следствием из предыдущего и подготовкой к следующему. Естественно, задания конкретно на знакообразование всегда присутствовали в курсе пропедевтики (можно с уверенностью предположить, что любая программа по композиции любого авторства содержит подобные задания).

В данной работе акцент сделан на том, как вся программа в целом может соотноситься с семиотическим процессом». Большое внимание в учебном пособии уделено не только формальному анализу и закономерным приемам в композиции, но и построения композиции от психофизиологических особенностей восприятия визуальной информации. Кроме того, автор акцентирует внимание на том, что при построении композиции учитывается также ассоциативность элементов — бессознательные стереотипы, закрепившиеся в культуре.

А. В. Панкратова дает свою трактовку понятию композиции: «Композиция (от лат. Сompositio — соединение, связь) представляет собой совокупность пространственных, чувственных, световых, перспективных и иных отношений, связывающих отдельные элементы произведения в единое целое с целью выражения общей идеи. Любое произведение искусства (дизайна) представляет собой эстетически связанную систему.

Система — это структурированный состав, органическое единство состава и структуры. Структура — способ организации состава, совокупность логических связей системы. В случае произведения искусства (дизайна) составом являются его элементы — цвета, фигуры, линии и т. д. Структурой, связывающие эти элементы в единое целое является композиция.

Таким образом, композиция может быть определена как:

а) соединение частей в гармоничное целое;

б) структура, логика эстетически связанной системы».[47]



Заключение

В данном учебном пособии отражены наиболее значительные события и явления в истории преподавания композиции в архитектуре и дизайне, посвященных композиции. Вся творческая и теоретическая практика дизайна основывается на композиции, ее приемах, методах, средствах и закономерностях. Это справедливо и для других видов пространственных искусств — архитектонических, пластических, визуальных.

Обучение основам композиции в архитектуре и дизайне способствует формированию специалистов, которые воплощают магистральную идею архитектурно-дизайнерской деятельности — создание среды обитания человека основанную на гуманизме и комфорте.

Учебное пособие «История преподавания композиции в архитектуре и дизайне» дает возможность изучить хронологию развития обучения композиции: от простой компоновки декоративных архитектурных элементов методика обучения композиции приходила к образному осмыслению выразительной предметной формы на основе ассоциаций, возникающих в процессе «общения» с архитектурным и дизайнерским продуктом.Умение грамотно пользоваться композиционными приемами —основапрофессиональнойграмоты и творческого мышления дизайнера.

В учебном процессе подготовки будущих дизайнеров, так же и в разноплановой деятельности опытных промышленных художников, одним из главных необходимых навыков является умение анализировать композиции, созданные как на плоскости, так и в пространстве. Анализ производится на основе теории композиции и системе определенных знаний о ее закономерностях.

В последнее время в России выходит достаточно много книг и учебных пособий, посвященных теории и закономерностям композиции в архитектуре и дизайне. Тексты выпускаются как крупными издательствами, так и в университетских и институтских изданиях. Чаще всего они не несут в себе каких-либо теоретических откровений и методических находок. В основном авторы пользуются тем теоретическим инструментарием, который был найден преподавателями БАУХАУСа: И. Иттеном, Л. Мохой-Надем, И. Альберсом и ВХУТЕМАСа: Н. Ладовским, И. Голосовым, В. Кринским.

Композиция является главнейшим элементом любой творческой деятельности как в сфере искусства, так и дизайна. Поэтому овладением теорией и закономерностями композиции является важнейшей задачей в обучении архитекторов и дизайнеров.


Список литературы

1. Аронов В. Р. Подготовка художников конструкторов в начале ХХ века// художественно- конструкторское образование №4. М.,1973

2.Буров А.К. — Об архитектуре. М., 1968.

3. Гидион З. — Пространство, время, архитектура. М., 1973.

4. Гропиус В. — Границы архитектуры. Искусство. М., 1971.

5. Дизайн архитектурной среды - Ефимов А.В., Минервин Г.Б., Шимко В.Т. Архитектура-С. Москва. 2006

6. «Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественное образование в дизайнерском творчестве» М. АСТ: Апрель, 2007. Автор В. Б. Устин

7. Коськов М.А. Предметный дизайн. Теория. - Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012.

8. Кринский В. Ф. — Возникновение и жизнь Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА).// Сб. Советская архитектура. №18. М.,1969

9. Ладовский Н. А. — Основы построения теории архитектуры. Известия Ассоциации новых архитекторов. М., 1926

10. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной./ В. Г. Бандорин и др. — М., ВНИИТЭ, 1990

11. Мастера советской архитектуры об архитектуры. Т.2. М., 1975

12. Марк Коник. Архив одной мастерской. М., Индекс Дизайн энд Паблишинг. 2003.

13. Марц Л.В. — Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа.// Художественно-конструкторское образование. №2. М., 1970.

14. Мелодинский Д. Л. — Архитектурная пропедевтика: История, теория, практика. М.: ЛИБРОКОМ., 2011.

15. Николаев Б. — К вопросу об архитектурно-художественном образовании// Зодчий №7. 1995.

16. А. В. Панкратова — Пропедевтика: теория композиции для графических дизайнеров: методическое пособие к курсу «Пропедевтика (основы композиции)»

17. Розенблюм Е. А. — Художник в дизайне. М., 1974.

18. Современная архитектура №3. 1969. Перевод с французского

19. Сомов Ю. С. — Композиция в технике, М., 1977.

20. Tatlin. Mono. Журнал. Выпуск 35/2014. Учебная мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной. 1999-2014.

21. Уральская школа дизайна/ Бобковская М. А. и др./ М.,ВНИИТЭ,1989.

22. В. А. Фаворский — Литературно-теоретическое наследие. Составители Мурина Е. Б., Чебанова Д. Д. — М.: Советский художник. 1988.

23. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна. Учебное пособие/ Е. В. Жердев, О. Б. Чепурова, С. Г. Шелюк, Т. А. Мазурина — Оренбург: ИПК ГОУ, 2009.

24. Художественно конструкторское образование №4., М., 1973.

25. Шимко В.Т. — Основы дизайнерского средового проектирования. М., ИМТД., 2007.

26. Штайндт К — Актуальна ли сегодня педагогическая система Баухауза// Техническая эстетика №10,11. 1966.

27. Arkkitehti-Arkkitekten. №3. 1957/ №12. 1965.

28. Benevolo L. — Histoir de l architecture moderne. Dunud., Paris.,1978

29. Itten J. Mein Vorkurs am Bauhaus. Gestaltung und Formenlehre. Revensburg. 1963.

30. Fridericiana. Zeitschrift der Universitet Karlsruhe. Heft 6. 1970.

31. Janke R. Architektur Modell.

32. StartrykurArkitektur. #6. 1965.

                                    Учебное издание

 

Анушин Борис Юрьевич


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: