Вопросы для самоконтроля

1. Причины организации ВХУТЕМАСа.

2. Назовите теоретические работы в области композиции первого ректора ВХУТЕМАСа В. А. Фаворского.

3. Организационная структура ВХУТЕМАСа.

4. Какова методическая система Н. Ладовского?

5. Методические идеи И. Голосова и В. Кринского.

6. Какие общие черты в методической системе ВХУТЕМАСа?

7. В чём состояли предложения ИНХУКа по реорганизации ВХУТЕМАСа?



Обучение композиции в дизайне и архитектуре в 60–80 гг. ХХ века

Проблема обучения композиции у архитекторов и промышленных художников вновь стала актуальной в начале 60-годов ХХ века.

В 1945 году были воссозданы два высших учебных заведения Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) в Москве и Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной в Ленинграде. Училища воссозданы для подготовки кадров, необходимых для декорирования вновь строящихся после войны зданий. На первом этапе обучения в основном развивались навыки копирования старинных образцов. Но уже в конце 50-х годов встал вопрос о методике подготовки промышленных художников для новой стилистики.

И в начале 60-х годов были созданы первые методические материалы для обучения композиции в дизайнерских ВУЗах.

Была издана книга «Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной». В данной книге сформулированы основные принципы подготовки дизайнеров, и, в частности, достаточно много страниц посвящено дизайнерской пропедевтике и сформулирована основная концепция обучения дизайну:

«Основной задачей теоретической и практической части пропедевтического курса — развитие абстрактного образного мышления, освоение технических средств практической деятельности, изучение теории восприятия по разделам формообразования и формирования пространства. Особенно важно развить у студентов творческую способность к синтезу, способность целостного виденья мира, реализующегося в конкретно-чувственной форме. Без этого невозможно проектирование».[27]

В 1961 году в ЛВХПУ началось преподавание курса «Основы композиции», который включал в себя несколько заданий на плоскости и в объеме. В 1973 году возник новый курс, составленный доцентом Н. Н. Фонтоном. В курсе «Основы композиции» появился значительная вводно-лекционная часть: предмет композиции, средства художественной выразительности, категории творчества художника-конструктора, история дизайна, дизайнерские школы.

Преподавание курса предусматривало изучение тематик от композиционной организации плоскости до объемно-пространственных структур, геометрической и структурной комбинаторики на основе модульных элементов. В дальнейшем программ совершенствовалась, и курс основ композиции был продлен на весь период обучения. Основной упор был сделан на клаузуры по формообразованию, сопровождающие все проектные задания, которые представляют собой целенаправленный комплекс знаний, последовательно обеспечиваемых теоретически, методически и практически.

На Урале была создана одна из главных высших школ по обучению дизайну. До последнего времени основная подготовка дизайнеров велась в Екатеринбургском (Свердловском) архитектурном институте. Некоторым итогом этой достаточно длительной работы стала книга «Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте», изданная в 1989 г. в ВНИИТЭ. Естественно, что в основе дизайнерской подготовки лежали идеи БАУХАУЗа и ВХУТЕМАСа, но, тем не менее, они имели свою специфику. Авторы книги Н. П. Чуваргина и И. В. Щепкин так формулируют концепцию обучения композиции в Свердловском архитектурном институте:

«Содержание композиционной подготовки определяет комплекс зданий и умений, необходимых дизайнеру как фундамент для овладения деятельностью. Основу его составляют принципы и закономерности построения объемно-пространственной композиции, изучения видов композиции и свойств форм (геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве, светотень, свет) средства выявления формы и пространства, (ритм, тектоника, пропорции, масштаб и масштабность, контраст — нюанс, симметрия — асимметрия, статика — динамика)… Графическое моделирование рассматривается как средство объектов окружающего мира и средство художественно-конструкторского творчества. С его помощью можно исчерпывающе выразить свойства и качества объектов — размеры, конструкцию, отношения с предметной или природной средой, гармонию форм, пропорцию, статичность или динамичность построения легкость или тяжеловесность предмета». [28]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: