Сенежская школа дизайна

Работа в области изучения пропедевтики велась не только в стенах советских ВУЗов, но и в других довольно интересных структурах. Одной из структур, где велась своеобразная и плодотворная работа над проектной деятельностью, была Сенежская студия по дизайну, которую основали Карл Кантор и Евгений Розенблюм, а руководил процессом Марк Коник. Методика преподавания велась на основе курса «Основы композиции и колористики». «Здесь „весь ход проектирования строился как целенаправленная серия упражнений на формообразование и колористику“, а проектная реальность была как бы зашифрована в пропедевтической и дешифровалась лишь на последнем этапе, когда элементы композиции и их связи получали свои объективные имена. Пропедевтика становилась способом и средством пластической рефлексии как внутри проектирования, так над ним. Рефлексии, достигающей уровня основных вопрошаний о мире, хаосе и порядке в нем, отражающей „понимание и умение его автора найти свое место художника и системой“»[29], — так описывает происходящее на Сенежских семинарах известный культуролог Олег Генисаретский.

Многолетний руководитель Сенежских семинаров по дизайну Марк Коник так формулировал концепцию студии:

«Цель курса — формирование структур проектного сознания, привитие навыков работы с первичными средствами проектирования.

Задача курса — выработать умение организовать ограниченную плоскость, рельеф или пространство любыми элементами и их сочетаниями, формируя в результате различные, ясно характерные композиционные образы, с условием соответствия поставленной задаче.

Объект — условно ограниченная «чистая» плоскость или пространство (нулевая ситуация), существующая композиционная тема (ее трансформация), неупорядоченная хаотическая ситуация.

Действие — выполнение упражнений по организации плоскости, рельефа или пространства, оперирование графическими или объемными элементами.

Материал — любой, наиболее выражающий замысел, по усмотрению автора».

Работа Сенежских семинаров по дизайну основывалась на пропедевтике как основе развития композиционного мышления. Методика предусматривала, кроме работы над конкретными проектными заданиями, параллельное изучение основ композиции уже под углом художественного проектирования.

Тематика исследований была следующая:

1. Первичные графические элементы

2. Негативное и позитивное пространство или силуэт и поле

3. Взаимоотношение двух элементов

4. Организация подобных элементов. Связи подобий

5. Акценты в рядах подобных элементов

6. Контрасты

7. Доминанта

8. Центр

9. Симметрия — асимметрия

10. Ритм — движение — направление

11. Композиционные состояния

12. Членение плоскости или пространства

13. Простые отношения

14. Сложные (иррациональные) отношения

15. Экспрессивные» [30]

В основе обучения в Сенежской студии, где сам процесс овладения новыми компетенциями шел два месяца, лежала специфическая обучающая система. Художники, приезжающие на семинары, имели уже достаточный опыт в работе над дизайн-проектами. Поэтому и обучение строилось на взаимодействии пропедевтических упражнений и работой над проектом. В основе лежало несколько позиций:

«1. Из проектной ситуации вычленяется частная композиционная или колористическая задача, затем в форме упражнений «проигрываются» варианты ее решения. Найденные результаты «возвращаются» в проект, трансформируя его проектное содержание.

2.Описанная схема имеет столь частый ритм, что весь ход проектирования рассматривается как цельно направленная серия упражнений на формообразование и колористику. Проектная реальность в этом случае как бы зашифрована и дешифруется на последнем этапе, когда все элементы общей композиции и их связи получают свои «объективные» имена.»[31]

При всех положительных аспектах в преподавании и осмыслении композиции в проектной деятельности, в силу специфических условиях советской действительности, деятельность Сенежской студии носила умозрительный, отвлечённо-теоретический характер, не связанная напрямую с живым производством и новейшими тенденциями производственного дизайна, хотя и внесла свой вклад в саму пропедевтическую методику.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные особенности преподавания композиции в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в 60-80 г. ХХ века.

2. Назовите основные особенности преподавания композиции в Свердловском архитектурном институте в 60-80 г. ХХ века.

3. Назовите основные принципы преподавания композиции в Сенежской студии.

4. В чем принципиальное отличие изучения композиционных приемов в Сенежской студии от преподавания композиции в других архитектурных и дизайнерских ВУЗах?



Зарубежный опыт преподавания основам композиции (пропедевтики)

Перейдем к краткому анализу преподавания композиционной пропедевтики в зарубежных странах.Если анализировать программы, по которым происходит преподавание архитектурной и дизайнерской композиции, то можно прийти к выводу, что в основе их лежат принципы, созданные в 20-х года ХХ века в БАУХАУЗе и ВХУТЕМАСе. Именно формальная композиция дает возможность развить у студентов дизайнерское мышление, направленное на создание выразительных форм, вызывающих различные ассоциации у потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: