Любое судно состоит из корпуса, надстроек и оборудования.
Корпус судна образует водонепроницаемая оболочка – обшивка, подкреплённая балками набора. Корпус судна состоит из перекрытий днища, бортов и палубы.
С помощью вертикальных водонепроницаемых переборок судно разделяется на отсеки. Поперечными водонепроницаемыми переборками обязательно отделяют машинное отделение, носовой отсек – форпик и кормовой отсек – ахтерпик, а также трюмы для груза, пассажиров и т.д.
Рис. 5. Общее устройство судна |
Продольные водонепроницаемые переборки обязательно ставят на судах, перевозящих жидкие грузы. На других речных судах их применяют крайне редко. Отсеки с топливом или жидким грузом отделяют от соседних помещений короткими пустыми отсеками – коффердамами, которые часто оборудуют вытяжной вентиляцией.
Часть судов на протяжении от форпика до машинного отделения имеют водонепроницаемое внутренне дно, а также внутренние водонепроницаемые борта. Междудонные и межбортовые пространства могут использоваться для принятия балласта (забортной воды) или других целей.
Надстройки на судне служат для размещения жилых, бытовых и служебных помещений. Жилые и бытовые помещения включают каюты команды и пассажиров, столовые, красные уголки, рестораны, салоны, хозяйственные и санитарно-гигиенические помещения. К служебным помещениям относят ходовую рубку, радиорубку, камбуз и т.д.
По высоте надстройка может иметь несколько ярусов, которые над главной палубой называют обычно по номеру яруса.
Судовое оборудование объединяет: энергетические установки, механизмы, трубопроводы, системы передач энергии, которые обеспечивают движение, безопасность плавания, нормальную эксплуатацию и жилищно-бытовые условия экипажа и пассажиров.
В качестве судовой энергетической установки (СЭУ), главным образом, применяют двигатели внутреннего сгорания (ДВС). От СЭУ к движителю энергия передаётся, как правило, через валопровод.
Безопасность плавания обеспечивается надёжной работой судовых устройств (рулевого, подруливающего, шлюпочного, якорного) судовых систем (противопожарной, осушительной, управления и контроля главными, и вспомогательными двигателями) из ходовой рубки, а также с помощью радиосвязи и радионавигационного оборудования.