При описании формы корпуса используются следующие основные координатные плоскости:
«Диаметральная плоскость» (ДП) – вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна, которая делит судно на правый и левый борта.
«Плоскость мидель шпангоута» (МШ) – вертикальная плоскость, которая проходит посередине длины судна и делит судно на две равные половины – носовую и кормовую.
Рис. 6. Основные плоскости судна. |
«Плоскость конструктивной ватерлинии» (КВЛ) – ватерлиния, соответствующая расчётному полному водоизмещению судов. Эта плоскость отделяет подводную часть судна от надводной части.
«Основная плоскость» (ОП) – горизонтальная плоскость, походящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса без выступающих частей.
Главными размерениями судна являются – длина L, ширина – В, высота борта – Н, и осадка – Т. Точное значение этих величин необходимо судоводителю для решения различных эксплуатационных задач при швартовках, плавании по мелководным участками, шлюзовании, прохождении судоходных пролётов мостов и воздушных переходов.
Также от соотношения главных размерений корпуса судна, зависит его ходкость, управляемость, остойчивость и другие качества.
Рис. 7. Главные размерения судна |