Состав и назначение рулевого устройства

 

Рулевое устройство предназначено для управления направлением движения судна. В состав простейшего рулевого устройства входит: руль (перо руля с баллером); рулевой привод; рулевая машина; аксиометр и пост управления.

 

Рис. 12. Состав простейшего рулевого устройства

 

Руль – металлическая пластина, опущенная вертикально в воду в кормовой части судна. По типу рули бывают: простой; балансирный; полубалансирный.

Рулевой привод – устройство, передающее усилие к баллеру руля от рулевой машины. Рулевой привод может быть: секторный; румпельный; секторно-румпельный; винтовой, штуртросовый.

 

Рис. 13. Типы рулей

Рулевая машина – устройство, создающее усилие для поворота баллера с пером руля или насадкой.

Аксиометр – прибор, показывающий угол перекладки пера руля относительно диаметральной плоскости судна (ДП).

 

Рис. 14. Поворотные насадки

На речных судах, особенно буксирах – толкачах, широкое распространение получили поворотные насадки. Они представляют собой движительно-рулевой комплекс, обеспечивающий судну движение и поворотливость. Поворотные насадки могут быть раздельно управляемые или синхронные.

Главными преимуществами применения поворотных насадок являются увеличение тяговых характеристик движителя и повышенная маневренность судна.

Основной недостаток: при прекращении вращения движителя (винта) судно теряет управляемость. Для компенсации этого явления в оконечности насадки устанавливают вертикальную пластину (стабилизатор), которая выполняет функцию руля.

В последние годы всё чаще появляются суда, оборудованные поворотными рулевыми колонками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: