Рулевое устройство предназначено для управления направлением движения судна. В состав простейшего рулевого устройства входит: руль (перо руля с баллером); рулевой привод; рулевая машина; аксиометр и пост управления.
Рис. 12. Состав простейшего рулевого устройства |
Руль – металлическая пластина, опущенная вертикально в воду в кормовой части судна. По типу рули бывают: простой; балансирный; полубалансирный.
Рулевой привод – устройство, передающее усилие к баллеру руля от рулевой машины. Рулевой привод может быть: секторный; румпельный; секторно-румпельный; винтовой, штуртросовый.
Рис. 13. Типы рулей |
Рулевая машина – устройство, создающее усилие для поворота баллера с пером руля или насадкой.
Аксиометр – прибор, показывающий угол перекладки пера руля относительно диаметральной плоскости судна (ДП).
Рис. 14. Поворотные насадки |
На речных судах, особенно буксирах – толкачах, широкое распространение получили поворотные насадки. Они представляют собой движительно-рулевой комплекс, обеспечивающий судну движение и поворотливость. Поворотные насадки могут быть раздельно управляемые или синхронные.
|
|
Главными преимуществами применения поворотных насадок являются увеличение тяговых характеристик движителя и повышенная маневренность судна.
Основной недостаток: при прекращении вращения движителя (винта) судно теряет управляемость. Для компенсации этого явления в оконечности насадки устанавливают вертикальную пластину (стабилизатор), которая выполняет функцию руля.
В последние годы всё чаще появляются суда, оборудованные поворотными рулевыми колонками.