Данные упражнения способствуют развитию ощущения свободы и пластики предплечья и плеча.
1. Упражнение «Журавль». Выполняется стоя (ноги вместе). Исходное
положение – вытянуть руки в стороны. На счет «раз-и» - бросить свободные руки вниз. Кисти рук должны удариться о бедра. На счет «два-и» - вернуться в исходное положение. Таким образом, ребенок как бы изображает летящего журавля.
Рис.13
2. Упражнение «Обезьянка». Ученик должен повторить движения
учителя. Упражнение выполняется в положении стоя. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. На счет «раз-и» - руки необходимо поднять и согнуть в локтях перед грудью. При этом ладони должны касаться друг друга. На счет «два-и» - руки падают вниз и возвращаются в исходное положение.
Организация кисти.
При игре на фортепиано кисть пианиста должна иметь округлую куполообразную форму: все суставы видны, не прогибаются внутрь купола.
Естественно свободная кисть имеет округлую форму и соответствует пианистическим требованиям ее организации. В этом можно убедиться, глядя на кисть руки, свободно висящей вдоль корпуса: пальцы полусогнуты, не напряжены, не сжаты – кисть имеет пианистически правильную форму. Эту природную организованность руки можно использовать в упражнении у стола.
Упражнение «Барабанщик»
Рост ребенка шести-семи лет, стоящего у стола стандартной высоты, обеспечивает естественное положение рук, лежащих на столе от локтя до кисти: локти слегка отведены от корпуса, пальцы свободной кисти всегда округлены и касаются поверхности стола «подушечками».
1.Первый этап. Выстукиванием ритма стишка всеми пятью пальцами попеременно каждой рукой на столе.
2.Второй этап. Выстукивание стихотворного ритма попеременно каждой рукой и разными пальцами.
Простукивание ритма всеми пальцами создает у ученика зрительное представление о правильной форме кисти, но при этом ощущение пружинистости свода (суставов кисти) часто не возникает – кисть расслаблена. Удары отдельными пальцами уже предъявляют требования к опоре пальца на сустав кисти (свод). Поэтому рекомендуется промежуточное звено: работа каждого пальца в паре с первым, создающая ощущение свода. Первый палец, как бы противостоящий каждому из играющих с ним пальцев, помогает ощутить свод как пружинистую арку. Таким образом, от восприятия внешней формы кисти осуществляется переход к приобретению технических ощущений.
Упражнение может выполняться в двух вариантах. С постоянной аппликатурой: весь стишок выстукивается одинаковыми парами пальцев обеих рук. Пары пальцев меняются лишь при повторении задания. Во втором, более сложном, варианте аппликатура все время меняется. Например:
Реч – ка, реч – ка
I-5 I-5 I-4 I-4
лев. пр. лев. пр.
Проз –рач - на – я во - ди – ца
I-3 I-3 I-3I-3I-2 I-2I-2
лев. лев. пр. пр. лев. лев. пр.
Во втором куплете аппликатура может повторяться, но в обратном порядке:
Ку – да, ку – да ты бе – жишь так – быс – тро
I-2 I-2I-3 I-3I-4 I-4I-4 I-4 I-5 I-5
лев. пр. лев. пр. лев. пр. лев. пр. лев. пр.
Выполняя это упражнение в трех вариантах последовательно (всеми пальцами вместе, парами, затем отдельно каждым), мы достигаем нескольких целей: определяется правильное положение локтя, форма кисти, создается первое ощущение свода (мышечная организация суставов кисти), тренируется самостоятельное движение запястья.
При перенесении этого упражнения на фортепиано, оно приобретает иную форму и изменяет название.