Сцепление. Схема работы, устройство и классификация

ТРАНСМИССИЯ  ТРАКТОРОВ

Шасси трактора включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизм управления.

Трансмиссия состоит из агрегатов (рис. 12.1), передающих вращающий момент от двигателя ведущим колесам и изменяющих этот момент и частоту их вращения как по величине, так и по направлению. В трансмиссию входят сцепление 7, коробка передач 2 и ведущий (задний) мост. Для передачи вращения и вращающего момента между агрегатами используют промежуточное соединение 10 или карданную передачу 8. Задний мост колесного трактора включает в себя главную передачу 3, дифференциал 4

конечные передачи 5. У колесного трактора со всеми ведущими колесами 6 дополнительно имеются передний ведущий мост со своей главной передачей 3 и дифференциалом 4.заднем мосту гусеничного трактора кроме главной и конечных передач установлены механизмы поворота 11.

Для смазывания вращающихся деталей коробки передач (без гидравлического управления), как и других деталей трансмиссии, применяют масло трансмиссионное ТМ-3-18, ТАп-15в или ТСп-15к. Для коробок передач с гидроуправлением используют моторное масло.

 

 

Рисунок 12.1. Схемы составных частей трансмиссии колесного (а) и гусеничного (б) тракторов:

1 – сцепление; 2 – коробка передач; 3, 5 и 8 – соответственно главная, конечная и карданная передачи; 4 – дифференциал; 6 – ведущее колесо (звездочка); 7 – раздаточная коробка; 9 – гусеница; 10 – промежуточное соединение; 11 – механизм поворота

 

Сцепление. Схема работы, устройство и классификация

Сцепление служит для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании трактора с места.

На тракторах используют фрикционное сцепление. Его работа основана на использовании сил трения. В качестве трущихся поверхностей служат диски, изготовленные из материала с высоким коэффициентом трения. В зависимости от передаваемого вращающего момента необходимо применять разное число трущихся элементов, поэтому сцепление может быть одно-, двух- и многодисковым.

Ведущий (нажимной) диск 1 (рис. 12.2) соединен с маховиком, а ведомый 3 посажен на валу 8 сцепления. Маховик 4 выполняет одновременно функцию ведущего диска.

 

 


 

 

 

Рисунок 12.2. Сцепление

 

1 и 3 – ведущий и ведомый диски; 2 – пружина; 4 – маховик; 5 – отжимной рычажок; 6 – выжимной подшипник; 7 – педаль; 8 – вал сцепления; 9 – кожух

 

Между нажимным диском 1 и кожухом 9 по окружности размещены пружины 2, зажимающие ведомый диск между нажимным диском и маховиком. В результате трения, возникающего между ними, вращающий момент передается от двигателя на вал сцепления.

 

Сцепление управляется механизмом выключения. Выжимной подшипник 6 перемещается с помощью вилки и тяги от педали 7. Подшипник нажимает на внутренние концы рычажков 5, а наружные отводят нажимной диск от ведомого, и сцепление выключается. Когда педаль отпускают, нажимной диск под действием пружин 2 прижимает ведомый диск к маховику – сцепление включается. Плавность включения обеспечивается за счет начального проскальзывания дисков до момента полного прижатия одного к другому. Сцепление описанного типа называют сухим, постоянно замкнутым.

 

 


Механизм выключения

Механизм выключения сцепления может иметь механический, гидравлический или пневматический приводы.

 

Механический привод. Основные элементы–педаль,выжимной подшипник,вилки выключения сцепления и включения тормозка, рычаги вилок и тяг.

Для снижения усилия, прикладываемого водителем к педали, механизмы выключения многих тракторов снабжены усилителями. В качестве усилителя рассматриваемого сцепления применен механический сервоусилитель. Он состоит из пружины и кронштейна с упорным болтом. В начале хода педали сцепления пружина сжимается, а затем, разжимаясь, помогает полностью выключить сцепление.

Гидропривод. Основные элементы–гидроусилитель,бак гидросистемы игидронасос. Гидропривод можно представить себе, если вместо тяги сцепления установить гидроусилитель. В этом случае при нажатии на педаль переместится золотниковая втулка гидроусилителя, которая направляет поток рабочей жидкости от гидронасоса на поршень гидроусилителя, действующий на рычаг сцепления и выжимной подшипник. Сцепление выключается силой давления рабочей жидкости. С другой стороны поршня жидкость выходит в гидробак. При включенном сцеплении гидронасос свободно перегоняет рабочую жидкость из бака через гидроусилитель снова в бак.

Пневмопривод. Такой механизм состоит из пневмокамеры,закрепленной накорпусе сцепления с левой стороны, и следящего устройства.

Сжатый воздух из пневмосистемы трактора через клапан поступит в пневмокамеру и переместит шток, который, воздействуя на рычаг вилки, выключит сцепление.

Гидро- и пневмоусилители широко применяют в механизмах управления тракторов. При их разнообразии по назначению и устройству усилителям свойственно следящее действие


КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ.

Коробка передач (КП) служит для изменения силы тяги и скорости движения трактора в зависимости от условий работы. С помощью. КП можно изменить направление движения вперед или назад и отключить работающий двигатель от трансмиссии при остановке.

 

Действие КП основано на том, что вращение от коленчатого вала двигателя передается на ходовую часть через зубчатые шестерни с определенным передаточным числом на каждой передаче.

 

Число, показывающее, во сколько раз изменяется частота вращения ведомого вала по сравнению с ведущим или во сколько раз ведомая шестерня больше (меньше) ведущей (по числу зубьев), называется передаточным числом. Если в передаче участвует несколько пар шестерен, то общее передаточное число получается перемножением передаточных чисел всех пар шестерен, участвующих в передаче. На рис. 13.1 показана простейшая КП с тремя передачами переднего хода и одной задней. При введении в зацепление самой малой шестерни, расположенной на ведущем (первичном) валу 3, с самой большой шестерней на ведомом (вторичном) валу 2, включается первая (низшая) передача. Частота вращения ведомого вала будет наименьшей по сравнению с частотой его вращения при зацеплении других пар шестерен, а вращающий момент – наибольшим.

 

 

Рисунок 13.1. Простейшая коробка передач:

 

1 – двойная шестерня заднего хода; 2 и 3 – ведомый и ведущий валы; 4 – корпус; 5 – вилки; 6 – кулиса; 7 – рычаг переключения передач; 8 – фиксатор; 9 – ползуны

 

Подвижные шестерни (каретки) ведущего вала передвигаются рычагом 7 переключения передач через вилки 5, которые перемещаются вместе с ползунами 9 или по ним как по направляющим. Для фиксации передачи и для того, чтобы не было самопроизвольного переключения, предусмотрены фиксаторы 8. Чтобы исключить одновременное передвижение двух ползунов и включение двух передач, в КП расположена направляющая пластина – кулиса 6.

 

При работе по возможности выбирают более высокую передачу для большей экономичности работы двигателя и достижения высокой производительности. Чем больше передач в КП, тем полнее используется мощность двигателя при переменной нагрузке.

 


Передачи тракторов можно условно разделить на три группы: основные, транспортные и замедленные.

Основные передачи (рабочего диапазона) соответствуют рабочим операциям в полевых условиях при агрегатировании трактора с сельскохозяйственными машинами. У тракторов этим передачам соответствуют скорости 5...14 км/ч.

 

Транспортные передачи включают при перевозке грузов тракторными поездами и переездах машинно-тракторного агрегата. У колесных тракторов таким передачам соответствуют скорости: 15...30 км/ч, у гусеничных – около 15 км/ч.

 

Замедленные передачи необходимы для качественного выполнения некоторых технологических процессов (работы с рассадопосадочными, корнеклубнеуборочными и другими машинами), которые выполняют на скоростях 0,6…0,4 км/ч.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: