Виды нетрадиционных уроков
1.Урок - деловая игра, ролевая игра.
2.Урок - конференция, пресс- конференция
3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей
4.Урок - КВН
5.Урок взаимообучения учащихся
6.Уроки творчества
7.Урок – бенефис
8.Урок – творческий отчет (учащихся)
9.Урок – конкурс
10. Интегрированный урок
11.Межпредметный урок
12. Межвозрастной урок
13. Урок – консультация
14.Урок – аукцион
15.Урок - парадокс
16. Урок – экскурсия, заочная экскурсия
17. Урок – путешествие
18. Урок «Что? Где? Когда?»
19.Урок – зачет
20.Урок – литературная гостиная
21.Урок – музыкальный салон
22.Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже и т.д.
23.Урок на производстве, в поле, в лесу, у реки
24.Нерегламентированный урок
25.Урок «Спрашивай – отвечаем» и т.д.
26. Конкурсные уроки
27. Урок – семинарское занятие
28. Урок – бой (предметный)
29. Урок – практикум
30. Урок – смотр знаний
31. Урок – инсценировка
32. Урок обмена опытом учащихся по рациональной организации учебной деятельности
|
|
33. Урок – общение
34. Урок – творческая игра
Признаки нетрадиционного урока:
1.Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
2.Место проведения урока – не только кабинет в школе, это может быть цех завода, фабрики, музей, лес, поле и т.д.
3.Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы.
4.Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя.
5.Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.
6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей и индивидуальных способностей и интересов.
7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности.
8. При подготовке к уроку использовать приём создания и организации работы инициативных групп, групп «специалистов» (из числа учащихся), занимающихся разработкой конкретных вопросов в соответствии со своими интересами.
9. В начале каждого полугодия вместе с учащимися наметить конкретные темы для нетрадиционных уроков, чётко сформулировать цели и задачи для каждого урока, определить инициативную группу для подготовки и проведения урока.
10. В подготовительный период учителю (с помощью учащихся – «специалистов») осуществлять помогающий контроль за деятельностью групп, быть консультантами по разным вопросам, проводить групповые и индивидуальные консультации, собеседования с учащимися.
|
|
11. Не отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартного урока, виды деятельности на уроке, предложенные учащимися.
12. Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.
Примечание. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно–воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.
Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.
Направления деятельности участников учебно – воспитательного процесса:
1. Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда – и их родителей), начиная с первого класса.
2. Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учётом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки к уроку.
3. Разделение класса на группы по интересам как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.
4. Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция), тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.
5. Нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем).
6. В течение всего урока действуют дети, учителю часто отводится регулятивная функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, иногда принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с детьми. Часть своих учительских функций учитель передаёт ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно – стимулирующие и др.)
7. На первый план выдвигаются цели развития и воспитания учащихся, активно подключается эмоциональная сфера школьников. Выявленные способности ребёнка (организаторские, актёрские, музыкальные и проч.) должны работать с максимальной отдачей, чтобы у каждого школьника осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значимости, уверенность в своих способностях.
8. Непременное введение в урок ролевых дидактических игр, соревнований, конкурсов, состязаний и т. д. для активизации интереса учащихся, стимулирования творчества, нестандартных решений.
9. Обязательное подведение итогов работы в виде анализа деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.
10. Анализируют деятельность на уроке сами учащиеся по разработанной (учителем и учащимися) схеме. Схемы – вариативные, часто меняющиеся в зависимости от того, на какой аспект деятельности и результатов от неё хотят выйти учитель и учащиеся.
Примечание. Обращение к нетрадиционным урокам предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством.
Активные формы обучения
Лекция – устное изложение учебного предмета или какой – нибудь темы, а также запись этого изложения.
Семинар – групповое практическое занятие под руководством преподавателя, совместный поиск (учителя и учащихся) ответов на поставленные проблемы.
Три правила