Уроки проводятся по программным и непрограммным произведениям, отличающимся остротой проблематики.
Срок подготовки – месяц. Задания даются по рядам (класс делится на группы). В каждой группе – ответственные за подготовку.
Подготовительный период. Работа с ответственными за подготовку: анализ отобранного материала, планирование урока, разработка системы вопросов для беседы с классом. Для всего класса – групповые консультации по основным проблемам художественного произведения. Весь класс соблюдает одно условие: ничего не читать по анализу данного произведения, чтобы составить о произведении своё собственное мнение.
Методика проведения: ведут урок сами учащиеся (три человека), затем вместе с учителем они анализируют свою работу, опираясь на мнение класса (интересно было на уроке или не интересно).
Домашнее задание: написать отзыв о произведении, аргументированно оценить деятельность учащихся, которые готовили и проводили урок – конференцию.
3. МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ, МЕЖВОЗРАСТНОЙ СЕМИНАР
Каждому классу – определённое задание в соответствии с интересами и способностями школьников.
Главный метод – ролевая игра с использованием ТСО, с включением элементов инсценировки.
Подготовительный период: учащиеся старшего класса разбиваются на группы, концентрирующиеся вокруг «специалистов». Эти группы готовят материал по теме семинара, каждая группа – с учётом деятельности избранной специальности. Не вошедшие в эти группы ребята создают агитбригаду, пишут сценарий для её выступления и готовят маленький сатирический мини – спектакль.
Роль учителя в подготовительный период: помощь в отборе материала, в написании сценария для агитбригады. Учащиеся младшего класса готовят вопросы «специалистам» по интересующим их вопросам.
Структура семинара: урок ведёт учитель – «специалист». Вступительное слово «специалиста». Далее идут выступления и ответы на вопросы «специалистов».
В заключение – выступление агитбригады.
Итог: ответ на серию вопросов учащихся, на них отвечают не только «специалисты», а все желающие ученики, в ответах они опираются на те знания, которые получены при изучении соответствующих тем по предметам.
Заключительная работа на семинаре: оценка деятельности «специалистов», определение победителя в конкурсах, объявленных до проведения семинара, в том числе для оформления кабинета, рекомендация литературы по теме семинара.
Время на межвозрастной семинар – 1, 5 часа.
4. УРОК – СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель урока – семинара: учить самостоятельной работе по отбору и обработке материала, расширять кругозор учащихся, способствовать сознательному усвоению знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся.
I этап: совместно с группой учащихся разработка плана урока – семинара, подбор литературы. Деление класса на подгруппы. Каждая группа получает своё задание.
II этап: самостоятельная работа групп над заданиями. Учащиеся работают с литературой, готовят наглядность, выпускают стенгазеты, плакаты, делают подборку интересных высказываний по теме семинара, готовят доклады, выступления. Во время этой работы учитель проводит индивидуальные и групповые консультации для учащихся по группам.
III этап: проведение семинарского занятия. На начальном этапе руководит занятием сам учитель, позже – руководителем может быть хорошо знающий предмет ученик. Этот этап может быть спланирован по – разному. Готовясь к одному занятию, ребята подбирают ответы на вопросы, предложенные им учителем (в виде плана семинара), а на занятиях отвечают по желанию, дополняя ответы друг друга и опираясь на подготовленную самими наглядность. На других занятиях учащиеся выступают с заранее подготовленным докладами, сообщениями (при этом группы соревнуются в качестве подготовки). На третьих занятиях – к работе подключаются заранее назначенные оппоненты и рецензенты.
IV этап: итоговая работа после семинара. Эта работа связывается с задачей углубления проработанного на семинаре материала. Выставка, выпуск стенгазеты, тематический зачёт и др. формы завершают изучение темы, по которой был проведён семинар.
УРОК – РОЛЕВАЯ ИГРА
Подготовительный период - 2 недели. Учащиеся делятся на 2 группы:
первая группа – «специалисты», вторая группа – «корреспонденты» журналов, молодёжных газет, а также «редакция» телепередачи «В мире животных», «фотокорреспондент». Учитель организует индивидуальную работу с «игротехником»: выдаёт ему примерный перечень опросов, которыми будут обмениваться «специалисты» и «корреспонденты», помогает игротехнику в подборке не знакомых никому фактов по теме деловой игры, рассчитанных на возбуждение интереса присутствующих.
Ведёт деловую игру «игротехник» - один из самых знающих предмет учащихся. Игротехник – связующее звено в работе двух групп, он не только организует взаимодействие между ними, разъясняет и корректирует вопросы к «специалистам», уточняет их ответы, его главная задача – создть условия для непринуждённого разговора, устранить на интеллигентной основе возникающие «острые» ситуации, с необидным юмором прокомментировать неубедительный ответ «специалиста» или не совсем тактичный вопрос «корреспондента».
УРОК – КВН
Структура урока – КВН
(Время подготовки определяется количеством часов для прохождения темы в целом).
1. Разминка команд (класс разделён на две команды).
2. Выполнение командами (на время) письменной работы по трём выриантам.
3. Проверка домашнего задания: конкурс газет; конкурс докладов и т.д.
4. Конкурс капитанов команд (им даётся по два задания на сообразительность и быстроту реакции на вопрос).
5. Викторина.
6. Подведение итогов работы судейской коллегией (ученики старших классов). Определение команды – победительницы, награждение членов команды.