Урок – заочная экскурсия

Главная цель: развитие интереса к природе, наблюдательности и любознательности школьников.

Подготовительный период: всех учащихся разделить на группы по интересам, каждой группе даётся задание – подготовить рассказ о том или ином животном, растении. Рассказ готовит вся группа, на уроке рассказывает один ученик от группы, остальные дополняют его при необходимости. Каждая группа готовит небольшую инсценировку из жизни птиц, животных, которым плохо живётся в разорённых и загрязнённых водоёмах. Учитель помогает ребятам в отборе материала, в работе над инсценировкой, привлекая себе в помощники родителей учащихся и старших школьников.

Структура урока – заочной экскурсии

1. Вступительное слово учителя: отправляемся на экскурсию, необходимо много увидеть, запомнить, чтобы потом рассказать своим друзьям. В конце экскурсии определим, кто самый внимательный, кто сумел увидеть больше всех.

2. Рассказ учащихся: от каждой группы выступает один ученик, другие дети дополняют выступающих, задают вопросы, делают уточнения.

3. Работа по учебнику (или по любой книге, описывающей жизнь растений и животных водоёмов), для каждой группы – индивидуальное задание. Работа – на время. Группа определяет, кто будет рассказывать о совместно изученном в книге (и здесь возможны дополнения, если рассказ получится неточным или неполным).

4. Дидактическая игра – аукцион «Кто знает (увидел) больше?

Например: «Какие растения поля встретились вам на этой экскурсии?»

5. Дидактическая игра «Кто быстрее?» - работа по карточкам с индивидуальными заданиями. Задания составлены на основе материала из отсроченного домашнего задания каждой группе (на уроке этот материал был раскрыт в рассказах учащихся – представителей групп).

6. Показ приготовленных инсценировок.

7. Подведение итога заочной экскурсии: дети сами определяют, чей рассказ, инсценировка были самыми интересными, объясняют, почему они так считают. Что помогло составить такой интересный рассказ, инсценировку (авторы были наблюдательны, ничего не пропустили на экскурсии, всё сумели подметить, запомнить и интересно рассказать товарищам).

8. Учитель: «К каким выводам мы пришли?».

УРОК – КОНКУРС ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ

Такой урок чаще всего проводится после изучения ключевых тем курса природоведения.

Главные цели урока: систематизация знаний по теме, развитие умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Подготовительный период (неделя - 2 недели): класс делится на группы (команды), во главе каждой команды – капитан (его выбирают сами дети).

Каждая команда получает задания: составить по два вопроса командам – соперницам, составить ребусы, шарады, викторины, приготовить рисунки по теме урока, подготовиться к их защите.

Структура урока – конкурса:

1. Разминка. Капитаны команд задают командам по два вопроса. Жюри (в его составе старшеклассники, родители) оценивает вопросы и ответы, записывают на доску баллы, которые заработала каждая команда.

2. Весёлая минутка: ребусы, шарады, викторины. Кто быстрее и правильнее. Жюри оценивает работу команд.

3. Конкурс рисунков, их защита (рисунки заранее представлены на классной выставке). Жюри оценивает эту работу команд.

4. Конкурс капитанов: устное сочинение. На билетиках написано темы. Капитаны тянут жребий, определяясь, кому какая тема достанется и в каком порядке будут представлены устные сочинения по предложенным темам. Время подготовки к устному сочинению – 5 минут. В эти 5 минут капитаны слушают членов своей команды, которые стараются снабдить капитанов нужной информацией по теме сочинения. Задача капитанов – обобщить полученную информацию и составить интересное устное сочинение. Жюри оценивает коллективную работу команд.

5. Дидактическая игра «Кто где живёт». Каждой команде выдаётся по нескольку картинок животных. Их задача – прикрепить картонку на карту природных зон в месте обитания данного животного.

6. Диапозитивы: что где растёт. Каждая команда демонстрирует свои диапозитивы и комментирует их.

7. Подведение итога: всё увиденное, услышанное обобщается каждой командой в виде короткого устного рассказа по теме урока (от имени команды выступает с обобщением капитан или любой выбранный ребятами член команды).

Выступление членов жюри: определяются победители, награждаются книгами, открытками и др.

УРОК – КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: подготовка к сочинению на тему: «……………..»

Главные цели: формирование умений по организации самостоятельной работы в процессе подготовки к сочинению.

Подготовительный этап (отсроченное домашнее задание): выбрать тему, отобрать материал и т.д.

Структура урока – консультации:

1. Вводное слово учителя. Чёткое целеполагание: на уроке мы вместе должны обдумать трудную тему домашнего сочинения, отобрать материал к данной теме, определить содержание, стиль изложения, составить план, написать вступление, вспомнить некоторые правила орфографии, пунктуации и цитирования.

План работы на доске:

1. Обдумать тему (её границы, материал к теме, стиль изложения).

2. Составить развёрнутый план к сочинению.

3. Написать варианты вступления к сочинению.

II. Осмысление темы сочинения: работа над выдвинутыми тезисами.

Первый тезис:

Второй тезис:

Третий тезис:

Четвёртый тезис: и т.д.

В процессе осмысления темы сочинения учитель организует

беседу в нужном направлении.

Завершается разговор ВЫВОДАМИ, которые делает каждый самостоятельно, записывает в тетрадь, затем отдельные ученики (по желанию) зачитывают свои выводы (по выдвинутым тезисам), ребята совместно с учителем тактично (без категоричности) комментируют эти выводы, подкрепляя свои комментарии аргументами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: